Ключевые слова: студент, обучающийся, процесс обучения, микронаушник,нанонаушник, фальсификация контроля уровня знаний, регулярная основа, профессия врача.
Цель: изучить частоту использования микронаушников студентами СГМУ в процессе обучения.
Задачи:
- Выявить распространенность использования микронаушников среди студентов различных факультетов (лечебный, педиатрический, стоматологический, фармакологический, клинико-психологический) и курсов.
- Исследовать обстоятельства использования микронаушников студентами в процессе обучения.
Объект исследования: студенты СГМУ.
Предмет исследования: использование микронаушников студентами СГМУ в процессе обучения.
Гипотеза: студенты СГМУ пользуются микронаушниками при подготовке к занятиям на регулярной основе с целью облегчения процесса обучения и более полного усвоения учебного материала.
Актуальность:
Актуальность настоящего исследования определяется, прежде всего, состоянием самой студенческой среды в медицинской сфере образования: весомым количеством текущих и рубежных контролей, которые являются достаточно серьёзными и объёмными, что порой приводит к фальсификации контроля уровня знаний среди студентов посредством использования микронаушников и само собой создаёт неравные условия для обучающихся. Следует также отметить малоизученность данного вопроса в доступной нам литературе. Кроме того, фальсификация контроля уровня знаний особенно опасна при получении профессии врача, следовательно, необходимо уделить внимание тщательной разработке и применению мер со стороны профессорско-преподавательского состава и администрации вуза, направленных на исключение использования микронаушников студентами при проведении контроля успеваемости. [1,2]
Материалы и методы: для изучения распространённости использования микронаушников в студенческой среде была составлена анонимная анкета, состоящая из 11 вопросов, включающая возможность внесения респондентами дополнительных ответов на некоторые вопросы с целью составления более достоверной картины исследования.
Полученные результаты обработаны с использованием параметрических методов статистики и представлены в виде диаграмм.
Рис. 1. Распределение респондентов по полу
Рис. 2. Распределение респондентов по возрасту
Таблица 1
Распределение респондентов по факультетам, курсам и полу
Факультет |
Курс |
Абсолютное число |
Процент от общего числа |
||
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
||
Лечебный |
1 |
1,2 |
|||
2 |
2 |
6 |
2,4 |
7,1 |
|
3 |
4 |
17 |
4,8 |
20 |
|
4 |
|||||
5 |
|||||
6 |
1 |
1,2 |
|||
Не использовали |
16 |
37 |
19 |
44 |
|
Медико-биологического и гуманитарного образования |
1 |
1 |
4,8 |
||
2 |
1 |
4,8 |
|||
3 |
2 |
3 |
10 |
14 |
|
4 |
1 |
5 |
|||
5 |
|||||
6 |
|||||
Не использовали |
9 |
4 |
43 |
19 |
|
Психолого-социальный |
1 |
1 |
1 |
6,2 |
6,2 |
2 |
2 |
12,5 |
|||
3 |
1 |
6,2 |
|||
4 |
|||||
5 |
|||||
Не использовали |
1 |
10 |
6,2 |
62,5 |
|
Педиатрический |
1 |
1 |
8,3 |
||
2 |
|||||
3 |
1 |
3 |
8,3 |
25 |
|
4 |
|||||
5 |
|||||
6 |
|||||
Не использовали |
1 |
6 |
8,3 |
50 |
|
Фармакологический |
1 |
1 |
1 |
9 |
9 |
2 |
1 |
9 |
|||
3 |
1 |
1 |
9 |
9 |
|
4 |
1 |
2 |
9 |
18,2 |
|
5 |
1 |
9 |
|||
Не использовали |
2 |
18,2 |
|||
Стоматологический |
1 |
||||
2 |
1 |
1 |
14,3 |
14,3 |
|
3 |
2 |
1 |
29 |
14,3 |
|
4 |
|||||
5 |
1 |
14,3 |
|||
Не использовали |
1 |
14,3 |
|||
Результаты и обсуждение
В ходе анонимного анкетирования были опрошены 144 студента: 70,8 % (102) женщин и 29,2 % (42) мужчин, из которых на долю лечебного факультета приходится 57,6 % (83), медико-биологического и гуманитарного образования — 12,5 % (18), психолого-социального — 10,4 % (15), педиатрического — 7,6 % (11), фармацевтического — 6,3 % (9), стоматологического 5,6 % (8). Возраст респондентов: 17–18 лет — 5,6 % (8), 19–20 лет — 23,6 % (34), 21–23 года — 63,2 % (91), 24 и более — 7,6 % (11).
Рис. 3. Осведомленность респондентов о методах передачи информации
Рис. 4. Использование микронаушников в процессе обучения
Рис. 5. Частота использования микронаушников
Подавляющее большинство опрошенных (95,8 % (138)) хорошо знакомы с таким средством передачи информации как микронаушник, но признают, что пользовались им только 44,4 % (64) студентов, из числа которых к его помощи прибегали: редко (1–2раза) — 71,4 % (45), каждую сессию — 12,7 % (8), а 15,9 % (10) использовали наушник не только во время сессии, но и для сдачи текущих контрольных работ и отработок.
Интересно отметить, что 46,8 % (36) респондентов начали пользоваться наушником только на 3 курсе, когда предстояло сдавать одни из самых трудных и ответственных экзаменов, а 18,2 % (14) анкетируемых — уже на 2 курсе.
Рис. 6. Предпочтения при выборе вида микронаушников
В выборе вида наушника студенты отдают преимущество магнитным микронаушникам (63,6, % (42)), что говорит о том, что предпочтение отдаётся не столько безопасности использования, сколько незаметности применения источника получения информации.
Рис. 7. Возможности отказа от использования микронаушников
После краткого ознакомления с возможными негативными последствиями использования микронаушников 62,7 % (52) студентов заявили, что готовы отказаться от их эксплуатации; 19,3 % (16) решили, что всё равно продолжат ими пользоваться, а 18,1 % (15) признались, что будут прибегать к помощи микронаушников только в период сессии.
Выводы
- Подавляющее большинство студентов (95,8 %) хорошо знакомы с современными средствами передачи информации, в том числе и с такими как микронаушники. Однако пользуются ими только 44,4 % обучающихся, причем редко (1–2раза) — 71,4 %, каждую сессию — 12,7 %, 15,9 % регулярно используют наушник не только во время сессии, но и для сдачи текущих контрольных работ и отработок.
- В студенческой среде 63,6, % предпочитают использование магнитных микронаушников в качестве незаметных источников получения информации.
- Несмотря на то, что все обучающиеся знают о негативных последствиях использования микронаушников, лишь 62,7 % из них готовы отказаться от их эксплуатации.
- Почти никто из студентов не пользуется микронаушниками в процессе обучения на регулярной основе, следовательно, наша гипотеза не подтвердилась.
Литература:
- Таблетки для жадности — врачи с фальшивыми дипломами готовы рисковать чужой жизнью ради наживы / Светлая Марина. — Текст: электронный // Первый канал: [сайт]. — URL: https://www.1tv.ru/news/2013–09–08/57551-tabletki_dlya_zhadnosti_vrachi_s_falshivymi_diplomami_gotovy_riskovat_chuzhoy_zhiznyu_radi_nazhivy
- «Она оперировала на кухне». — Текст: электронный // Лента.ру: [сайт]. — URL: https://lenta-ru.turbopages.org/lenta.ru/s/articles/2021/01/01/verdi/