Влияние ценностно-ориентированной психотерапии на уровень самоотношения и психологического благополучия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 14.03.2023

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Кончакова, Е. В. Влияние ценностно-ориентированной психотерапии на уровень самоотношения и психологического благополучия / Е. В. Кончакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100518/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья посвящена исследованию роли групповой программы ценностно-ориентированной направленности в повышении психологического благополучия и позитивного самоотношения. Исследование актуально в связи с активным внедрением ценностно-ориентированной психотерапии в практику психологов, однако доказательная база её эффективности до сих пор недостаточно объёмная. Приведены результаты оценки динамики уровня самоотношения и субъективного благополучия участников групповой программы в течение года. Полученные результаты исследования могут быть полезны при создании программ психологической поддержки индивидов в их личностном развитии.

Ключевые слова: субъективное благополучие, психологическое благополучие самоотношение, ценностно-ориентированная психотерапия.

The article is devoted to the study of the role of a value-oriented group program in improving psychological well-being and positive self-attitude. The study is relevant in connection with the active introduction of value-oriented psychotherapy into the practice of psychologists, however, the evidence base for its effectiveness is still insufficiently voluminous. The results of assessing the dynamics of the level of self-attitude and subjective well-being of participants in the group program during the year are given. The obtained results of the study can be useful in creating programs of psychological support for individuals in their personal development.

Keywords: subjective well-being, psychological well-being, self-attitude, students, value-oriented psychotherapy.

Ценностно-ориентированная психотерапия (далее — ЦОП) позволяет работать с надличностным духовным уровнем человека, раскрывая высшие ресурсы, запуская целительные интегрирующие механизмы психики. ЦОП дает широкие возможности интеграции с различными психотерапевтическими методами и инструментами психологической работы [3].

Являясь духовно-ориентированным методом, ЦОП помогает клиенту принять трудности как обратную связь от жизни, показывающей ему ценностные ошибки, те сферы внутреннего мира, где требуются изменения. Такое восприятие трудностей помогает настроиться на доверие жизни и раскрывает интерес, к каким же изменениям ведет жизнь через проблемные чувства, обстоятельства, отношения. Состояние доверия жизни, открытость новому опыту и допущение позитивного смысла трудностей являются своего рода анестезией, с которой не страшно встречаться с болью и исследовать самые теневые уголки внутреннего мира. Практика метода ЦОП показывает, что в результате ее применения человек не только разрешает те или иные трудности, но и раскрывает благоприятные возможности практически во всех сферах его жизни. То есть методология ЦОП позволяет человеку гармонизировать свои отношения с реальностью и таким образом обрести подлинную внутреннюю целостность, а также сформировать наиболее благоприятные условия для своей реализации во внешнем мире, что является залогом психологического здоровья [2]

Согласно ЦОП, человек — это, целостная и гармоничная личность, наделенная Творцом всеми способностями, навыками и талантами для проявления себя в этом мире [1]. Каждая личность уникальна и неповторима. В соответствии с этим высокую актуальность приобретает использование методологии ЦОП для помощи клиентам в личностном развитии, в частности в повышении уровня самоотношения, а через него, через осознание своей уникальности, — уровня психологического благополучия.

Таким образом, целью данной статьи выступило установление динамики самоотношения и психологического благополучия в ходе прохождения групповой программы ЦОП.

Групповая терапевтическая программа проходила с использованием метода ценностно-ориентированной психологии в течение 11 месяцев 1 раз в неделю. Количество участников в группе от 12 до 18 человек.

В качестве методов на этапах первичной и ретестовой диагностики выступили следующие опросники:

  1. Опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева.
  2. Шкала психологического благополучия К. Рифф.
  3. Методика диагностики субъективного благополучия личности Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой.

Количественная обработка полученных результатов осуществлялась в программе IBM SPSS Statistics 21 с помощью методов описательной статистики и t-критерия Стьюдента для парных выборок.

Диагностика осуществлялась на трёх этапах: до начала проведения ЦОП, через полгода после её проведения и через год. Для наибольшей доказательности полученных результатов в выборку были включены только те респонденты, которые прошли весь годовой курс ЦОП и, соответственно, диагностировались на всех трёх этапах. Исходя из этого, в выборку были включены 165 респондентов (111 женщин и 54 мужчины).

В табл. 1 представлены средние результаты респондентов по компонентам самоотношения методики Столина-Пантилеева на первом, втором и третьем этапах исследования.

Таблица 1

Средние результаты респондентов ( n =165 чел) по компонентам самоотношения на всех этапах исследования

Этап

Открытость

Самоуверенность

Саморуководство

Зеркальное Я

Самоценность

Самопринятие

Самопривязанность

Конфликтность

Самообвинние

1 этап

5,7

8,8

7,3

6,1

8,0

8,2

3,7

5,6

4,3

2 этап

6,3

9,9

7,9

7,1

8,9

8,6

4,4

4,3

3,5

3 этап

6,6

9,9

8,0

7,1

9,1

9,0

4,8

3,5

3,1

Можно отметить, что в наибольшей степени к третьему этапу снизились показатели конфликтности и самообвинения (t=5,4 и 4,2 соответственно; p<0,01). В то же время резко возросли показатели зеркального Я (t=-4,6), самопривязанности (t=-4,1), самоуверенности (t=-3,6) и самоценности (t=-3,2) на уровне значимости 0,01. Это позволяет говорить, что подобранный комплекс мероприятий ценностно-ориентированной направленности способствовал эффективному разрешению внутриличностных и ценностных конфликтов, значимо влияющих на личность участников до начала ЦОП, а также формированию целостного и устойчивого ощущения ценности собственной личности как для себя, так и для других людей.

В табл. 2 представлены результаты респондентов по компонентам психологического благополучия на первом, втором и третьем этапах исследования.

Таблица 2

Средние результаты респондентов ( n =165чел) по компонентам психологического благополучия на всех этапах исследования

Этап

Общий показатель

Положительное отношение

Автономия

Управление средой

Личностный рост

Цели в жизни

Самопринятие

1 этап

362,0

58,7

57,4

56,6

69,5

63

56,5

2 этап

377,0

61,7

59,5

59,6

71,1

64,8

60,4

3 этап

380,8

63,3

59,8

60,1

71,0

65,1

61,4

Отметим, что наиболее значимое повышение к третьему этапу исследования установлено по таким шкалам, как положительное отношение (t=-5), самопринятие (t=-4,1) и управление средой (t=-3,8) на уровне значимости 0.01. Можно предполагать, что участие в групповой программе ЦОП позволило респондентам научиться выстраивать доверительные отношения с окружающими, эффективно использовать представляющиеся возможности, а также позитивно оценивать собственную личность и критично воспринимать свои успехи и неудачи.

В табл. 3 представлены результаты респондентов по субъективному благополучию и его компонентам, измеряемым в методике диагностики субъективного благополучия Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой, на первом, втором и третьем этапах исследования.

Таблица 3

Средние результаты респондентов (N=165чел) по компонентам благополучия на всех этапах исследования

Этап

Эмоциональное

Экзистенциально-деятельностное благополучие

Эго-благополучие

Гедонистическое благополучие

Социально-нормативное благополучие

1 этап

37,5

35,8

16,6

13,4

19,6

2 этап

39,5

38,2

17,8

14,1

20,2

3 этап

40,1

38,8

18,2

14,2

20,5

В целом компоненты субъективного благополучия у участников ЦОП к третьему этапу претерпели наибольшие изменения по сравнению с самоотношением и психологическим благополучием. Наиболее значимые различия наблюдаются в контексте экзистенциально-деятельностного благополучия (t= -4,9), эмоционального благополучия (t= -4,4), а также эго-благополучия (t= -4,4) на уровне значимости 0.01. Следовательно, у участников, прошедших годовую групповую программу ЦОП, сформировалась более согласованная, целостная личность, повысилась событийно-смысловая насыщенность жизни, а также начали доминировать положительные эмоциональные состояния.

Эмпирически установленные положительные перемены в личности участников годовой групповой программы ЦОП указывают на однозначную эффективность подобранных мероприятий. Личностное развитие представляет собой сложный, многомерный, динамичный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни, но не всегда приводит к положительным (или вообще каким-либо) результатам. Методология ЦОП открывает новые возможности для психологической поддержки личности в собственном развитии, принятии себя и окружающих, в выстраивании конструктивных, доверительных отношений с миром и, конечно, в гармоничном сосуществовании с ним и самим собой.

Литература:

  1. Гадецкий О. Ценностно-ориентированная психология: универсальный подход к решению психологических проблем / О. Гадецкий. — Ростов-на-Дону: ООО «Медиа-Полис», 2019. — 436 с.
  2. Кончакова, Е. В. Динамика самоотношения у лиц с разным уровнем удовлетворённости жизнью, проходящих ценностно-ориентированную терапию / Е. В. Кончакова // Молодой ученый. — 2022. — № 17(412). — С. 58–62. — EDN LWCSEH.
  3. Краславская, З. Г. Ценностно-ориентированная психология в социальной сфере и образовании / З. Г. Краславская // Антология российской психотерапии и психологии: Материалы Итогового международного научно-практического конгресса, Москва, 30 октября — 03 ноября 2019 года / Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига и Национальная саморегулируемая организация «Союз психотерапевтов и психологов». — Москва: Общероссийская общественная организация «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига», 2019. — С. 58–61.
  4. Шепелева, М. К. Ценностно-ориентированная психология как мощный инструмент раскрытия творческого потенциала личности / М. К. Шепелева // Антология российской психотерапии и психологии: Материалы Итогового международного научно-практического конгресса, Москва, 30 октября — 03 2019 года / Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига и Национальная саморегулируемая организация «Союз психотерапевтов и психологов». — Москва: Общероссийская общественная организация «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига», 2019. — С. 131–134. — EDN CPCRLC.
  5. Witter D. Education and subjective wellbeing: a meta-analysis / D. Witter // Educational Evaluation and Policy Analysis. — 1984. — № 6. — P. 165–173.
  6. Neff K. D. Self-compassion and psychological well-being. The Ox-ford handbook of compassion science / K. D. Neff, C. Gerner. — New York, Oxford University Press, 2017. — Pp. 371–386.
Основные термины (генерируются автоматически): этап, психологическое благополучие, результат респондентов, групповая программа, субъективное благополучие, личностное развитие, уровень значимости, ценностно-ориентированная психотерапия, внутренний мир, годовая групповая программа.


Ключевые слова

субъективное благополучие, психологическое благополучие самоотношение, ценностно-ориентированная психотерапия

Похожие статьи

Связь субъективного экономического благополучия с самоотношением у лиц среднего возраста

Работа посвящена изучению связи основных компонентов субъективного экономического благополучия и самоотношения личности. На основе анализа отечественной научной литературы и зарубежных исследований рассматриваются определения, их смысловое наполнение...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях гимназии-интерната

В статье рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе всего обучения в гимназии-интернате. Понятие психолого-педагогическое сопровождение пользуется особенной популярностью на протяжении последних 20 лет. В насто...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Похожие статьи

Связь субъективного экономического благополучия с самоотношением у лиц среднего возраста

Работа посвящена изучению связи основных компонентов субъективного экономического благополучия и самоотношения личности. На основе анализа отечественной научной литературы и зарубежных исследований рассматриваются определения, их смысловое наполнение...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях гимназии-интерната

В статье рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе всего обучения в гимназии-интернате. Понятие психолого-педагогическое сопровождение пользуется особенной популярностью на протяжении последних 20 лет. В насто...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Задать вопрос