В данной статье рассмотрены правовые аспекты защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Российской Федерации в сфере государственного и муниципального контроля.
Ключевые слова: форма защиты, судебная защита, государственный контроль, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, административная форма защиты, общественная форма защиты.
Осуществление государственного и муниципального контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеет строгую законодательную закрепленность, так, например, согласно положениям Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными [5].
Но на практике осуществление административных полномочий часто допускает серьезные нарушения закона, что сказывается на репутации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а иногда делает невозможным осуществление субъектом своей деятельности без помех в будущем.
Защиту прав субъектов предпринимательской деятельности следует понимать как ряд юридических мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав, которые осуществляются законодательно установленными способами и в определенных формах.
Объектами такого рода защиты являются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В научной юридической литературе под формами защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных и (или) оспариваемых прав. Её суть заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, может обратиться за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права либо пресечения правонарушения [7].
Форма защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяется исходя из специфики субъекта, осуществляющего защиту таких прав и законных интересов.
Закон указывает нам на существование трех форм защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно положениям Федерального закона 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется путем обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [5].
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выделяет также третью форму защиты, именуемую общественной, находит свое отражение в отдельной статье означенного закона, сущность её заключается в том, что деятельность объединений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемых организаций, может быть направлена на обеспечение защиты нарушенных прав, что говорит о том, что указанная форма защиты доступна для использования только специальными «коллективными» субъектами права [4].
Так, к примеру, согласно положениям статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения [2].
Астахова М. А. выделяет также разновидностью общественной формы защиты возможность участия в проверке Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте России [7].
Частью 2 статьи 39 Федерального закона 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что обжалование в судебном порядке решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев их судебного обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности [5].
Досудебная (административная) форма защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исходя из вышеуказанного положения закона выдвигается законодателем на передний план из чего можно сделать вывод о том, что судебная форма защиты прав, скорее рассматривается как альтернативная.
Административная защита может быть обязательной и альтернативной. При обязательной процедуре административная защита является обязательным досудебным порядком разрешения спора. Несоблюдение указанного порядка влечет ряд негативных процессуально-правовых последствий, препятствующих рассмотрению спора в дальнейшем в судебном порядке.
Административный порядок реализуется посредством обращения с жалобой в вышестоящий орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля либо к вышестоящему должностному лицу.
Законом установлено, что контролируемые лица имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Правовой основой реализации административной формы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выступает положение статья 11 ГК РФ, согласно которому защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде [2].
Параметры реализации указанной формы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержатся в главе 9 Федерального закона 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в которой регулируются, в том числе основные положения о порядке рассмотрения жалобы, требования к форме и содержанию жалобы, виды обжалуемых решений и действий, сроки подачи жалобы, основания отказа в рассмотрении жалобы, перечень которых является исчерпывающим, сроки рассмотрения жалобы и дачи не нее ответа [5].
Конкретный порядок рассмотрения жалобы определяется соответствующими положениями о виде контроля.
Важно в этой связи отметить тот факт, что органы прокуратуры Российской Федерации в установленном порядке осуществляют контроль за реализацией положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Неблагоприятное состояние законности в сфере деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требует усиления повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав ее субъектов.
Так согласно пункту 12 Приказа Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления нарушений закона органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прокурорами у данных органов дополнительно запрашиваются сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц [6].
Судебный порядок защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля обусловлен тем, что означенные субъекты правоотношений часто становятся объектами различного рода контрольных мероприятий, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления в рамках осуществляемой ими правоохранительными деятельности. К сожалению, на практике имеют место быть случаи нарушения означенными органами прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что, несомненно, вызывает необходимость их защиты.
В судебном порядке защита осуществляется посредством обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
Судебный порядок защиты предусматривает разрешение споров путем его рассмотрения в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Верховном и Конституционном судах.
Исковое заявление, смотря от категории спора, может быть подано как в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), так и в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Основное бремя по восстановлению нарушений или признанию оспариваемых прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лежит на арбитражных судах. Это неудивительно, ведь эти суды представляют собой государственный орган, который был создан специально для рассмотрения и разрешения хозяйственных споров между организациями, являющимися юридическими лицами, гражданами, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и имеет статус индивидуального предпринимателя.
Так согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности [1].
В случае КАС РФ формой обращения выступает административное исковое заявление.
В рамках своих полномочий Конституционный Суд Российской Федерации дает юридических лицам и индивидуальным предпринимателям право оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов и обращаться с жалобами в случае нарушения их конституционных прав и свобод.
Исходя из чего отметим, что судебный порядок защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусматривает специальный порядок их реализации и соответствующие правовые последствия.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что первоочередными препятствиями в осуществлении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нередко являются неправомерные действия должностных лиц государственных и муниципальных органов при осуществлении ими полномочий контроля (надзора) и изданные в этой связи незаконные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающие определенные ограничения, а также обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Исходя из означенной проблемы законодателем было предложено три формы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля: административная форма, судебная форма и общественная форма.
В отличие от Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля)» Федеральный закон 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установил в качестве основной формы защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в административном порядке, детально регламентировав ее параметры. Указанные изменения, устанавливая соответствующие требования, по своей сути, усиливают защиту субъектов предпринимательской деятельности в досудебном порядке, не приводя их долгим судебным тяжбам. Такие совершенствования закона, по моему мнению, являются обоснованными, поскольку устраняют пробельность регулирования административной формы защиты.
Литература:
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 10.01.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 22.02.2023).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 28.02.2023).
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2023).
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.02.2023).
- О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 04.03.2023).
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (вместе с «Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»): Приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 (ред. от 20.04.2022) «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 19.02.2023).
- Астахова М. А. Формы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) // «Безопасность бизнеса». 2017. № 1.