Значение математических компетенций при решении задач по теме «Взаимодействие зарядов. Закон Кулона» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 04.03.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Махкамова, Т. Г. Значение математических компетенций при решении задач по теме «Взаимодействие зарядов. Закон Кулона» / Т. Г. Махкамова, А. Е. Сабирханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100130/ (дата обращения: 19.10.2024).



В настоящей работе рассматривается роль математической компетенции, как учеников, так и учителя физики по теме «Взаимодействие зарядов. Закон Кулона» изучении проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: математический аппарат, силы взаимодействия, абстрактное мышление

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что к изучению раздела электростатики ученики приступают в восьмом классе. Особенностью развития учащихся этого возраста является то, что у них ещё не полностью сформировано абстрактное мышление, для того чтобы в полной мере представить электростатические взаимодействия.

С одной стороны, это происходит из-за того, что раздел «Электростатика» следует сразу после раздела «Механика», где ученики изучали физические процессы и явления, с которыми сталкивались в повседневной жизни или имели представление о них. Если качественным решением проблемы объяснения нового материала может выступить метод аналогии [1], то для количественного решения, придётся обратиться к математическому аппарату. Хотя в курсе математики 6–7 классов ученики и знакомятся с понятиями пропорциональность, дроби, учатся решать уравнения, но они ещё не вполне умеют использовать эти знания для практического использования при решении различных задач. Кроме того, математические операции с большими степенями, характерные при решении задач раздела электростатика представляют для них большие затруднения [2].

При решении задач по физике возникает ряд трудностей, связанных с тем, что у учащихся слабо сформированы математические компетенции, они не закреплены на практике для использования в межпредметных областях, не адаптированы к решению конкретных проблем. К этому же добавляется поверхностное владение предметом.

Перед решением задач необходимо сформировать более глубокое понимание сущности изучаемых явлений и процессов. Подход к решению задач необходимо начинать с более простых и облегчённых задач, предполагающих поиск не более чем одного неизвестного. Алгоритм решения задач следует постепенно усложнять по мере понимания сущности явлений, вводить дополнительные искомые величины [3]. Так, например, при решении задач на закон Кулона рассчитывается сила взаимодействия двух и более точечных зарядов. Учеников необходимо обучать определённому алгоритму решения задачи по примеру решения типовых задач, где следует подробно рассмотреть операции со степенями [4].

К примеру, рассмотрим следующие задачи с исходными данными:

Найти силу взаимодействия двух зарядов q 1 = 10 нКл и q 2 = 15 нКл, находящихся на расстоянии 10 см друг от друга .

В условии этой задачи не указан коэффициент пропорциональности k, который присутствует в формуле Кулона. Но, несмотря на это, у учеников необходимо выработать компетенцию к внесению табличных физических постоянных в краткое условие задачи.

Дано:

q 1 = 10 нКл

q 2 = 15 нКл

r=10см=10*10– 2 м

k=9*10 9 Н*м 2 /Кл 2

F -?

Формула:

F = k*q 1 *q 2 / r 2

F= Н*м 2 /Кл 2 *(Кл*Кл)/м 2 = Н

Решение:

F = 9*109*10*10–9*15*10–9/(10*10–2)2= = 13,5*10–5 Н.

Ответ: F = 13,5*10–5 Н = 135 мкН

Другой пример:

Как изменится сила кулоновского взаимодействия между двумя заряженными шариками, если расстояние между ними а) увеличить в три раза; б) уменьшить в два раза?

На первый взгляд кажется, что в условии этой задачи недостаточно данных для её решения. Но учеников нужно обучать внимательно читать и понимать смысл условия задачи. На самом деле, в условии задачи дано все, что необходимо её решения:

Дано:

q 1 ; q 2 ; k.

а) r 2 = 3r 1

б) r 2 = r 1 /2

F 2 /F 1 -?

Формула:

F 1 = k*q 1 *q 2 /r 1 2

F 2 = k*q 1 *q 2 /r 2 2

F 2 /F 1 = Н/Н = -

Решение:

а) F2/F1 = (k*q1*q2/r22)/(k*q1*q2/r12) = r12/r22 = =r12/(3r1)2 = r12/9r12 = 1/9; F2 = 1/9 F1;

б) F2/F1=(k*q1*q2/r22)/(k*q1*q2/r12) = r12/r22 = =r12/(r1/2)2 = r12/r12/4 = 4; F2 = 4 F1;

Ответ: а) уменьшается в 9 раз;

б) увеличивается в 4 раза

Перед тем как приступать к решению физических задач, необходимо повторить с учениками выполнение математических операций, необходимых при выполнении определённых действий. К таким относятся операции со степенями, составление пропорций, нахождение неизвестного и т. д.

Вывод:

Подготовка учеников к разделу «Электростатика» должно начаться задолго до непосредственного начала курса физики 8-го класса, особенно работа с математическим аппаратом. При объяснении материалов, требующих абстрактного мышления, целесообразно использование метода аналогий и моделирования, которая повышает интерес учеников к предмету.

Литература:

  1. Мавлонов Жамил Султонович, Дадаматова Дурдона.Использование метода аналогий и моделирования на уроках физики в средней школе.Молодой ученый, № 7, 2023.
  2. Цетурян Армен Мишаевич. Применение математических знаний учащихся при решении физических задач в процессе завершающего повторения учебного материала.
  3. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. –М.: Изд-во «Эгвес», 2005.
  4. Гаскинс, Н. (2020, 5 января). Новое искусство: от вычислительного мышления к вычислительному действию.
  5. Среда. https://medium.com/@nettricegaskins/new-art-from-computational-thinking-to-computational-action-bc9e417b5e2b
Основные термины (генерируются автоматически): решение задач, абстрактное мышление, математический аппарат, решение, сила взаимодействия, ученик, задача, условие этой.


Ключевые слова

математический аппарат, абстрактное мышление, силы взаимодействия

Похожие статьи

Роль математики в физике

В статье рассматриваются основные аспекты взаимосвязи математики и физики, на основе которых могут строиться межпредметные связи при изучении физики в средней школе.

Прикладные задачи как средство обучения вычислению производных и интегралов

В статье описан опыт решения альтернативных прикладных задач с помощью формулы нахождения длины кривой. Приведен образец содержания разработанных авторами прикладных задач и выводы проведенного педагогического исследования. Разработанные задачи удовл...

Решение задач как способ углубленного изучения физики

Авторы предлагают применение различных приемов для решения физических задач на аудиторном практическом занятии и самоподготовке.

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Решение нестандартных задач по физике как фактор развития эвристического мышления обучающихся

В статье автор рассматривает проблему формирования творческого мышления обучающихся на занятиях по физике средствами решения нестандартных задач.

Межпредметные связи физики и математики при изучении вопросов геометрической оптики в школьном курсе физики

В статье приведен анализ возможностей реализации МПС физики и математики при изучении вопросов геометрической оптики в школьном образовании.

Реализация развивающей функции обучения через решение физических задач

Профессиональное становление обучающихся средних профессиональных заведений происходит в процессе изучения учебных и специальных дисциплин, в разнообразии видов их деятельности. Особая роль отводится дисциплине «Физика». Статья посвящена рассмотрению...

Особенности изучения тождественных преобразований в курсе алгебры основной школы

Статья анализирует важность изучения тождественных преобразований в алгебре, особенности и трудности этого процесса на различных этапах школьного обучения.

Алгебраические уравнения с параметром в углубленном курсе математики общеобразовательной школы

Актуальность выбранной темы обуславливается существующим на сегодняшний день противоречием между необходимостью обучения учащихся решению задач с параметрами в школьном курсе математики и фактической степенью развития методики обучения этой теме на п...

Физическая значимость временной переменной

В статье рассмотрены ключевые понятия значимости времени в фундаментальной физической картине, а также обозначена необходимость пересмотра роли временной переменной для исследований в области космологии, квантовой физики и других смежных дисциплин.

Похожие статьи

Роль математики в физике

В статье рассматриваются основные аспекты взаимосвязи математики и физики, на основе которых могут строиться межпредметные связи при изучении физики в средней школе.

Прикладные задачи как средство обучения вычислению производных и интегралов

В статье описан опыт решения альтернативных прикладных задач с помощью формулы нахождения длины кривой. Приведен образец содержания разработанных авторами прикладных задач и выводы проведенного педагогического исследования. Разработанные задачи удовл...

Решение задач как способ углубленного изучения физики

Авторы предлагают применение различных приемов для решения физических задач на аудиторном практическом занятии и самоподготовке.

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Решение нестандартных задач по физике как фактор развития эвристического мышления обучающихся

В статье автор рассматривает проблему формирования творческого мышления обучающихся на занятиях по физике средствами решения нестандартных задач.

Межпредметные связи физики и математики при изучении вопросов геометрической оптики в школьном курсе физики

В статье приведен анализ возможностей реализации МПС физики и математики при изучении вопросов геометрической оптики в школьном образовании.

Реализация развивающей функции обучения через решение физических задач

Профессиональное становление обучающихся средних профессиональных заведений происходит в процессе изучения учебных и специальных дисциплин, в разнообразии видов их деятельности. Особая роль отводится дисциплине «Физика». Статья посвящена рассмотрению...

Особенности изучения тождественных преобразований в курсе алгебры основной школы

Статья анализирует важность изучения тождественных преобразований в алгебре, особенности и трудности этого процесса на различных этапах школьного обучения.

Алгебраические уравнения с параметром в углубленном курсе математики общеобразовательной школы

Актуальность выбранной темы обуславливается существующим на сегодняшний день противоречием между необходимостью обучения учащихся решению задач с параметрами в школьном курсе математики и фактической степенью развития методики обучения этой теме на п...

Физическая значимость временной переменной

В статье рассмотрены ключевые понятия значимости времени в фундаментальной физической картине, а также обозначена необходимость пересмотра роли временной переменной для исследований в области космологии, квантовой физики и других смежных дисциплин.

Задать вопрос