Кризисные ситуации в жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются актуальной проблемой современного общества. Дети и родители остро нуждаются в поддержке специалистов, которые помогают выйти из сложной ситуации. Учреждения дошкольного образования оказывают психолого-педагогическое сопровождение — комплексную помощь по преодолению кризисных ситуаций в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, кризисная ситуация, дошкольное образование.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (дети с ОВЗ) — это особая социальная группа, которая требует повышенного внимания государства и общества. Однако такое понимание сформировалось не сразу. На различных этапах исторического развития человечества к детям, имеющим проблемы со здоровьем, относились неоднозначно.
С позиций философии в эпоху Античности обосновывался закон «отделять негодное от здорового», предписывающий избавление от младенцев с физическими и психическими недостатками. Это требование объяснялось необходимостью защиты народа и государства от различных аномалий. В Средневековье на мировоззрение людей огромное влияние оказывали суеверия: всё непознанное трактовалось связями с темными силами, греховностью человека. К людям с физическими и психическими недостатками относились пренебрежительно, а недуги объяснялись божественной карой.
В эпоху Возрождения возникла гуманистическая идея о всеобщем равенстве. Люди с психофизическими недостатками уже не считались изгоями. Их стали воспринимать в соответствии с личностными качествами, а не с природными изъянами. Предпринимались первые попытки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Древней Руси людей с ограниченными возможностями здоровья жалели, почитали, воспринимали как посланников Бога, несущих истину, многих причислили к лику святых. С XIX в. в России существовал общественный институт призрения, целью которого была забота о детях-инвалидах.
В течение столетий менялось и отношение к семьям детей с ОВЗ. В России в начале XIX в. внимание специалистов было обращено на семью больного, которую предлагалось использовать в целях профилактики и лечения психических расстройств. С конца XIX в. отечественные психиатры отмечали, что эффективность лечения может быть повышена в случае нахождения таких больных в кругу своей семьи, размещения нескольких семей в территориальной близости, проведения разъяснительных бесед с родителями (С. С. Корсаков, В. П. Кащенко, Г. Я. Трошин).
В ХХ веке советские ученые пришли к выводу о необходимости комплексного решения медицинских, психологических и педагогических проблем, возникающих в семье ребенка с ОВЗ. Разрабатывались такие направления, как включение семьи в трудовое воспитание ребенка (А. П. Гозова, А. И. Дьячков), участие родителей в развитии речи и изучении окружающего мира (Б. Д. Корсунская, Ф. А. Рау), оптимизация родительско-детских отношений (О. В. Булатова, Д. Ю. Мостовой, Т. И. Целевич) и др.
В конце XX в. болезни, влекущие ограниченные возможности здоровья, начинают восприниматься как несчастье, беда, проблема. Усилия государства и общества направляются на формирование гуманного отношения к больным детям, помощь семье в преодолении кризисов, содействие в социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Семья становится «системообразующей детерминантой в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющей его дальнейшее психофизическое и социальное развитие». [4, с.7]
На рубеже ХХ-ХХI вв. исследования отечественных ученых и практиков проводятся по следующим направлениям: изучение особенностей воспитания в семье и разработка методических рекомендаций для родителей детей с ОВЗ (Р. Д. Бабенкова, С. Д. Забрамная, Л. И. Солнцева); психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии (Т. Г. Богданова, Е. М. Мастюкова, В. В. Сабуров); формирование комплексной системы социально-психолого-педагогической помощи семьям детей с ОВЗ (И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева).
В настоящее время огромное внимание уделяется вопросам изучения и преодоления кризисов, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ. Кризисы — это негативные изменения, которые рассматриваются как новые возможности для развития. Они возникают с момента выявления недуга у ребенка и продолжаются в течение всего существования семьи. Переживания за судьбу ребенка и семьи в целом нередко приводят к снижению самооценки, стрессам, неврозам, обострению и возникновению заболеваний у родителей. Страдает семейный микроклимат: ухудшаются партнерские отношения супругов, возникают взаимные обвинения, конфликты о выборе методов лечения и стилях воспитания ребенка. Нередко отцы оставляют семью больного ребенка, и вся тяжесть проблем ложится на мать, вынужденную уйти с работы и посвятить себя решению множества проблем.
Ряд кризисов напрямую связан непосредственно с состоянием ребенка: неопределенность, агрессия, депрессия, принятие обстоятельств, поиск путей преодоления кризисной ситуации. Другие кризисы опосредованно связаны с заболеванием, во многом определяются тяжестью заболевания, личностными особенностями родителей, уровнем их общей культуры и образования, ценностью семейных отношений и т. д. Кризисы семьи ребенка с ОВЗ могут быть связаны с отношением общества к существующему дефекту: брезгливость, презрение, страх, подчеркивание внешнего проявления заболевания, унижение чести и достоинства больного человека и т. д. Следовательно, состояние здоровья ребенка с ОВЗ «оказывает влияние на психоэмоциональное состояние его родителей, характер семейных взаимоотношений и стили семейного воспитания» [3, с.12]
В настоящее время с целью преодоления кризисных ситуаций в семье ребенка с ОВЗ объединяются усилия различных специалистов медицинских, социальных и образовательных учреждений. На всех уровнях образования используется комплексная система социальной, психологической и педагогической помощи семьям.
В Белгородской области дети с ОВЗ и инвалидностью включены в систему образования с раннего детского возраста. В 2020 году дошкольные образовательные организации посещали 6269 ребенка с ОВЗ (из них 853 ребенка-инвалида), в 2021 году — 6302 ребенка с ОВЗ (из них 761 ребенок-инвалид). [1, с. 21] Дошкольное образование детей осуществляется в группах комбинированной и компенсирующей направленности.
В дошкольном образовательном учреждении организуется социально-психолого- педагогическое сопровождение, которое представляет собой «организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде». [2, с.10] В данном процессе задействованы такие специалисты, как медицинский работник, психолог, социальный работник, логопед, педагоги дошкольного образования.
Важнейшими направлениями деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения являются содействие в развитии ребенка с ОВЗ и инвалидностью, гармонизация родительско-детских отношений, повышение педагогической культуры родителей и др. Данные задачи реализуются поэтапно.
Первый этап. Комплексное изучение семьи ребенка с ОВЗ, выявление проблем: изучение медицинских и иных документов, психологическая диагностика членов семьи (анкета «Психологический тип родителя», социограмма «Моя семья» авт. В. В. Ткачева; тест-опросник родительского отношения ОРО авт. А. Я. Варга, В. В. Столин и др.), наблюдение, беседа-интервью, анализ продуктов творчества детей.
Второй этап. Организация деятельности по преодолению кризисной ситуации в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ или инвалидностью. В процессе игровой, трудовой, физической, творческой деятельности у детей формируются коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми, развивается речь, вырабатываются полезные привычки самообслуживания и т. д. Оказывается содействие родителям в вопросах воспитания детей: рекомендации по выходу из конфликтных ситуаций в общении с ребенком, советы по организации домашнего чтения, формированию навыков совместной творческой деятельности родителей и детей и др.
Третий этап. Подведение итогов. Проводится повторное анкетирование родителей, анализ результатов деятельности.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, организованное в дошкольном образовательном учреждении, содействует преодолению кризисов в семье ребенка с ОВЗ и инвалидностью, обеспечивает оптимальное развитие ребенка и его эффективную интеграцию в социум.
Литература:
- Аналитический отчет по результатам мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций (общего, профессионального, дополнительного образования) Белгородской области. — Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. — 47 с.
- Воспитываем ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие для родителей / Л. А. Асламазова, Д. Г. Коблева, А. Н. Сафонова; под ред. Л. А. Асламазовой. — Майкоп, 2019. — 108 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования /В. В. Ткачева, Е. Ф. Архипова, Г. А. Бутко и др.; под ред. В. В. Ткачевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с.
- Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование /В. В. Ткачева. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 160 с.