Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Нравственное влияние творчества Л. Н. Толстого на современную молодёжь

Педагогика
17.02.2023
239
Поделиться
Библиографическое описание
Матенова, Ю. У. Нравственное влияние творчества Л. Н. Толстого на современную молодёжь / Ю. У. Матенова, Н. Р. Уринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100086/.


В статье автор определяет влияние творчества Л. Н. Толстого на нравственное воспитание современной молодёжи. Раскрывает важную дидактическую роль его романов, вошедших в золотой фонд мировой классики.

Ключевые слова: духовность, современное поколение, литература, семейный роман.

Как отмечал Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев: «Духовность начинается со школы. Внимание вопросам духовности в школах необходимо уделять в той же мере, в какой уделяется образованию» [3]. Также Шавкат Миромонович рекомендовал создать просветительскую литературу, способствующую расширению кругозора, для учащихся каждого класса.

Ежегодно в нашей стране проводится конкурс «Ёш китобхон» («Юный читатель») среди молодёжи, где знатоки соревнуются в познаниях в области литературы. Данное мероприятие послужило основной тенденцией продвижения чтения в молодёжную среду. Главная задача конкурса «Ёш китобхон» — привить молодому поколению высокую духовность, патриотизм, чувство собственного достоинства, благородство и честь.

В списке литературы, [5] представленном конкурсантам 10–14 лет, есть и сборник Л. Н. Толстого «Как волки учат своих детей» [4].Сложно передать влияние творчества Льва Толстого на мировую литературу XX века и на всю последующую литературу в целом. Величайший романист, философ, лауреат Грибоедовской премии и претендент на Нобелевскую премию, ярчайший представитель своей эпохи, чьи произведения переведены на многие языки мира и писатель, которого еще при жизни назвали «главой русской литературы», Лев Николаевич Толстой, действительно человек-эпоха, а также человек, творивший эпоху. В свое время, Владимир Набоков, номинированный 8 раз на Нобелевскую премию по литературе и преподававший курсы русской и мировой литературы в Гарварде, войдя в аудиторию, попросил задернуть все шторы. В темноте он попросил включить один софит.

«− Стало светло? — спросил он. — Это — Пушкин. Теперь включите второй. Светлее? Это — Чехов. Теперь раздерните шторы.

В аудитории ворвался солнечный свет. Это — Толстой!» [6]

Как отмечал Э. Г. Бабаев, знаменитый толстовед, в аннотации к книге Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Толстой принадлежал к великой плеяде русских писателей XIXвека. В 70-е годы наряду с Тургеневым, Некрасовым, Островским, Достоевским он разрабатывал “историю души человеческой” в её отношении к обществу, к истории, к прошлому и будущему родной страны» [2]. Важные нравственные вопросы, духовные идеалы писателя волнуют читателя и по сей день. В становлении личности, а особенно, в юные годы, человек начинает задумываться о его предназначении в жизни, его роли в этом круговороте, о понятиях добро и зло и т. д. И именно в это время очень важно общаться с правильными людьми, читать правильные книги и перенимать все лучшее, ведь не зря произведения Льва Толстого называют энциклопедическими. Привнесение в жизнь молодого поколения таких романов как «Воскресение», «Война и мир» и «Анна Каренина», может послужить хорошим началом для развития нравственных и духовных ценностей целого народа.

В школьную программу по литературе Республики Узбекистан также включены величайшие произведения Л. Н. Толстого. Учащиеся 7 класса знакомятся с его трилогией «Детство. Отрочество. Юность», в 8 классе изучают рассказ «После бала», но наиболее глубоко образ писателя как целостной личности даётся в учебнике 10 класса. Данный учебник был издан 2017-году для средних образовательных школ и средних специальных профессиональных учебных заведений с русским языком обучения. Авторами данного учебника являются Н. М. Миркурбанов и Г. Ф. Голева. В отличие от учебников других классов данный учебник наиболее глубоко раскрывает жизнь и творчество Л. Н. Толстого в соответствии с особенностями восприятия старшеклассниками данного материала и характеризует писателя не только с творческой стороны, но и как многогранную личность и яркого представителя своего времени. В данном учебнике чётко обозначена концепция творчества Л. Н. Толстого, основополагающим стержнем которой является нравственная проблематика целого поколения. Несмотря на большой промежуток времени, разделяющий нас с автором, проблемы, поставленные в произведениях, являются актуальными и по сей день. Рассмотрены такие крупные произведения автора как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и т. д. Даётся подробное описание основных тем творчества Л. Н. Толстого, также отмечаются специфические художественные приёмы автора, выделяется несомненный талант, многоплановость, широта мышления и умение находить тонкие струны человеческих мыслей.

Отдельного внимания заслуживает интересное описание биографии писателя. Основной акцент направлен на становление личности писателя и на его духовные поиски. Нравственные идеалы писателя, его умение чётко анализировать собственные чувства и критически осуждать свои же поступки мы видим на примере многих его произведений. Художественная манера Льва Толстого, несомненно, заключается в искренности его суждений и в свободном диалоге с читателем, полностью исключающим в себе пафос. В данном учебнике затронута одна из основных идей, развитых Л. Н. Толстым во многих его произведениях. Семейная тематика по праву является ключевой в его самых ярких произведениях, таких как «Война и мир», «Анна Каренина» и в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» [1].

Наряду с изучением творчества писателя учащиеся всё более проникаются нравственной философией автора и впитывают в себя такие понятия, как честь, достоинство, благородство и скромность. Каждое произведение автора несёт в себе ту или иную воспитательную функцию, что необходимо для развития высокой духовности и человечности. Произведения Л. Н. Толстого, воистину гения литературы, ведут человека к добру, к свету, к справедливости. Его произведения даже через многие века будут служить людям во имя добра, как мечтал об этом автор.

Литература:

  1. Миркурбанов Н. М., Голева Г. Ф. Литература, 10 класс, Часть II.- Ташкент, 2017.
  2. Толстой Л. Н. Анна Каренина.− Москва: Художественная литература, 1985.
  3. Открытый новостной источник газета.uz https://www.gazeta.uz/ru/2022/05/26/schools/
  4. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 тт. — Москва: Художественная литература, 1982
  5. Сборник литературы для участия в конкурсе «Yosh Kitobxon». Открытый источник Ферганского лицея имени Мухаммада аль Хорезми при ТУИТ https://al.fbtuit.uz/yosh-kitobxon-tanlovining-kitoblar-royxati/
  6. Высказывания о Льве Толстом. Открытый сайт факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. http://www.journ.msu.ru/about/leo_tolstoy/statements_about_the_leo_tolstoy.php
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
духовность
современное поколение
литература
семейный роман
Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 275-277):
Часть 4 (стр. 233-317)
Расположение в файле:
стр. 233стр. 275-277стр. 317

Молодой учёный