Статья посвящена теоретическим аспектам самоконтроля письма у младших школьников с задержкой психического развития, а также практическим аспектам изучения текущего самоконтроля письма у детей данной категории.
Ключевые слова: самоконтроль письма, текущий самоконтроль, учащиеся с задержкой психического развития.
Нарушение письма, характеризующееся специфичностью и стойкостью ошибок у младших школьников с задержкой психического развития, является одной из наиболее выраженных трудностей в обучении для детей данной категории. Как указывают М. С. Певзнер и М. Т. Адилова, обоснование подобных трудностей заключается в заторможенном темпе созревания мыслительной деятельности, а также в характерных нарушениях компонентов устной речи, являющимися базисом для формирования и письменной речи [7]. Мыслительные возможности таких детей оказываются неприспособленными к усвоению навыков, необходимых для письма и, как следствие, появляются множественные ошибки грамматического, оптико-пространственного и акустического типа, грубые нарушения калиграфии, нарушения программирования, контроля и регуляции письменноой деятельности [6].
Габеева Л. Н. указывает на то, что проявления дисграфии у детей с задержкой психического развития носят нестабильный, вариативный характер [3]. Количество ошибок и неточностей к концу задания или в условиях усложнения задания, как правило, увеличивается, что свидетельствует о неустойчивости операций внимания и языковых процессов, входящих в состав сложной деятельности, каким является письмо.
Основываясь на вышесказанном, поднимается проблема изучения самоконтроля письма младших школьников, имеющих задержку развития. Самоконтроль, по мнению Габеевой Л. Н. «это развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение самостоятельно критически оценить свое поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности». Однако, данное определение не является единогласным мнением различных авторов. Ряд исследователей (Т. П. Бессонова; А. В. Ястребова) указывают на то, что причина трудностей на письме является отчасти проявлением несформированности умений контролировать собственную деятельность на успешном уровне. [8]. Другие авторы придерживаются мнения, что нарушения самоконтроля не являются причиной дисграфии, но формируются параллельно и находятся в составе дефекта (несформированности психических процессов), как один из нарушенных компонентов, и оказывают влияние на письмо учащихся [5, 10]. Часть авторов рассматривают самоконтроль, как качество личности и относят его к психологическим аспектам [3]. Однако, большинство авторов сходятся на том, что формирование навыков самоконтроля способствует сокращению количества ошибок и повышению качества письма учащихся. Действительно, исходя из определения самоконтроля, приведенного выше, можно сделать вывод о возможной компенсации трудностей на письме посредством правильно организованной диагностической и коррекционной работы педагогов по формированию навыков самоконтроля. Таким образом, рассмотрение особенностей самоконтроля письма у младших школьников с задержкой развитии является актуальной темой для исследования.
Изучив нейропсихологическую, логопедическую и иную научную литературу по теме самоконтроля письма, было подобранно и качественно-количественно проанализировано диагностическое исследование младших школьников с задержкой психического развития. Исследование проводилось по нескольким диагностическим методикам таких авторов, как: Е.Э Ионина, Н. А. Кузь, П. Е. Андреева, М. М. Безруких [2, 5, 9, 10]. Использовалась также оценка психологических показателей по пробам Д. Векслера и Б.Бурдона, С. Кооса., П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой (поскольку самоконтроль находится в тесной взаимосвязи с психическими процессами). Были выбраны критерии оценки и уровни развития самоконтроля младших школьников, разработанные П. Е. Андреевой. Данная диагностика основывалась на методике обследования письма младших школьников с задержкой психического развития, предложенной Безруких М. М., и была адаптирована и интерпретирована с учетом исследуемого компонента [9].
В экспериментальной группе принимали участие 16 учащихся с задержкой психического развития 8–10 лет. Был проведен качественный и количественный анализ предваряющего, текущего и констатирующего контроля (согласно теории поэтапного формирования умственных действий по П. Я. Гальперину), однако в данной статье будут рассмотрены и освещены результаты и особенности текущего самоконтроля (умения осуществлять самоконтроль в ходе выполнения действия), поскольку именно этот компонент предоставляет наибольшую сложность для учащихся и выявил низкие количественные результаты [4].
Оценка текущего самоконтроля письма подразумевала следующие задания: слуховой диктант, списывание печатного текста, списывание рукописного текста, «кубики Кооса», «кодирование» Д. Векслера. Помимо данных заданий, связанных с текущим самоконтролем непосредственно, качественно оценивался также текущий контроль при выполнении иных заданий, затрагивающих данный компонент лишь частично (изложение, сочинение по сюжетной картине, сочинение по серии сюжетных картин и др.). В качестве наглядности, количественные результаты проведенного исследования по двум методикам объединены в единую таблицу, с которой можно ознакомиться ниже.
Таблица 1
Количественные показатели исследования
№ |
Испытуемый |
Количественные показатели диагностик |
|
«Диагностика нарушений письма обучающихся с ЗПР» Кузь Н. А. (баллы) |
«Изучение самоконтроля письменно-речевой деятельности» Андреева П. Е. (проценты по формуле) |
||
1 |
Павел |
1 б. (20 %) несформ-ть |
1, 6 % низкий ур. |
2 |
Степан |
1 б. (20 %) несформ-ть |
7,3 % низкий ур. |
3 |
Сергей |
1 б. (20 %) несформ-ть |
2,6 % низкий ур. |
4 |
Дмитрий |
1 б. (20 %) несформ-ть |
1 % низкий ур. |
5 |
Иван |
2 б. (40 %) низкий ур. |
8 % низкий ур. |
6 |
Александр |
1 б. (20 %) несформ-ть |
4 % низкий ур. |
7 |
Давид |
1 б. (20 %) несформ-ть |
1,3 % низкий ур. |
8 |
Андрей |
2 б. (40 %) низкий ур. |
3,3 % низкий ур. |
9 |
Ксения |
2 б. (40 %) низкий ур. |
10, 6 % ниже среднего |
10 |
Савелий |
1 б. (20 %) несформ-ть |
8 % низкий ур. |
11 |
Геворг |
1 б. (20 %) несформ-ть |
4,3 % низкий ур. |
12 |
Владимир |
1 б. (20 %) несформ-ть |
3 % низкий ур. |
13 |
Николай |
1 б. (20 %) несформ-ть |
4,3 % низкий ур. |
14 |
Ева |
1 б. (20 %) несформ-ть |
2, 3 % низкий ур. |
15 |
Полина |
1 б. (20 %) несформ-ть |
0 % низкий ур. |
16 |
Мария |
1 б. (20 %) несформ-ть |
3 % низкий ур. |
Формулировки и оценка уровней сформированности самоконтроля указаны с учетом рекомендаций авторов диагностических методик.
Анализ количественных результатов указывает на несформированность или низкий уровень текущего самоконтроля при письме, достоверность чего подтверждается и качественной оценкой. Так, обследование позволило выявить следующие особенности текущего самоконтроля.
У большинства учащихся при написании диктанта устойчивых систематических нарушений отмечались ошибки, связанные с неустойчивостью внимания. Например, испытуемый мог произнести верную фонему, но записать ее неверно (не достаточный уровень контроля и программирования собственных действий). На неустойчивость внимания и нарушение концентрации также указывают результаты психологической пробы кубики Кооса (произвольность собственных действий). Обучающимся были присущи неверное выполнение действия, согласно визуальному эталону, не достаточное нахождение заданных эталонов и длительность выполнения проб. Наряду с нарушением внимания, данные трудности указывали на недостаточный уровень зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Подобная причина заключалась и в больших трудностях списывания рукописного текста, в сравнении со списыванием печатного текста. При списывании печатного текста выявлялось меньше ошибок и более быстрая длительность выполнения задания. Рукописный же текст местами вызывал у обучающихся трудности в чтении и последующем преобразовании его на письмо.
Следующей особенностью являлось повышенная истощаемость нервной системы большинства учащихся (ярко выраженно у 5 испытуемых, менее выраженно у 8). Проявлением истощаемости расценивалось увеличение количества ошибок к концу задания. У некоторых детей достаточный уровень концентрации сводился лишь к первому предложению, а в некоторых случаях и к первому слову. Дальнейшее выполнение задание характеризовалось отсутствием самоконтроля за производимой письменной деятельностью и отмечалось значительное количество ошибок. Например, трое из испытуемых при списывании печатного текста вовсе не допустили ни одной ошибки в первых двух предложениях, но последующие предложения были со множественными ошибками (по мере возрастания).
Испытуемым при диктанте также были присущи нарушения обозначения на письме границы предложения с помощью заглавных букв и точек, нарушены границы слов. Т. е., концентрируясь на звене преобразования звуковых эталонов в графические эталоны букв, страдала концентрация иных звеньев письменно-речевой деятельности [8]. Стоит отметить, что при списывании печатного и рукописного текстов именно границы предложений в большей мере были соблюдены, что свидетельствует о достаточном зрительном контроле наиболее выраженных зрительных особенностей текста. При этом, контроль за остальными ошибками при списывании характеризовался также низким уровнем.
Подводя итог, следует отметить, что текущий самоконтроль для обучающихся с задержкой психического развития, действительно является одним из актуальных проблематик для рассмотрения. Учитывая особенности несформированности мыслительных процессов у детей данной категории, Т. В. Ахутина указывает, что у данных школьников чаще функциональный базис письма не нарушен, и при условии помощи педагога, организующего внимание детей, постепенно возможно овладение самоконтролем, что приведет к снижению количества ошибок [2]. Это указывает на актуальность изучения навыка самоконтроля младших школьников, а также необходимость коррекционной помощи в данном направлении.
Литература:
- Ахутина, Т. В. Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма / Т. В. Ахутина, Ю. Д. Бабаева, А. А. Корнеев, А. Н. Кричевец, М. Н. Воронова, О. И. Егорова // Вестник Московского университета: Психология. — 2008. — № 3. — С. 63–79.
- Безруких, М. М. Материалы курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»: лекции 1–4. — / М. М. Безруких. — Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. — 84 с.
- Габеева, Л. Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности / Л. Н. Габеева // Вестник БГУ. — 2013. — № 1. С. 27- 31.
- Гальперин, П. Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / Подг. к печати М. А. Степановой. // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. — 1998. — № 2. — С. 3–8.
- Кузь, Н. А. Диагностика и коррекция нарушений письма обучающихся с задержкой психического развития / Н. А. Кузь. — Новосибирск: НГПУ, 2020. — 150 с. — ISBN 978–5–00104–562–5
- Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с. — ISBN 978–5–00091–674–2
- Пекелис, Э. Я. Клинико-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и церебральной астенией и опыт коррекционно-воспитательной работы: диссертация на сосискание кандидата педагогических наук: 13.00.00 / Э. Я. Пекелис. — Москва, 1971. — 240 с.
- Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи. / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. — Москва: АРКТИ, 1997. — 131 с.
- Андреева, П. Е. Формирование самоконтроля письменно-речевой деятельности у обучающихся с дисграфией и дислексией: выпускная квалификационная работа: 44.04.03 / П. Е. Андреева: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. — Белгород: НИУ «БелГУ», 2017.
- Ионина, Е.Э Формирование учебного самоконтроля у младших школьников: выпускная квалификационная работа / Е.Э Ионина: Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург: ФГБОУ ВО, 2018.