Занятия йогой как средство самоактуализации в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 19.02.2023

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Егорова, М. А. Занятия йогой как средство самоактуализации в подростковом возрасте / М. А. Егорова, П. В. Углач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100118/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы указывают на актуальность поиска новых педагогических форм и методов в работе с подростками. Раскрыты возможности занятий йогой как средства, оказывающего позитивное влияние на самоактуализацию старших подростков. Приведены результаты влияния занятий йогой на развитие у подростков «Я-концепции», выработку доверия к самому себе, принятие своего внутреннего мира.

Ключевые слова: подростки, самореализация, самоактуализация, психолого-педагогические технологии, йога.

В современном обществе в существующих социальных и экономических условиях к человеку предъявляются все более высокие требования не только к способностям и умениям, но и как личности. Происходящие в стране политические процессы безусловно влияют на психологическое состояние молодого поколения, которому сегодня необходим колоссальный запас личностных ресурсов и способность ими рационально пользоваться для сохранения собственного психологического благополучия и окружающих. В этой связи проблема самоактуализации является актуальной и востребованной в молодежном сообществе.

Потребность в реализации накопленных физических и психических сил наиболее актуальна в юности и подростковом возрасте, когда происходит переход от внешней детерминации деятельности и поведения к самодетерминации. Этот возраст называют возрастом «интеграции самосознания» (Л. С. Выготский), «самоидентификации» (Э. Эриксон), «открытия «Я» (И. С. Кон), возрастом «поиска и решений» (А. В. Мудрик), «определения себя» (Л. И. Божович), «экзистенциального рождения души» (Г. А. Цукерман). Несмотря на расхождение в понимании источников развития личности, практически все научные школы признают старшую возрастную группу обучающихся сензитивной для саморазвития, самореализации и самоактуализации.

Трудности психолого-педагогической поддержки самоактуализации подростков частично объясняются тем, что в прежние годы перед молодыми людьми не стоял так остро вопрос о самоактуализации, поскольку жизненный маршрут выпускника школы чаще всего был, образно говоря, заранее «запрограммирован». Сегодня категория свободы принимает конкретные формы и содержание и ставит старшеклассников перед ситуацией множественных выборов. Свобода как состояние общества не только раскрывает новые возможности развития, но и накладывает на человека ответственность за осуществление своего выбора и его результат.

Отечественная педагогика и психология рассматривают феномен самореализации в деятельностной парадигме. Так, в отношении подростков особое внимание уделяется организации общественной, трудовой, учебной, игровой, художественной и других видов активностей. Многие современные школы создали образовательные системы, ориентированные на самореализацию и самоопределение личности (Л. Н. Тубельский, И. Д. Фрумин, Е. А. Ямбург и др.). Однако вопрос о технологиях с доказанной эффективностью, которые способствуют позитивной самоактуализации обучающихся, недостаточно разработан в психологической науке и педагогической практике. Образовательные технологии, используемые сегодня в школе, слабо ориентированы на актуализацию личностных ресурсов подростков, а главное, на формирование у них потребности в самоактуалазации.

Таким образом, существует противоречие между объективными требованиями общества к воспитанию активной, самостоятельной, творческой самоактуализирующейся личности, и реально функционирующей системой образования, которая в целом недостаточно полно обеспечивает данные результаты. Также следует отметить противоречие между потребностями самих подростков в реализации накопленных физических и психических сил, потребностями в разнообразной жизнедеятельности и реальной школьной практикой, фактически ограничивающей деятельность старшеклассников преимущественно учебно-познавательным процессом.

Одним из популярных направлений физического и духовного развития на сегодняшний день является йога — это практика, которая привлекает и молодое поколение, и взрослых. В современном ритмичном мире, когда от подростков требуют мобильности, высокой физической и мозговой активности, у них далеко не всегда есть возможность отдохнуть и переключить внимание на себя и свои интересы, что в результате приводит к эмоциональному выгоранию и пассивности. Йога помогает подростку найти те самые необходимые ресурсы, с помощью которых индивид может познать себя, раскрыть свой творческий потенциал и вырасти духовно [3].

Роль психического и эмоционального состояния в жизни человека сложно переоценить, по этой причине многие психологи и психиатры в различных странах стали проявлять интерес к феномену медитативного состояния и его благотворному влиянию на индивида. За небольшой период времени существенно возросло количество научной литературы, в которой затрагивается упомянутая выше тематика. Ярким тому примером является один из популярных американских сборников «Измененные состояния сознания» [4].

В. В. Бодров в своих трудах обращает внимание на пользу, которую несут в себе занятия йогой. Автор делал акцент на том, что данный вид деятельности всесторонне развивает человека, запускает его умственные способности, трансформирует психическое состояние, тренирует сознание [1].

Заинтересованность ученых духовными практиками вполне объяснима, и об этом упоминали исследователи М. М. Решетников и В. С. Лобзин, которые утверждают, что медитация помогает обрести душевное равновесие, что было неоднократно доказано посредством научных экспериментов [2].

Цель нашего исследования заключается в определении особенностей процесса самоактуализации подростков в процессе занятий йогой. Предметом выступает самоактуализация личности подростка в процессе занятий йогой.

Гипотеза исследования: показатели самоактуализации подростков, занимающихся йогой, и подростков, не имеющих отношения к спорту, различны. У подростков, занимающихся йогой, прослеживается высокий уровень внутреннего контроля, личностного роста, отношений, самопринятия.

Задачи исследования:

  1. Исследовать сущность феномена самоактуализации личности в зарубежной и отечественной психологии.
  2. Изучить теоретические и эмпирические исследования особенностей самоактуализации личности в период подростничества.
  3. Изучить возможности занятий йогой как средства самоактуализации в подростковом возрасте (по материалам отечественных и зарубежных источников).
  4. Эмпирически исследовать особенности самоактуализации личности подростка в процессе занятий йогой.

В исследовании были использованы психодиагностические методики:

– опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (модифицированный вариант опросника Дж.Роттера) — для определения уровня субъективного контроля;

– шкала психологического благополучия К. Рифф;

– методика «Самоактуализация личности» А. Шострома;

– авторская анкета о мотивах предпочтения занятиями йогой.

Теоретико-методологические основы исследования. В основу анализа психологических феноменов положены принципы системности (Б. П. Ананьев, П. К. Анохин, Б.Л., Ломов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский), единства внешнего и внутреннего (С. Л. Рубинштейн), развития (Л. С. Выготский).

– исследования по проблеме личностно ориентированного подхода (Н. А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. А. Сухомлинский, И. С. Якиманская и др.);

– акмеологии (Н. В. Кузьмина), положения гуманистической психологии и концепции самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, и др.);

– теории гуманистического воспитания и педагогической поддержки (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В. П. Бедерханова, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, СВ. Кульневич, Л. И. Новикова, С. Д. Поляков, М. И. Рожков и др.);

– работы по методологии педагогического исследования (А. И. Кочетов, В. В. Краевский).

В исследовании принимают участие 30 подростков 15–16 лет, занимающихся йогой, а также 30 подростков, которые не имеют отношения к данному виду спорта и вообще спортом не занимаются.

Результаты анкетирования показали, что подростки проявляют интерес к йоге и медитативным практикам по нескольким причинам:

  1. Эмоциональная составляющая (возможность расслабиться, почувствовать внутреннюю свободу, лучше узнать себя и свои возможности, понять мотивы своих действий, мыслей и чувств).
  2. Возможность развития творческого потенциала, более осмысленный подход к жизни и к событиям.
  3. Гармонизация со своим физическим телом (индивид начинает понимать и правильно расценивать сигналы, которые подаются его организмом, знает, как снять мышечное напряжение, укрепить свое здоровье).
  4. Ощущение наполненности, появление жизненной энергии и сил, для того, чтобы справляться с эмоциональной нагрузкой.
  5. Изучение своего «Я» и своих способностей, выработка доверия к самому себе, принятие своего внутреннего мира.

Подтвердилась гипотеза о различии между показателями самоактуализации среди подростков, занимающихся йогой и подростков, не имеющих отношения к спорту. Так, для подростков, никогда не занимающихся спортом, характерно слабое проявление стремления к контактности, понимания природы человека. Наибольшие показатели имеют характеристики: ценностная ориентация и взгляд на природу человека, что говорит об ориентации на ценности, принятые социумом, позитивное отношение к себе как к личности.

Для подростков, которые занимаются йогой, особенно значительными параметрами стали характеристики познавательных способностей, гибкости поведения, взгляд на природу человека, контактность. Данные характеристики отражают стремление юных поклонников йоги к познанию нового, расширению своего кругозора, повышенной адаптивности, гибкому ситуационному поведению, пониманию сущности человека, умению идти на контакт и выстраивать конструктивные межличностные отношения.

Литература:

1. Бодров В. В. Индийская философия Нового времени. — М.: Смысл, 2000. — 192с.

2. Вахромов, Е. Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии// Потенциал личности: комплексный подход. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2018. — с. 129–133.

3. Дасгупта, С. Философия йоги и её отношение к другим системам индийской мысли / С. Дасгупта. — СПб.: Наука, 2008–352 с.

4. Парибок А. В., Лысенко В. Г. Дхьяна // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009–950 с.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, йога, процесс занятий, внутренний мир, возможность занятий, возможность развития, молодое поколение, подростковый возраст, субъективный контроль, творческий потенциал.


Похожие статьи

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии

В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...

Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности

Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе

Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Похожие статьи

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии

В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...

Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности

Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе

Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Задать вопрос