Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 09.03.2023

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Крестовская, Л. А. Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ / Л. А. Крестовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 219-222. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100615/ (дата обращения: 24.04.2024).



Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра позволяет им выразить свои эмоции и чувства, укрепить самооценку, научиться справляться с жизненными трудностями и развивать социальные навыки.

В статье приводятся примеры игровых терапевтических методик, которые могут быть использованы в работе с тревожными детьми с ОВЗ, такие как игры на улучшение самооценки, игры на развитие коммуникативных навыков, игры на улучшение моторики и координации движений. Также обсуждаются особенности проведения игровых терапевтических занятий с данной категорией детей, например, необходимость индивидуального подхода, использование специальных адаптивных игрушек и материалов.

В заключении авторы отмечают положительные результаты использования игровой терапии в работе с тревожными детьми с ОВЗ, такие как уменьшение тревожности и повышение уверенности в себе. Они подчеркивают важность интеграции игровой терапии в психологическую помощь данной категории детей и призывают к дальнейшему исследованию данной темы.

Ключевые слова : игровая терапия, педагогика, тревожность, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Тревожность является распространенным психологическим состоянием у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети могут испытывать тревогу в связи с трудностями в общении, ограничениями в движении, проблемами со здоровьем и другими факторами. Тревога может оказывать отрицательное влияние на их развитие и благополучие. В связи с этим возникает необходимость в использовании эффективных методов психологической помощи для уменьшения тревожности и повышения самооценки у детей с ОВЗ.

Одним из таких методов является игротерапия. Игра является естественным способом выражения эмоций и чувств, а также развития социальных и когнитивных навыков. Игротерапия позволяет детям с ОВЗ улучшить свою самооценку, научиться справляться с жизненными трудностями и развивать социальные навыки.

Цель данной статьи — рассмотреть применение игротерапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Игра является естественным способом выражения эмоций и чувств у детей. Игровые методики позволяют детям с ОВЗ выразить свои эмоции и чувства, которые они могут испытывать в связи с ограничениями в движении, трудностями в общении и другими факторами. Игра также способствует развитию фантазии, творческого мышления, социальных и когнитивных навыков.

У детей с ОВЗ тревога может быть вызвана различными факторами, такими как ограничения в движении, трудности в общении, неудачи в школе или личной жизни. Тревога может оказывать отрицательное влияние на развитие и благополучие детей. Игротерапия может помочь детям справиться с тревожностью, научиться управлять своими эмоциями и развивать социальные навыки [1, c. 316].

Игротерапия — это метод психотерапии, основанный на использовании игр и других видов творчества для достижения терапевтических целей. Игротерапия может применяться в работе с детьми и взрослыми, и она может помочь в различных ситуациях, таких как лечение психических расстройств, снятие стресса, повышение самооценки и развитие социальных навыков.

Игротерапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. В игротерапии используются различные игры, упражнения и техники, включая ролевые игры, рисование, пластилинотерапию, музыкотерапию, игры на развитие внимания и концентрации, и другие виды творчества.

Целью игротерапии является помочь клиенту развивать навыки социального взаимодействия, управления эмоциями и поведением, а также повышения самооценки и улучшения качества жизни. Игротерапия может быть особенно полезной для людей с психическими расстройствами, таких как тревожность, депрессия, расстройства аутистического спектра, нарушения поведения и другие психические и эмоциональные проблемы.

В игротерапии с тревожными детьми с ОВЗ могут использоваться различные методики, включая ролевые игры, игры с использованием конструкционных игрушек, творческие игры, игры с использованием музыки и т. д.

Одной из методик является игра в ролевые игры. Ролевые игры позволяют детям с ОВЗ развивать социальные навыки, такие как умение вступать в контакт с другими людьми, адаптироваться к новым ситуациям, решать проблемы и конфликты. В ходе ролевых игр дети могут играть различные роли, в том числе роли взрослых, что позволяет им лучше понимать мир взрослых и развивать эмпатию.

Еще одной методикой игротерапии являются игры с использованием конструкционных игрушек, таких как Лего. В ходе таких игр дети могут развивать творческое мышление, пространственное воображение и логические навыки. Кроме того, игры с использованием конструкционных игрушек могут помочь детям справляться со стрессом и тревогой, так как такие игры способствуют расслаблению и концентрации внимания [3, c. 98].

При проведении игротерапии с тревожными детьми с ОВЗ необходимо учитывать особенности их состояния и поведения. Дети с ОВЗ могут иметь нарушения восприятия, внимания, памяти и другие проблемы, которые могут оказывать влияние на их способность к игре. Поэтому игры должны быть адаптированы к возможностям и потребностям каждого ребенка.

Важно также создавать безопасную и поддерживающую среду для детей, где они могут чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои эмоции. Игротерапевт должен быть готов к работе с высокоэмоциональными детьми и иметь опыт работы с тревожными детьми с ОВЗ.

Игротерапия может быть эффективным инструментом для работы с тревожными детьми с ОВЗ. Она позволяет детям развивать социальные и когнитивные навыки, управлять своими эмоциями, справляться со стрессом и тревогой. Важно проводить игры, адаптированные к возможностям и потребностям каждого ребенка, и создавать безопасную и поддерживающую среду для работы с детьми [4, c. 67].

Одной из основных целей игротерапии является помощь детям в осознании своих эмоций и научиться управлять ими. Игры могут помочь детям выражать свои чувства и эмоции, обучить их навыкам релаксации и уменьшить уровень тревоги. Игротерапевты могут использовать различные игры, такие как настольные игры, ролевые игры, спортивные игры, творческие игры и другие, чтобы помочь детям выразить свои чувства и развивать свои социальные и когнитивные навыки.

Одним из примеров игротерапии для тревожных детей с ОВЗ является игра «Корабль мечты», которая помогает детям изобразить свои цели и мечты, а также понять, какие шаги им необходимо сделать, чтобы достичь этих целей. Игротерапевт может также использовать игры, которые помогают детям учиться контролировать свое дыхание и расслабляться, такие как «Шарики дыхания».

Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и их уровень развития. Игротерапевты должны иметь глубокие знания о ОВЗ и проблемах, с которыми могут столкнуться дети с ОВЗ, чтобы адаптировать игры к их потребностям и возможностям [6, c. 221].

Игротерапия может быть эффективным инструментом для работы с тревожными детьми с ОВЗ, помогая им развивать социальные и когнитивные навыки, управлять своими эмоциями и справляться со стрессом и тревогой. Это может помочь им улучшить качество жизни и достичь лучших результатов в учебе и социальном развитии.

Игротерапия также может помочь детям развивать лучшее понимание себя и своих возможностей. Различные игры и упражнения могут помочь детям узнать о своих сильных и слабых сторонах, а также о том, что они могут достичь. Это может помочь укрепить уверенность в себе и повысить самооценку, что в свою очередь может помочь им справляться с тревогой и стрессом.

Одним из примеров игры для развития лучшего понимания себя и своих возможностей является игра «Я уникален». В этой игре детям предлагается создать плакат, на котором они могут изобразить все, что они любят и что их делает уникальными. Это может помочь детям понять свои интересы и страхи, а также позволит им ощутить удовлетворение от самовыражения.

Кроме того, игротерапия может помочь детям развивать навыки коммуникации и учиться взаимодействовать с другими людьми. В играх, которые требуют взаимодействия, дети могут учиться слушать других и выражать свои мысли и чувства. Это может помочь им улучшить свои отношения с семьей и друзьями, а также помочь им в социальной адаптации.

Игротерапия является эффективным способом работы с тревожными детьми с ОВЗ, но ее применение требует профессиональной подготовки и опыта. Игротерапевты должны иметь знания о различных играх и упражнениях, которые могут быть использованы, а также о том, как адаптировать их к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ребенка.

Кроме того, игротерапия может быть эффективным дополнением к другим методам лечения, таким как психотерапия и фармакотерапия. Игры и упражнения могут помочь детям расслабиться и снять стресс, что может улучшить их отношения с другими людьми и уменьшить симптомы тревожности. Использование игротерапии в комбинации с другими методами может привести к более успешному и полноценному лечению детей с ОВЗ.

Однако, игротерапия не является универсальным решением для всех детей с ОВЗ, и не всегда может быть эффективна для каждого конкретного случая. Важно, чтобы игротерапия проводилась в рамках комплексного и индивидуального подхода к лечению каждого ребенка. Также необходимо учитывать, что игротерапия может не быть доступна везде, и родители могут столкнуться с трудностями в поиске специалистов, которые могут предоставить эту форму лечения [2, c. 103].

В целом, игротерапия может быть полезным и эффективным инструментом в работе с тревожными детьми с ОВЗ. Она может помочь детям расслабиться, развить навыки самовыражения и улучшить их отношения с другими людьми. Однако, для достижения наилучших результатов, игротерапия должна проводиться в рамках индивидуального и комплексного подхода к лечению каждого ребенка.

Игротерапия может быть особенно полезной для детей с ОВЗ, у которых есть проблемы в общении с другими людьми. В процессе игротерапии дети могут развивать навыки социального взаимодействия, такие как обмен мнениями, работа в команде и решение конфликтов. Они также могут учиться управлять своими эмоциями и поведением в контексте игры [5, c. 76].

Для проведения игротерапии обычно используются различные игры и упражнения, которые могут быть адаптированы к потребностям каждого ребенка. Например, игры на развитие внимания и концентрации, такие как «Пятнашки» или «Концентрируйся», могут помочь детям снизить уровень тревожности и улучшить память и внимание. Игры на развитие социальных навыков, такие как «Игра на угадывание эмоций» или «Ролевые игры», могут помочь детям научиться управлять своими эмоциями и устанавливать связи с другими людьми.

Одним из преимуществ игротерапии является то, что дети могут проявлять свои чувства и эмоции через игру и творчество. Игры и упражнения могут помочь детям выразить свои чувства и мысли без необходимости использования слов. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности в общении и выражении своих чувств и мыслей [7, c. 45].

В заключение, игротерапия может быть эффективным инструментом в работе с тревожными детьми с ОВЗ. Она может помочь детям развить навыки социального взаимодействия, управления эмоциями и поведением, а также улучшить отношения с другими людьми. Однако, чтобы достичь наилучших результатов, игротерапия должна проводиться в рамках комплексного и индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его потребности и особенности.

Литература:

  1. Барсукова, О. В. Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (из опыта работы в Центре игровой поддержки) / О. В. Барсукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (38). — С. 316–319.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. — 264 с.
  3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. — М., 2021. — 98 с.
  4. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 2018. — 155 с.
  5. Рудик О. С. Как помочь аутичному ребёнку: метод. пособие: книга для родителей / О. С. Рудик. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2018. — 207 с.
  6. Старшова, Д. И. Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ / Д. И. Старшова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 221–223.
  7. Экслайн В. Игровая терапия. — М.: Апрель-Пресс, 2018. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, навык, игровая терапия, ограниченная возможность здоровья, работа, эмоция, эффективный инструмент, индивидуальный подход, социальное взаимодействие.


Похожие статьи

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ

Этот прием особенно важен для детей с речевыми нарушениями, так как индивидуальный

Игра в социальной реабилитации детей с множественными...

Игра в социальной реабилитации детей с множественными...

 Игра — чем она является для ребенка с множественными нарушениями интеллекта?

Как часто замечает Д. Винникот, «игра сама по себе является терапией.

Их основная задача — построить игровое взаимодействие таким образом. Чтобы игроки.

игра, ребенок, ограниченная возможность здоровья, познавательный интерес, занятие, развитие...

Социономические средства развития коммуникативных навыков

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, средство, навык, развитие личности, средство

Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ.

- Консультация «Изотерапия и арт-терапия как средство социализации детей с ОВЗ».

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

...со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Однако очевидным является и тот факт, что работа с детьми с ОВЗ требует глубокого изучения и

Специалисты Лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные программы

У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены.

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная...

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются

Мы определили для себя особенности социо-игрового подхода, применимые в коррекционной работе

– Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков

В результате применения социо- игровой технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, игра, игровая деятельность, таблица, игрушка, игровая терапия, рука, действие, мелкая моторика, игровая ситуация.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном... Как же взрослому вести себя в игровой...

Педагогический проект «Формирование, сохранение и укрепление...»

— Изучение работы Т. П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». — Изучение работы П. Л. Жияновой «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна».

—Тренинг по оптимизации психофизического здоровья педагогов.

индивидуальные (на начальных этапах работы) и мало-подгрупповые (в...

Социализация обучающихся младшего школьного возраста

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ: – технология разноуровнего обучения

– технология проблемного обучения, – проектная деятельность, – игровые технологии

Несмотря на групповую форму занятий, широко использовался индивидуальный подход: при выборе

Так естественно происходит социальная адаптация детей с ОВЗ в среде сверстников.

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной...

Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис 7 лет.

В связи с этим использование танцевальной терапии в работе с детьми с ОВЗ обеспечивает

Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков.

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях...

Модель психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Логопедическое сопровождение (коррекционно-развивающая работа по развитию речи).

взаимодействия с родителями в процессе комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ

– личностно — ориентированный подход в работе с детьми с ОВЗ с использованием нетрадиционных...

Похожие статьи

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ

Этот прием особенно важен для детей с речевыми нарушениями, так как индивидуальный

Игра в социальной реабилитации детей с множественными...

Игра в социальной реабилитации детей с множественными...

 Игра — чем она является для ребенка с множественными нарушениями интеллекта?

Как часто замечает Д. Винникот, «игра сама по себе является терапией.

Их основная задача — построить игровое взаимодействие таким образом. Чтобы игроки.

игра, ребенок, ограниченная возможность здоровья, познавательный интерес, занятие, развитие...

Социономические средства развития коммуникативных навыков

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, средство, навык, развитие личности, средство

Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ.

- Консультация «Изотерапия и арт-терапия как средство социализации детей с ОВЗ».

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

...со стороны родителей может рассчитывать ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Однако очевидным является и тот факт, что работа с детьми с ОВЗ требует глубокого изучения и

Специалисты Лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные программы

У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены.

Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная...

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются

Мы определили для себя особенности социо-игрового подхода, применимые в коррекционной работе

– Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков

В результате применения социо- игровой технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ. ребенок, игра, игровая деятельность, таблица, игрушка, игровая терапия, рука, действие, мелкая моторика, игровая ситуация.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном... Как же взрослому вести себя в игровой...

Педагогический проект «Формирование, сохранение и укрепление...»

— Изучение работы Т. П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». — Изучение работы П. Л. Жияновой «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна».

—Тренинг по оптимизации психофизического здоровья педагогов.

индивидуальные (на начальных этапах работы) и мало-подгрупповые (в...

Социализация обучающихся младшего школьного возраста

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ: – технология разноуровнего обучения

– технология проблемного обучения, – проектная деятельность, – игровые технологии

Несмотря на групповую форму занятий, широко использовался индивидуальный подход: при выборе

Так естественно происходит социальная адаптация детей с ОВЗ в среде сверстников.

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной...

Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис 7 лет.

В связи с этим использование танцевальной терапии в работе с детьми с ОВЗ обеспечивает

Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков.

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях...

Модель психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Логопедическое сопровождение (коррекционно-развивающая работа по развитию речи).

взаимодействия с родителями в процессе комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ

– личностно — ориентированный подход в работе с детьми с ОВЗ с использованием нетрадиционных...

Задать вопрос