В данной статье рассматривается проблема адаптации начинающих педагогов ДОУ; рассмотрены понятия «адаптация» и «профессиональная адаптация»; выделены проблемы начинающих педагогов в адаптационный период; намечена стратегия управления адаптацией начинающих педагогов ДОУ.
Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, начинающий педагог, управление адаптацией.
В последние годы в системе дошкольного образования существует проблема оттока профессиональных педагогических кадров. Среди причин, приводящих к этому, можно назвать следующие: непрестижность педагогической профессии, низкая оплата труда, высокие нагрузки. В результате в дошкольное образование приходят педагоги, не имеющие профильного образования и опыта работы, но прошедшие курсы профессиональной переподготовки. По данным информационно-аналитического отчета обеспеченности педагогическими кадрами общеобразовательных организаций Тульской области среди педагогов профессиональную переподготовку прошли: по области 56,4 %, в городских ОО — 54,0 %, в сельских ОО — 66,7 % [11]. В связи с этим перед администрацией ДОУ остро стоит проблема помощи начинающим педагогам адаптироваться к профессиональной педагогической деятельности.
Период адаптации начинающего педагога отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального становления. От того, как пройдет данный период зависит, станет ли педагог профессионалом своего дела, останется ли он в педагогике или найдет свое применение в иной сфере деятельности. Начинающие педагоги с первого дня своей трудовой деятельности выполняют должностные обязанности, а администрация, коллеги и родители (законные представители) ожидают от них профессионализма в работе. Какой же должна быть управленческая поддержка начинающего педагога, чтобы он успешно прошел период адаптации и остался в профессии?
Понятие «начинающий педагог» в литературе не определено. Под начинающим педагогом мы будем понимать человека, не имеющего педагогического образования, но прошедшего курсы профессиональной переподготовки и отработавшего незначительный срок.
Успешному преодолению периода адаптации и становлению начинающего педагога как профессионала должно способствовать специально организованное методическое сопровождение в ДОУ, в задачи которого входит учет факторов периода профессиональной адаптации, влияющих на успешность его прохождения, а также личностное и профессиональное становление начинающего педагога.
Опыт работы в административной должности позволяет обозначить наиболее распространенные проблемы, возникающие у начинающих педагогов в адаптационный период. Первый блок проблем связан с применением теоретических знаний в практической деятельности (педагоги не могут правильно организовать образовательную и совместную деятельность с детьми, выстроить развивающую предметно-пространственную среду и др.). Второй блок проблем связан с неадекватной оценкой своих возможностей начинающих педагогов, которая может быть как завышенной (педагог переоценивает свои возможности), так и заниженной (неуверенное поведение с детьми, коллегами и родителями). Третий блок проблем связан со слабой мотивацией трудовой деятельности и профессионального роста (не проявляют интерес к содержанию работы, овладению ее навыками, в самовыражении). Четвертый блок проблем связан с дезадаптацией и низкой стрессоустойчивостью начинающих педагогов (негативное отношение к работе, тревожность, чувство беспомощности и др.).
В ходе нашего исследования мы предприняли попытку найти такие управленческие решения, которые с одной стороны позволяли бы успешного преодолевать все перечисленные проблемы адаптационного периода, а с другой стороны создавали условия для личностного и профессионального становления начинающих педагогов ДОУ.
Термин «адаптация» применяется в различных областях наук. Биологический подход определяет адаптацию как приспособление организма к окружающей ее действительности (И. П. Павлов, Г. Айзенк и др.) [5,1].
Говоря о социальной адаптации, А. В. Сиомичев рассматривает ее как преодоление трудностей, возникающих при вхождении в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [9]. Таким образом, можно говорить о том, что адаптация, как считает С. Т. Посохова, — процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды [7]. Идея гармонизации, установления гармоничных отношений внутри коллектива высказывается и в работах В. А. Сластенина и В. П. Каширина [10].
В психолого-педагогических исследованиях термин «адаптация» в общем смысле означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой (Л. А. Кандыбович, П. К. Анохин, А. Г. Мороз, В. А. Петровский и др.) [3, 2, 4, 6].
В нашем исследовании мы ориентируемся на определение А. А. Реана, который рассматривает профессиональную адаптацию как приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности [8].
Исходя из объективных проблем, возникающих в период адаптации у начинающих педагогов, и из данной трактовки сущности адаптации мы определили направления и средства управления адаптацией. Под управлением адаптацией мы понимаем специальную работу по воздействию на различные аспекты внедрения нового сотрудника в организацию, которая будет влиять на ход адаптации, сокращение ее сроков, уменьшение негативных последствий.
Управление адаптацией предполагает следующую логику и этапы:
1 этап: осуществление диагностики имеющихся индивидуальных затруднений у начинающих педагогов ДОУ.
2 этап: разработка средств управленческой поддержки адаптационного периода с учетом имеющихся затруднений и потребностей начинающих педагогов.
3 этап: диагностика показателей адаптированности к профессиональной деятельности начинающих педагогов ДОУ.
Реализация такой специальной работы администрации ДОУ позволит учитывать различные аспекты включения нового сотрудника в организацию, что повлияет на ход адаптации, сократив ее сроки и уменьшив риски негативных последствий.
Литература:
- Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 2000. — 283 с.
- Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. — М.: Наука, 1980. — 197 с.
- Кандыбович, Л. В. Психологическое сопровождение становления профессионального самосознания молодых педагогов / Л. В. Кандыбович // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 216–219.
- Мороз, А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педвуза: дис. … докт. пед. наук / А. Г. Мороз. — Киев, 1983. — 430 с.
- Павлов, И. П., Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегородцева. — М.: Мысль, 1975. — 277 с.
- Петровский, А. В. Социальная психология: учеб. пособие для педагог. ун-тов / А. В. Петровский; под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
- Посохова С. Т., Марченкова Н. В. Адаптивные возможности комического в подростковом возрасте // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Реана, Л.А,Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. Вып. 2. — С. 238–244.
- Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.
- Сиомичев А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе. // Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. — Л., 1985–17с.
- Сластенин, В. А. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. — 1991.- № 10. — С. 79–84.
- Информационно-аналитический отчет обеспеченности кадрами общеобразовательных организаций Тульской области — URL: https://ipk-tula.ru/napravleniya-deyatelnosti/monitoringovaya-deyatelnost/res/120/ %D0 %9E %D1 %82 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %82 %20 %D0 %BF %D0 %BE %20 %D0 %A2 %D1 %83 %D0 %BB %D1 %8C %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B9 %20 %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8_ %D0 %9F %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %B4 %D1 %80 %D1 %8B_2022 %20 %D0 %B3..pdf?ysclid=ldu96rzql5935829874