Учебно-воспитательный процесс сегодня направлен на развитие интеллектуальных знаний ребенка, познание его социальной значимости, обучение способности критически мыслить и принимать верные решения в трудных жизненных ситуациях. Основным заданием современного образования является подготовка будущего самостоятельного человека, готового успешно приспосабливаться к требованиям сферы деловой активности и необходимым условиям жизни. По ФГОС ООО ученик должен обладать следующими качествами: обладать свободой и автономией в мышлении, активно искать практические решения, иметь высокие ценности и соответствующую устойчивость к ним, целостное понимание междисциплинарных связей, уметь анализировать и делать выводы, адекватно реагировать на перемены и антикризисную ситуацию в мире, уметь находить сложные решения и обращаться с информацией. Развить все данные навыки у учеников помогает технология творческих мастерских [4].
Творческие мастерские на уроках — это метод обучения, который предполагает использование активных форм обучения, таких как творчество, анализ, дискуссия для достижения определенных учебных целей. Данная методика предлагает учителю широкий выбор инструментов и инструментальных средств, которые можно использовать при проведении творческих выдумок и интерактивных уроков. Это дает учителю возможность выбрать тот тип деятельности, который будет наиболее эффективен для обучающихся.
Одно из самых точных определений творческой мастерской дал В. М. Монахов «Педагогическая мастерская — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя» [2, с. 57].
Главное преимущество творческих мастерских — это возможность привлечь интерес учащихся разнообразными методами обучения. Это не только позволяет улучшить знания, но и продемонстрировать ученикам креативное подход к разрешению проблем. Творческие мастерские могут быть использованы для развития различных целевых навыков, практики решения задач и развития критического мышления.
Актуальность технологии творческих мастерских, заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. При использовании данной технологии на уроках создается атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства, что способствуют развитию индивидуальности ученика, дает толчок творческому процессу создания творческих работ.
Цель творческих мастерских в школе — развитие талантов учеников и наслаждение от достигнутых результатов. Основная задача — развивать мыслительные процессы учеников, формировать правильное отношение к творческому процессу, а также учить учащихся работать в команде. В таких мастерских учащиеся должны понять, что многое можно достичь с помощью творческого и трудолюбивого подхода к предмету. [1, с. 701].
Основные принципы творческих мастерских:
- Прослеживание логики: именно последовательное, основанное на постоянном изучении и приемах мышления развитие является основным целевым аспектом в курсах творческих мастерских обучения.
- Фокус на креативность: творческие мастерские проводятся с целью пробуждать творческие навыки учащихся. Учащиеся должны увлекаться, раскрывать и воспринимать передаваемые им знания.
- Активное участие: мастерские требуют активного мышления учащихся; активное слушание и собственное творчество. Преподаватели должны широко использовать такие методы, как диалоги и малые группы, чтобы улучшить активный уровень учащихся.
- Поиск творческих идей: учащиеся должны постоянно обсуждать идеи и инструменты, используя коммуникативное и творческое мышление для того, чтобы получить больше вдохновения для дальнейшей работы.
- Хранение и отслеживание результатов: хорошо продуманная система хранения и отслеживания результатов работы студентов необходима для хорошей оценки их развития. Творческие мастерские должны быть плохим местом для создания ценностей и являться большими опытами удовольствия для всех сторон.
Для организации творческой мастерской в школе необходимо:
- Определить тему и план работы в мастерской. Тема должна привлекать интерес учащихся и быть понятной и привлекательной. Возможно, школа может поддержать определенную тему, исходя из настроения деятельности, такую как «художественное исследование» или «изучение искусств».
- Найти подходящее помещение. Для организации хорошо подходит имеющееся помещение (например, старая лаборатория, экспедиция и т. Д.) или оно должно быть создано специально для творческой мастерской.
- Найти руководителя мастерской. Для успешного проведения мастерской в школе необходима хорошая руководительская работа. Он должен быть активным сторонником творчества, знать, как собрать группу и как создать эффективную структуру проекта.
- Найти профессионального наставника. Наставник должен быть профессионально подготовленным художником. Он должен иметь достаточно опыта в своей области, чтобы наводить учащихся на путь изучения своей специальности.
- Организовать материальное обеспечение мастерской. Таким образом, необходимо приобрести необходимые материалы и инструменты для работы в мастерской. В разных областях учащиеся могут использовать различные готовые комплекты или инструменты, приобретенные самостоятельно.
- Распределить работу между учащимися. Составление плана деятельности для мастерской также очень важно. Для этого необходимо распределить задания среди учащихся и указать сроки их выполнения. Для развития креативности учащиеся должны быть вовлечены в процесс разработки творчества.
Результаты применения творческих мастерских в образовании зависят от того, как преподаватель использует и интерпретирует эти игры для достижения своих учебных целей. Одними из наиболее очевидных положительных результатов их применения становятся увеличение эффективности учащихся и увеличение их мотивации. Обучение, которое проводится с помощью игр, становится интерактивным и интересным, а изучаемые учащимися понятия усваиваются лучше. [3, с. 400].
Также можно отметить более системное понимание понятий, сложных принципов и умение применять их в других областях. Таким образом, игры обеспечивают учащимся возможность применять знания и умения в практическую жизнь.
Литература:
- Акутина, С. П. Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании / С. П. Акутина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 700–703. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20175/ (дата обращения: 11.02.2023).
- Монахов В. М. Педагогическая технология профессора В. М. Монахова. — Спец. выпуск «Педагогического вестника». — Успешное обучение, 1997.
- Татаринцева, А. В. Особенности использования на уроках педагогической технологии творческих мастерских / А. В. Татаринцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 440–441. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60226/ (дата обращения: 11.02.2023).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, в редакции от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).