Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 августа, печатный экземпляр отправим 3 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методика проведения урока физики на тему «Центростремительное ускорение»

Научный руководитель
Педагогика
04.03.2023
97
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена проблеме проведения урока физики на тему центростремительное движение и объяснения ученикам центростремительного ускорения в общеобразовательных учебных заведениях.
Библиографическое описание
Мавлонов, Ж. С. Методика проведения урока физики на тему «Центростремительное ускорение» / Ж. С. Мавлонов, Л. А. Дурдиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100129/.


Статья посвящена проблеме проведения урока физики на тему центростремительное движение и объяснения ученикам центростремительного ускорения в общеобразовательных учебных заведениях.

Ключевые слова: вектор, предельный переход, ускорение, мгновенная скорость, центростремительное ускорение.

Очень часто преподавателю физики приходится ломать голову над объяснением материала, который требует наличия у учеников необходимых математических знаний и навыков. Ярким примером этому могут служить такие понятия, как вектор, лимит, предельный переход, производные и т. д.

Конечно, в любом классе найдутся ученики, которые хорошо владеют математическим аппаратом, но как быть с остальными? В таких случаях приходится идти другим путем и использовать более понятный для учеников язык. К примеру, если введение и объяснение понятия ускорение и не составляет для учителя больших проблем, то с объяснением центростремительного ускорения дело обстоит несколько хуже.

Известно, что в равномерном прямолинейном движении направление вектора скорости совпадает с траекторией движения. Однако, как только траектория движения начинает искривляться, они начинают расходиться и вектор скорости оказывается касательной к траектории в данной точке. Это явление можно наблюдать при заточке ножа во вращающемся точильном камне, при метании диска легкоатлетом и так далее.

Во всех этих случаях тела или частицы тел отлетают со скоростью, которую они имели в момент отрыва [2].

Хотя вращение тел и происходит с постоянной скоростью, то есть, даже если модуль скорости и не меняется, вращательное движение является переменным, то есть, имеет ускорение. И наиболее трудным для учеников в данной теме является правильное восприятие и понимание направления и значения центростремительного ускорения — a n . Эта трудность связана главным образом с использованием таких сложных для понимания учеников понятий, как вычитание векторов и предельный переход.

Для объяснения центростремительного ускорения, необходимо будет освежить знания учеников по операциям над векторами. Пусть скорость тела в точке А равен вектору v 1 . При перемещении в точку В за время Δt, скорость тела изменится на вектор v 2 . Согласно правилу вычитания векторов, изменение вектора скорости будет равен вектору Δ v . Из рисунка 1 видно, что для очень маленького промежутка времени, то есть при Δt →0, этот вектор направлен радиально в центр окружности. При этом, элементарное перемещение ΔS стремится к длине дуги окружности АВ, которая в свою очередь равна v 1 Δt .

Из подобия треугольников АВО и ACD следует, что

Δv/v 1 = АВ/R .

Но так как АВ = v 1 Δt , то можно писать, что

Δv/v 1 = v 1 Δt /R, или Δv/Δt = v 1 2 /R.

Это изменение скорости за промежуток времени Δt и называется центростремительным (или нормальным) ускорением, так как он всегда направлен в центр окружности, то есть,

a n = v 2 /R .

.

Рис. 1.

Можно еще упростить задачу и выразить изменение скорости Δ v следующим образом. На рисунке 2 угол φ определяется отношением длины дуги АВ к радиусу АО.

.

Рис. 2.

Для лучшего понимания, треугольник из векторов скорости потребуется показать отдельно, как на рисунке 3:

.

Рис. 3.

Для малых углов, то есть для малых промежутков времени Δt, длина дуги почти не отличается от хорды АВ (рисунок 3). Следовательно, можем писать:

Δφ = Δv/v 1 ,

или,

Δv = Δφ*v 1 .

Так как

a = Δv/Δt,

подставив вместо Δv его значение, получим

a = Δφ*v 1 /Δt.

Но изменение угла по времени — есть угловая скорость вращения w . Значит,

a = w v 1 .

И наконец, учитывая, что

w = v/R,

получим:

a = v 2 /R .

Эти два варианта подачи материала принципиально не отличаются друг от друга, и учитель может выбрать любой из них для лучшего объяснения темы [1]. При объяснении центростремительного ускорения необходимо подчеркнуть, что и ускорение в прямолинейном движении и центростремительное ускорение определяются как изменение скорости за определенный промежуток времени, однако, в прямолинейном движении меняется только модуль (значение) скорости, а в равномерном криволинейном — только направление. В первом случае направление ускорения совпадает с направлением скорости, а во втором — направлено перпендикулярно к ней [1].

Литература:

  1. Методика преподавания физики в средней школе. Л. И. Резников, С. Я. Шамаш, Э. Е. Эвенчик. Москва, «Просвещение», 1974 год.
  2. Учебник физики для 10-классов. К. А. Турсунметов и др., Ташкент, «Ўқитувчи», 2022 год.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
вектор
предельный переход
ускорение
мгновенная скорость
центростремительное ускорение
Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 170-172):
Часть 3 (стр. 147-231)
Расположение в файле:
стр. 147стр. 170-172стр. 231

Молодой учёный