Научные подходы в исследовании управления конфликтами в организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 19.02.2023

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Евдокимова, Н. В. Научные подходы в исследовании управления конфликтами в организации / Н. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100153/ (дата обращения: 25.04.2024).



Автором рассмотрена историческая ретроспектива формирования научных подходов по трактовке конфликтов и проанализированы особенности определения сути конфликта в пределах научных теорий.

Ключевые слова: конфликт, взаимодействие, социальный конфликт, управление конфликтами, организация.

The author considers the historical retrospective of the formation of scientific approaches to the interpretation of conflicts and analyzes the features of determining the essence of the conflict within scientific theories.

Keywords : conflict, interaction, social conflict, conflict management, organization.

Конфликт является противоречием, возникающим между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной или личной жизни. Состояние конфликта характеризуется острыми отрицательными эмоциональными переживаниями его участников. Конфликт может оказаться на уровне сознания отдельно взятого человека (тогда рассматриваем внутриличностный конфликт), или же в межличностном взаимодействии и на уровне межличностных групповых отношений [1, с.22].

Анализируя научные подходы в исторической ретроспективе следует определять социологические и психологические теории изучения конфликтов. Трактовка конфликтов в ранних социологических теориях связана с поисками аналогий между человеческим обществом и животным миром. При этом конфликты рассматривались как процесс борьбы в обществе. К таким теориям можно отнести научные взгляды Ч. Дарвина и

Г. Спенсера, по аналогии рассматривавших борьбу за существование и выживание наиболее приспособленных в животном мире и борьбу как средство выживания и соперничество за территорию, питание, иерархию в группе и т. д. [8, с.144]. Конструктивную трансформацию этой борьбы в обществе можно рассматривать как своего рода игровой, или ритуальный конфликт.

Борьба за существование также лежит в основе еще одного направления ранней социологии, такого как социал-дарвинизм. В рамках данного направления общество рассматривалось как биологическое образование. Л. Гумплович трактовал общество как совокупность групп людей, беспощадно ведущих борьбу за влияние, выживание и господство. Согласно его взглядам в основе общественных процессов лежит, прежде всего, удовлетворение материальных потребностей, что приводит применение насилия и принуждения, ведь, по его мнению, людям с рождения характерна взаимная ненависть, определяющая отношения между группами, народами, племенами [7, с.60].

Взгляды представителей социал-дарвинизма развил исследователь

В. Самнер, отмечавший, что в процессе борьбы за существование человек приобретает опыт, путем проб и ошибок закрепляет целесообразные привычки, формирует определенные стереотипы поведения, особенно в отношении других социальных групп [4, с.126–133].

В своих трудах исследователь использовал понятие этноцентризма, понимая его как способность индивида или группы оценивать или воспринимать различные социальные явления сквозь призму ценностей и представлений этнической группы, к которой они принадлежат.

Еще один представитель социал-дарвинизма Г. Ратценхофер рассматривал, что именно интересы как осознанные биологические потребности приводят к поведению людей и являются определяющей движущей силой общества [4, с.128].

Несколько позже проблематику социального интереса развивал исследователь А. Смолл в контексте изучения конфликта интересов [5, с.29].

Основы современного изучения конфликтов в социологической традиции заложили К. Маркс и Г. Зиммель [7, с.142], которые заложили основы изучения конфликта и конфликтного взаимодействия, которые в дальнейшем развили в рамках конфликтной модели изучения общества Р. Дарендорф и функциональной теории изучения конфликта Л. Козер.

В своей теории К. Маркс рассматривал неизбежность классовой борьбы как основу развития и прогресса в обществе. Основной причиной возникновения конфликтов рассматривали отношения собственности, обусловливающие возникновение так называемых социальных конфликтов. В частности, исследование социальных конфликтов продолжил исследователь Р. Дарендорф в рамках теории конфликтной модели

общества [3, с.39–53]. По его мнению, социальный конфликт присущ любому обществу за счет наличия разных взглядов и интересов среди его членов. Социальный конфликт следует изучать как результат противостояния господства и покорения в обществе. При этом угнетение конфликта на разных уровнях обычно приводит к его обострению.

В отличие от К. Маркса исследователь Г. Зиммель рассматривал различные виды конфликтов и ввел в научный оборот понятие «социология конфликта», рассматривая конфликт как универсальное явление без какого существования социальных групп и общества в целом практически невозможно. При этом конфликт не всегда выполняет негативные функции, а зачастую является источником социальной интеграции и способен усиливать социальную солидарность.

Взгляды Г. Зиммеля развил Л. Козер в своей концепции «положительного функционального конфликта» [7, с.150]. Ученый трактовал социальный конфликт как борьбу из-за ценностей или борьбы за определенный социальный статус, власть, ограниченные ресурсы, материальные и духовные богатства. При этом Л. Козер отмечал невозможность существования социальных групп и общества в целом без конфликтного взаимодействия.

В групповом взаимодействии конфликт может способствовать сплоченности группы или консолидации усилий, когда существует угроза враждебности или антагонизма членов группы. При этом следует отметить, что не все виды конфликтов способствуют развитию группы.

Таким образом, идеи Л. Козера, Р. Дарендорфа были, прежде всего, направлены на отрицание стабильного и эволюционного развития социальных систем в направлении равновесия, лежащих в основе структурного функционализма.

Т. Парсонс как основной представитель данного направления в своей равновесной модели общества отрицал существование конфликтов, считая их патологией [2, с. 6–34]. Конфликт является причиной дестабилизации и дезорганизации в обществе и его следует рассматривать как социальную аномалию.

Существенный вклад в формирование социологических взглядов на изучение конфликта внес ученый К. Боулдинг в рамках общей теории конфликта. Он рассматривал конфликтное взаимодействие между людьми естественным. Корректировка конфликтного взаимодействия может быть достигнута с помощью моральных норм и правил поведения в обществе. При этом ученый рассматривал две модели конфликтов в обществе: статическую модель, предполагающую анализ сторон конфликта и системы отношений между ними, построенные на принципах конкуренции и динамическую модель, рассматривающую интересы сторон как побудительную силу в конфликтном поведении людей.

Конфликт как сложный социальный феномен рассматривал

Дж. Бертон [7, с.151]. По его мнению, конфликт обусловлен противоречиями в интересах, ценностях и целях, неудовлетворением базовых потребностей отдельных людей и социальных групп. Основным источником всех конфликтов является стремление к удовлетворению главных потребностей в безопасности, идентичности, признании, свободе и т. п., свойственных как отдельному индивиду, так и социальным группам и обществу в целом.

Своевременность выявления и решения актуальных социальных проблем позволяет предотвратить возникновение конфликтов на всех уровнях социального взаимодействия — от межличностного до международного.

Исследованию конфликтов также посвящен целый ряд психологических теорий. Одной из первых научных теорий по изучению конфликта является концепция С. Фрейда [7, с.152]. Именно он изучал чувство дискомфорта и тревоги, которые испытывает человек в процессе конфликтного взаимодействия. Психика человека является полем вечной борьбы его инстинкта, разума и сознания. Именно поэтому человек находится в вечном «внутреннем» и «внешнем» конфликте с окружающим миром.

Интрапсихическая (личностная) интерпретация конфликтов характерна для исследовательницы К. Хорни, исследовавшей причины возникновения неврозов у человека. По ее мнению, невроз возникает тогда, когда конфликтная ситуация рождает тревожность. Человек невротического состава действует в двух направлениях: с одной стороны, ему присуща агрессивность и стремление доминировать над другими, а с другой — он стремится ощущать поддержку от окружающих.

Одним из важных подходов к изучению конфликтов является ситуативный подход, смещающий акценты по пониманию конфликта как явления интрапсихического происхождения на изучение внешних факторов его возникновения. Наиболее известными представителями данного подхода являются М. Дойч и М. Шериф, которые изучали межличностные конфликты как реакции человека на те или иные особенности внешней ситуации. Впоследствии учеными была обоснована теория кооперации и конкуренции, а также «закон социальных отношений», суть которого состоит в том, что характерные процессы и эффекты, вызванные определенным типом социальных отношений, имеют тенденцию вызвать тот же тип социальных отношений.

Также целесообразно рассмотреть когнитивный подход к изучению конфликтов. Суть данного подхода состоит в том, что основное внимание сосредотачивается на роли познавательных процессов в регуляции взаимодействия людей и их интерпретации. Представители этого подхода отмечают, что поведение человека обуславливает не сама ситуация, которая может быть «объективной», а ее субъективная трактовка определенным субъектом в соответствии с особенностями восприятия и оценки.

Основателем когнитивного подхода считают К. Левина с его теорией поля, который отмечал, что восприятие ситуации обычно более «субъективнее» [7, с.156]. При этом К. Левин определяет четыре типа конфликтных ситуаций ввиду сил, действующих на субъекта и обусловливающих его поведение:

  1. конфликт «стремление-стремление»: когда два объекта или две цели имеют примерно одинаковую привлекательность для субъекта, но он не может обладать обоими, а должен сделать выбор между двумя возможностями,
  2. конфликт «избегание-избегание»: ситуация, когда приходится выбирать одну из двух примерно одинаковых возможностей,
  3. конфликт «стремление-избегание»: одно и то же одновременно и привлекает, и отталкивает,
  4. конфликт «двойного стремления-избегания» (двойной амбивалентности): когда субъект колеблется между выбором одной из двух целей, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Именно борьба мотивов лежит в основе трактовки конфликтов в исследованиях К. Левина и М. Миллера.

Таким образом, при изучении конфликтов важной научно-прикладной задачей является анализ его основных структурных и динамических характеристик, а также положительных и отрицательных функций и последствий конфликтного взаимодействия. Важной задачей при этом является типологизация конфликтов, которые присущи современному обществу, разработка конкретных технологий в регулировании и разрешении различных видов конфликтов организации.

Литература:

  1. Антонова М. А. Научная классификация конфликтов // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». 2015. — URL: file:///C:/Users/USER1/Downloads/nauchnaya-klassifikatsiya-konfliktov.pdf. (дата обращения 13.02.2023)
  2. Батыгин Г. С. Структурный функционализм Толкотта Парсонса // Вестник РУДН, серия Социология, 2003, № 4–5. С. 6–34.
  3. Кольба А. И. После 2009: современные тенденции управления социальными конфликтами в контексте теории Р. Дарендорф // Политэкс. 2011. Том 7. № 1. С.39–53.
  4. Мухатаев П. Н. Интерпретация понятия «социал-дарвинизм» в западной и отечественной историографии конца XIX — начала XXI века // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С.126–133.
  5. Обрывалина О. А. Становление теорий социального контроля в ранней американской социологии // Теория и методология. Социология. 2013. № 2. С.29
  6. Русова А. В. Конфликт как основание государственности. — URL: file:///C:/Users/USER1/Downloads/konflikt-kak-osnovanie-gosudarstvennosti.pdf. (дата обращения 13.02.2023)
  7. Сычева Е. Ю., Кусова Л. Н., Тимофеева В. А. Дискурс природы конфликта в классической социологии // Научный журнал «Экономика. Социология. Право», 2021, № 4(24). 144–158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, конфликтное взаимодействие, общество, социальный конфликт, группа, изучение конфликтов, Маркс, животный мир, изучение конфликта, когнитивный подход.


Похожие статьи

Развитие социального конфликта в трудах социологов ХХ века...

Стоит заметить, что Чарльз Миллс находился у истоков теории социального конфликта.

С феноменом конфликта неразрывно связано понятие солидарности (группы или класса).

В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта.

Но в отличие от конфликтных ситуаций в обществе в целом, конфликты, например, в.

Конфликт и его социально-психологические свойства

– Межгрупповые конфликты способствуют разрешению конфликта в солидарности группы

Следует отметить, что конфликт — это способ возникновения и устранения противоречий.

В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта.

Ключевые слова : личность, коллектив, взаимодействие, конфликт, причины конфликтов.

Теоретико-методологические аспекты исследования конфликта...

 В статье описаны основные направления изучения конфликтов в зарубежной психологии.

[5,с. 41–45]. Теоретико-игровое направление. Данный подход выражен в работах М. Дойча.

Мутон, К. Томас), причина конфликтов кроется в реальных социальных отношениях.

Третья (когнитивная) группа теорий. К числу когнитивных теорий изучения конфликта относится...

Системный подход к изучению конфликтов | Статья в журнале...

4) Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъекты конфликта к противоборству. 5) Образы конфликтной ситуации — своеобразные идеальные представления участников конфликта о себе, об оппоненте, об объекте, причинах конфликта.

Прототипический подход к анализу категории «конфликт»

- конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт).

Дисфункциональный, или деструктивный, конфликт препятствует работе группы.

Но в отличие от конфликтных ситуаций в обществе в целом, конфликты, например, в повседневной военной

Конфликт по своей сущности является формой социального взаимодействия.

конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт...

История изучения и анализа конфликтных ситуаций уходит своими корнями в далекое прошлое.

Конфликт в нашем понимании — факт существования мира.

Ключевые слова: конфликты, конфликтные ситуации, организации, индивид, группа.

Черкасова Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде: Дис. канд. соц. наук.

Понятие конфликта и конфликтного дискурса | Статья в журнале...

Ключевые слова: конфликт, конфликтный дискурс, лингвоконфликтология.

Следующая группа — бытийный дискурс, в который входят ситуации, возникающие в быту.

Исследование конфликтного коммуникативного акта строится с учётом его дискурсивной и.

Ключевые слова: конфликт, конфликтное взаимодействие, борьба, сотрудничество...

Конфликтология в современной России | Статья в журнале...

При этом абсолютное отсутствие конфликтовобществе, в организации и т. п.) является

Формирование современных социальных групп, предпринимательского класса, расширение

Косолапов Н. А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология

— С. 5–17. Плотников А. А. Анализ опыта исследований социальных конфликтов в России...

Конфликт, виды конфликта и этапы его развития

Ключевые слова: конфликт, признаки конфликта, виды и способы разрешения конфликта.

Противоречия, возникающие между людьми в процессе взаимодействия, могут переходить в конфликт.

Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ

Различают понятие конфликта и объективной конфликтной ситуации.

Историко-педагогический анализ становления и развития...

...развития конфликт-ориентированного подхода в образовании Германии / Н. Н. Дамирчари.

Для его представителей характерно принятие конфликтной модели общества в качестве

на конфликт, выражено в представлении человека через его конфликтную природу.

Социально-политическая ориентация конфликт-ориентированного подхода в образовании...

Похожие статьи

Развитие социального конфликта в трудах социологов ХХ века...

Стоит заметить, что Чарльз Миллс находился у истоков теории социального конфликта.

С феноменом конфликта неразрывно связано понятие солидарности (группы или класса).

В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта.

Но в отличие от конфликтных ситуаций в обществе в целом, конфликты, например, в.

Конфликт и его социально-психологические свойства

– Межгрупповые конфликты способствуют разрешению конфликта в солидарности группы

Следует отметить, что конфликт — это способ возникновения и устранения противоречий.

В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта.

Ключевые слова : личность, коллектив, взаимодействие, конфликт, причины конфликтов.

Теоретико-методологические аспекты исследования конфликта...

 В статье описаны основные направления изучения конфликтов в зарубежной психологии.

[5,с. 41–45]. Теоретико-игровое направление. Данный подход выражен в работах М. Дойча.

Мутон, К. Томас), причина конфликтов кроется в реальных социальных отношениях.

Третья (когнитивная) группа теорий. К числу когнитивных теорий изучения конфликта относится...

Системный подход к изучению конфликтов | Статья в журнале...

4) Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъекты конфликта к противоборству. 5) Образы конфликтной ситуации — своеобразные идеальные представления участников конфликта о себе, об оппоненте, об объекте, причинах конфликта.

Прототипический подход к анализу категории «конфликт»

- конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт).

Дисфункциональный, или деструктивный, конфликт препятствует работе группы.

Но в отличие от конфликтных ситуаций в обществе в целом, конфликты, например, в повседневной военной

Конфликт по своей сущности является формой социального взаимодействия.

конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт...

История изучения и анализа конфликтных ситуаций уходит своими корнями в далекое прошлое.

Конфликт в нашем понимании — факт существования мира.

Ключевые слова: конфликты, конфликтные ситуации, организации, индивид, группа.

Черкасова Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде: Дис. канд. соц. наук.

Понятие конфликта и конфликтного дискурса | Статья в журнале...

Ключевые слова: конфликт, конфликтный дискурс, лингвоконфликтология.

Следующая группа — бытийный дискурс, в который входят ситуации, возникающие в быту.

Исследование конфликтного коммуникативного акта строится с учётом его дискурсивной и.

Ключевые слова: конфликт, конфликтное взаимодействие, борьба, сотрудничество...

Конфликтология в современной России | Статья в журнале...

При этом абсолютное отсутствие конфликтовобществе, в организации и т. п.) является

Формирование современных социальных групп, предпринимательского класса, расширение

Косолапов Н. А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология

— С. 5–17. Плотников А. А. Анализ опыта исследований социальных конфликтов в России...

Конфликт, виды конфликта и этапы его развития

Ключевые слова: конфликт, признаки конфликта, виды и способы разрешения конфликта.

Противоречия, возникающие между людьми в процессе взаимодействия, могут переходить в конфликт.

Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ

Различают понятие конфликта и объективной конфликтной ситуации.

Историко-педагогический анализ становления и развития...

...развития конфликт-ориентированного подхода в образовании Германии / Н. Н. Дамирчари.

Для его представителей характерно принятие конфликтной модели общества в качестве

на конфликт, выражено в представлении человека через его конфликтную природу.

Социально-политическая ориентация конфликт-ориентированного подхода в образовании...

Задать вопрос