Методика проведения урока физики на тему «Центростремительное ускорение» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 04.03.2023

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Мавлонов, Ж. С. Методика проведения урока физики на тему «Центростремительное ускорение» / Ж. С. Мавлонов, Л. А. Дурдиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100129/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена проблеме проведения урока физики на тему центростремительное движение и объяснения ученикам центростремительного ускорения в общеобразовательных учебных заведениях.

Ключевые слова: вектор, предельный переход, ускорение, мгновенная скорость, центростремительное ускорение.

Очень часто преподавателю физики приходится ломать голову над объяснением материала, который требует наличия у учеников необходимых математических знаний и навыков. Ярким примером этому могут служить такие понятия, как вектор, лимит, предельный переход, производные и т. д.

Конечно, в любом классе найдутся ученики, которые хорошо владеют математическим аппаратом, но как быть с остальными? В таких случаях приходится идти другим путем и использовать более понятный для учеников язык. К примеру, если введение и объяснение понятия ускорение и не составляет для учителя больших проблем, то с объяснением центростремительного ускорения дело обстоит несколько хуже.

Известно, что в равномерном прямолинейном движении направление вектора скорости совпадает с траекторией движения. Однако, как только траектория движения начинает искривляться, они начинают расходиться и вектор скорости оказывается касательной к траектории в данной точке. Это явление можно наблюдать при заточке ножа во вращающемся точильном камне, при метании диска легкоатлетом и так далее.

Во всех этих случаях тела или частицы тел отлетают со скоростью, которую они имели в момент отрыва [2].

Хотя вращение тел и происходит с постоянной скоростью, то есть, даже если модуль скорости и не меняется, вращательное движение является переменным, то есть, имеет ускорение. И наиболее трудным для учеников в данной теме является правильное восприятие и понимание направления и значения центростремительного ускорения — a n . Эта трудность связана главным образом с использованием таких сложных для понимания учеников понятий, как вычитание векторов и предельный переход.

Для объяснения центростремительного ускорения, необходимо будет освежить знания учеников по операциям над векторами. Пусть скорость тела в точке А равен вектору v 1 . При перемещении в точку В за время Δt, скорость тела изменится на вектор v 2 . Согласно правилу вычитания векторов, изменение вектора скорости будет равен вектору Δ v . Из рисунка 1 видно, что для очень маленького промежутка времени, то есть при Δt →0, этот вектор направлен радиально в центр окружности. При этом, элементарное перемещение ΔS стремится к длине дуги окружности АВ, которая в свою очередь равна v 1 Δt .

Из подобия треугольников АВО и ACD следует, что

Δv/v 1 = АВ/R .

Но так как АВ = v 1 Δt , то можно писать, что

Δv/v 1 = v 1 Δt /R, или Δv/Δt = v 1 2 /R.

Это изменение скорости за промежуток времени Δt и называется центростремительным (или нормальным) ускорением, так как он всегда направлен в центр окружности, то есть,

a n = v 2 /R .

.

Рис. 1.

Можно еще упростить задачу и выразить изменение скорости Δ v следующим образом. На рисунке 2 угол φ определяется отношением длины дуги АВ к радиусу АО.

.

Рис. 2.

Для лучшего понимания, треугольник из векторов скорости потребуется показать отдельно, как на рисунке 3:

.

Рис. 3.

Для малых углов, то есть для малых промежутков времени Δt, длина дуги почти не отличается от хорды АВ (рисунок 3). Следовательно, можем писать:

Δφ = Δv/v 1 ,

или,

Δv = Δφ*v 1 .

Так как

a = Δv/Δt,

подставив вместо Δv его значение, получим

a = Δφ*v 1 /Δt.

Но изменение угла по времени — есть угловая скорость вращения w . Значит,

a = w v 1 .

И наконец, учитывая, что

w = v/R,

получим:

a = v 2 /R .

Эти два варианта подачи материала принципиально не отличаются друг от друга, и учитель может выбрать любой из них для лучшего объяснения темы [1]. При объяснении центростремительного ускорения необходимо подчеркнуть, что и ускорение в прямолинейном движении и центростремительное ускорение определяются как изменение скорости за определенный промежуток времени, однако, в прямолинейном движении меняется только модуль (значение) скорости, а в равномерном криволинейном — только направление. В первом случае направление ускорения совпадает с направлением скорости, а во втором — направлено перпендикулярно к ней [1].

Литература:

  1. Методика преподавания физики в средней школе. Л. И. Резников, С. Я. Шамаш, Э. Е. Эвенчик. Москва, «Просвещение», 1974 год.
  2. Учебник физики для 10-классов. К. А. Турсунметов и др., Ташкент, «Ўқитувчи», 2022 год.
Основные термины (генерируются автоматически): центростремительное ускорение, изменение скорости, предельный переход, ACD, вектор скорости, промежуток времени, прямолинейное движение, скорость тела, траектория движения, центр окружности.


Ключевые слова

ускорение, вектор, предельный переход, мгновенная скорость, центростремительное ускорение

Похожие статьи

Перцептивное устройство для демонстрации гироскопического эффекта

Статья посвящена актуальной проблеме, направленной на исследование гироскопических явлений при помощи устройства с независимой подвеской колес, основанного на физическом воздействии гироскопического момента вращающихся колес на руки обучаемого и визу...

Методическая разработка урока математики «Прямая пропорциональность и ее график»

В статье автор даёт описание урока математики в 7 классе.

Современная оценка влияния центростремительных сил на окружающий мир и технику. Разработка эффекта Марго

Исследование направлено на изучение особенностей изменения величины центростремительной силы, которая прикладывается к материальной точке относительно центра гравитации. Полученный эффект получил название эффекта Марго. Автором рассматриваются сферы ...

Частный случай статического расчёта конструкции при наличии жёсткой заделки

В данной статье исследуется важность приведения системы сил к центру и ее влияние на статику и динамику механических систем.

Физика быстрого плавания: научный подход

В статье авторы исследуют дискуссионный вопрос о зависимости скорости плавания от силы рук и ног у детей методом эксперимента и математического анализа, опираясь на физику плавания

Силы, действующие в простом механизме блок

В учебниках физики для 7 класса при изложении материала о подъёме груза простым механизмом блок авторы учебников рассматривают разное количество сил, действующих на блок или трос. Для выяснения, что за силы и на какие предметы они действуют в простом...

Переименование и исключение силы упругости в учебниках физики для 7 класса

Данная статья знакомит читателей с переименованием силы упругости, а также полным её исключением из анализа работы простых механизмов в некоторых учебниках физики для 7 класса и является продолжением статей: «Современный взгляд на простой механизм «б...

Ускоряющее напряжение

В статье автор рассматривает понятие ускоряющего напряжения, способы его получения и сферы применения.

Развитие регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах на уроках математики при решении задач на движение

В статье авторы пытаются определить влияние задач на движение в формировании регулятивных универсальных учебных действий.

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Похожие статьи

Перцептивное устройство для демонстрации гироскопического эффекта

Статья посвящена актуальной проблеме, направленной на исследование гироскопических явлений при помощи устройства с независимой подвеской колес, основанного на физическом воздействии гироскопического момента вращающихся колес на руки обучаемого и визу...

Методическая разработка урока математики «Прямая пропорциональность и ее график»

В статье автор даёт описание урока математики в 7 классе.

Современная оценка влияния центростремительных сил на окружающий мир и технику. Разработка эффекта Марго

Исследование направлено на изучение особенностей изменения величины центростремительной силы, которая прикладывается к материальной точке относительно центра гравитации. Полученный эффект получил название эффекта Марго. Автором рассматриваются сферы ...

Частный случай статического расчёта конструкции при наличии жёсткой заделки

В данной статье исследуется важность приведения системы сил к центру и ее влияние на статику и динамику механических систем.

Физика быстрого плавания: научный подход

В статье авторы исследуют дискуссионный вопрос о зависимости скорости плавания от силы рук и ног у детей методом эксперимента и математического анализа, опираясь на физику плавания

Силы, действующие в простом механизме блок

В учебниках физики для 7 класса при изложении материала о подъёме груза простым механизмом блок авторы учебников рассматривают разное количество сил, действующих на блок или трос. Для выяснения, что за силы и на какие предметы они действуют в простом...

Переименование и исключение силы упругости в учебниках физики для 7 класса

Данная статья знакомит читателей с переименованием силы упругости, а также полным её исключением из анализа работы простых механизмов в некоторых учебниках физики для 7 класса и является продолжением статей: «Современный взгляд на простой механизм «б...

Ускоряющее напряжение

В статье автор рассматривает понятие ускоряющего напряжения, способы его получения и сферы применения.

Развитие регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах на уроках математики при решении задач на движение

В статье авторы пытаются определить влияние задач на движение в формировании регулятивных универсальных учебных действий.

Формирование логических универсальных учебных действий у учащихся в процессе самостоятельной деятельности (на примере изучения темы «Подобные треугольники»)

В статье рассмотрены различные методы и способы решения проблемы формирования логических универсальных действий у обучающихся в 8 классе на примере изучения темы «Подобные треугольники».

Задать вопрос