Экономика знаний: концептуальная основа и опыт Туркменистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 15.03.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Джумаев, Р. Р. Экономика знаний: концептуальная основа и опыт Туркменистана / Р. Р. Джумаев, М. Э. Атаева, О. И. Чариева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100767/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: экономика знаний, постиндустриальная экономика, инновации, человеческий капитал, образование.

В современном мире возрастает роль образования в формировании конкурента-способной экономики и высоконравственной, интеллектуально развитой личности. Образование и наука выступают «главными факторами общественного и экономического прогресса развитых стран, основным капиталом данных стран становится интеллект», человеческий капитал. Результат социально-экономической модернизации современной экономики и общества в значительной степени связан с развитием образования. Проводимые реформы в данной сфере требуют значительных инвестиций. От количества образованных людей зависят уровень экономического, политического, социально-культурного развития государства, общественная производительность труда, интеллектуальный потенциал страны, место, занимаемое государством в международных рейтингах и аналитических исследованиях.

Концептуальная основа

Экономика образования — одно из самых молодых и быстро развивающихся направлений в экономической теории. Ее зарождение как науки относят ко второй половине ХХ в. В 1960–1970-е гг. исследователи все активнее начинают рассматривать влияние образования на темпы экономического роста страны.

Экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний; также-следующий этап большого развития экономики и общества передовых стран мира. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний — высший этап развития инновационной экономики и является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества. Так же, экономику знаний можно разделить на следующие значения:

  1. Экономика знаний — экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.
  2. В социологии: экономика ежедневной технологической революции.
  3. Экономика знаний-высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, а потому в наибольшей степени характерна для самых развитых стран таких как: США, Германия, Великобритания, Республика Корея и Япония.

Следует подчеркнуть, что основным отличием экономики знаний от экономики инноваций является то, что в случае первой знания становятся самоценным товаром, который можно выдвинуть на рынок. В случае последней знания являются необходимым условием создания инноваций, однако главной движущей силой такого вида экономики являются именно новые технологии, постоянное внедрение инновационных способов производства в экономику, продажа и покупка инноваций, технологий.

Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором в создании новейших технологий, развитии производств, повышении их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы.

Перспективы создания точек роста экономики знаний в Туркменистане

В Туркменистане сформулирована и функционирует эффективная национальная образовательная система. Конституцией Туркменистана и Законом «об Образовании» гарантируется право каждого гражданина на обязательное бесплатное, равноправное и качественное начальное и среднее образование. Обеспечение населения качественным профессионально-техническим и высшим образованием имеет важное значение в контексте обеспечения дальнейшего экономического развития и благополучия страны. Вместе с тем немаловажно, чтобы образование было доступным для всех людей. Это было отражается в достижениях целей устойчивого развития ООН, которые активно внедряются в национальные программы Туркменистана.

Правительством уделяется особое внимание вопросам раннего развития детей. Важную роль играет сеть дошкольных учреждений, которая осуществляет подготовку детей дошкольного возраста к освоению образовательной программы начального образования в старших группах. В целях расширения охвата детей пред школьным образованием был разработан оперативный план по внедрению годичной пред школьной подготовки для всех детей в возрасте 5 лет. Кроме того, в дошкольных учреждениях размещены Центры раннего развития для детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создать инклюзивную среду для развития.

В 2017 году была принята Концепция развития системы цифрового образования в Туркменистане, целью которой является повышение качества образовательных услуг на базе цифровой платформы и создание условий для непрерывного образования для всех слоев населения. В соответствии с планом внедрения Концепции на базе сетевого программного обеспечения созданы цифровые образовательные порталы, где размещены материалы для самостоятельной подготовки студентов, поддержания ими связи с преподавателями, аудио-видео материалы, интерактивно-мультимедийные программы, презентации, лекции преподавателей, издания научно-практических конференций и т. д. С использованием цифровых образовательных технологий систематически организуются дистанционные занятия, видеоконференции между вузами, а также с зарубежными вузами-партнерами по сотрудничеству в образовательной сфере.

В перспективе перед Туркменистаном стоит задача перехода к непрерывному образованию — процессу роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности на протяжении всей жизни. Это в свою очередь отражает важность привлечения инвестиций в человеческий капитал и создания инновационной экономики в целом.

Заключение

Основной экономической функцией сферы образования является воспроизводство человеческого капитала, высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики. Образовательная деятельность направлена не только на передачу, распространение и усвоение сформировавшихся знаний, но и на генерирование новых знаний. Для этого прежде в него нужно вложить капитал в образование. Таким образом, образование и наука выступают «системообразующими факторами стратегии развития государства, основой национальной безопасности страны, определяют конкурентоспособность национальной экономики.

Литература:

  1. Бердымухамедов Гурбангулы. Туркменистан на пути достижения Целей устойчивого развития. — А.: Туркменская государственная издательская служба, 2018.
  2. Добровольный национальный обзор Туркменистана. Ашхабад, 2019.
  3. Статистический ежегодник Туркменистана, государственный комитет Туркменистана по статистике, 2021.
  4. Мурадов А. Н. Экономика знаний как формирующаяся экономическая система //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2022. — №. 2. — С. 46–50.
  5. Тюкавкин И. Н. Экономика знаний //Вестник Самарского государственного университета. — 2014. — №. 6 (117). — С. 145–150.
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-ekonomike-i-ekonomika-obrazovaniya https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovaniya-i-nauki-v-sovremennom-mire https://руни.рф/index.php/Экономика_знаний
Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, экономика знаний, инновационная экономика, Туркменистан, постиндустриальная экономика, высший этап развития, информационное общество, непрерывное образование, образование, повышение качества.


Похожие статьи

Ценностная составляющая модернизации: российский и зарубежный опыт

Современное образование: переход к новой парадигме

Корпоративная культура: структура и аспекты построения

Новая парадигма экономического развития: институты, инновации и «экономика знаний»

В статье, посвященной проблеме формирования экономики знаний как новой формы экономической системы, проведен анализ особенностей процесса взаимодействия ключевых факторов данного процесса (институты, инновации, национальная инновационная система, инт...

Некоторые вопросы формирования инновационной стратегии развития территорий

В работе рассмотрены актуальные проблемы формирования стратегии развития территорий Республики Узбекистан в условиях реализации новой модели экономики, основанной на знаниях.

Академическая мобильность в вузах Кыргызстана

В статье рассмотрены теоретические основы процессов глобализации в мировом образовательном пространстве. Большое внимание уделяется академической мобильности иностранных студентов в вузах Кыргызской Республики.

Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития

Статья посвящена необходимости широкого внедрения гуманистических технологий в системе образования на фоне современных тенденций и процессов общественного развития.

Формирование российского образования через призму интеграции в общеевропейскую систему образования

Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия

Автор данной статьи рассмотрел основные аспекты процесса глобализации мирового экономического пространства на современном этапе. Был проведен обзор рейтинга уровня глобализации мировых стран за 2012–2017 гг. Также данная статья содержит возможные пос...

Роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании

В статье автор пытается описать роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании.

Похожие статьи

Ценностная составляющая модернизации: российский и зарубежный опыт

Современное образование: переход к новой парадигме

Корпоративная культура: структура и аспекты построения

Новая парадигма экономического развития: институты, инновации и «экономика знаний»

В статье, посвященной проблеме формирования экономики знаний как новой формы экономической системы, проведен анализ особенностей процесса взаимодействия ключевых факторов данного процесса (институты, инновации, национальная инновационная система, инт...

Некоторые вопросы формирования инновационной стратегии развития территорий

В работе рассмотрены актуальные проблемы формирования стратегии развития территорий Республики Узбекистан в условиях реализации новой модели экономики, основанной на знаниях.

Академическая мобильность в вузах Кыргызстана

В статье рассмотрены теоретические основы процессов глобализации в мировом образовательном пространстве. Большое внимание уделяется академической мобильности иностранных студентов в вузах Кыргызской Республики.

Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития

Статья посвящена необходимости широкого внедрения гуманистических технологий в системе образования на фоне современных тенденций и процессов общественного развития.

Формирование российского образования через призму интеграции в общеевропейскую систему образования

Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия

Автор данной статьи рассмотрел основные аспекты процесса глобализации мирового экономического пространства на современном этапе. Был проведен обзор рейтинга уровня глобализации мировых стран за 2012–2017 гг. Также данная статья содержит возможные пос...

Роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании

В статье автор пытается описать роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании.

Задать вопрос