Показана роль муниципального хозяйства в эффективном управлении муниципальными образованиями, его влияние на устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов в Российской Федерации.
Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальное хозяйство, местное самоуправление, эффективность, устойчивое развитие.
Основой функционирования муниципальных образований Российской Федерации и деятельности органов их управления выступает совокупность различных видов ресурсов, как находящихся в муниципальной собственности, так и принадлежащих муниципалитетам на правах хозяйственного ведения. Экономические отношения между органами местного самоуправления и хозяйствующими на территории данного муниципального образования субъектами по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах его населения формируют муниципальное хозяйство. Особую роль в его функционировании играют органы публичной власти, которые взаимоувязывают интересы различных субъектов: населения, предприятий, учреждений различных форм собственности.
Вопросы управления муниципальным хозяйством широко освещаются в научной литературе. Среди наиболее значимых работ можно выделить исследования А. Г. Воронина [1], Е. Г. Коваленко [2], О. Е. Кутафина и В. И. Фадеева [3], О. В. Савиной, Н. П. Садовниковой, А. С. Машакарян, С. Ю. Катерининой и А. С. Гуртякова [5] и целого ряда других авторов. Вместе с тем, роль и место муниципального хозяйства в системе местного самоуправления пока исследована недостаточно, что приводит к необходимости ее дальнейшего изучения.
Муниципальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. Другими словами, это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.
С точки зрения ведения хозяйственной деятельности муниципальное хозяйство в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них.
Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Структуру органов местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством [4] и Уставами муниципальных образований, составляют представительный орган (горсовет, поселковый совет, районный совет), глава муниципалитета, местная администрация и контрольно-счетный орган. Следует отметить, что к обязательным элементам данной структуры относятся все перечисленные органы, за исключением контрольно-счетного, что в ряде случаев негативно влияет на эффективность управления как муниципальным хозяйством, так и муниципальным имуществом.
Муниципальное хозяйство имеет достаточно разветвленную структуру, включающую множество объектов производственной и социальной инфраструктуры муниципальных образований. Это обуславливает многочисленность субъектов, преследующих свои цели в процессе его использования и управления (рисунок 1).
Рис. 1. Цели регулирования муниципального хозяйства муниципальных образований
Неэффективное управление муниципальным хозяйством снижает не только уровень доходов местного бюджета, но и уровень бюджетного обеспечения социальной сферы муниципалитетов, финансируемой по остаточному принципу. К наиболее распространенным проблемам в управлении муниципальным хозяйством можно отнести следующие:
— недочеты и искажения в системе кадастрового учета муниципальных земель;
— отсутствие данных о способах управления многоквартирными домами;
— неудовлетворенная потребность в улучшении жилищных условий населения муниципальных образований;
— низкий уровень квалификации кадрового персонала муниципальной службы;
— проблемы с коммунальным ресурсоснабжением (темпы подключения, качество и доступность коммунальных ресурсов, уровень оплаты и т. д.);
— наличие бесхозного, спорного или имеющего различные обременения имущества.
Прогнозно-аналитическая диагностика социально-экономического состояния муниципального хозяйства является важным элементом в процессе реализации функций управления муниципальным образованием. Его результаты используются на всех стадиях функционирования муниципалитета, а различные виды анализа призваны повысить достоверность и качество информации, эффективность и рациональность принятых управленческих решений.
Одним из важнейших направлений диагностики в публичном управлении является диагностика управления устойчивостью муниципальных образований, которая позволяет выявлять те или иные проблемные точки, которые мешают им нормально функционировать и развиваться в рыночных условиях. Также, следует заметить, что диагностика управления устойчивостью муниципальных образований оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты их деятельности, но и на экономический рост и структурное развитие муниципальных предприятий.
Муниципальное образование должно иметь свою перспективу функционирования и развития, где определяющим ее элементом является стратегия управления устойчивостью организационно-экономического потенциала муниципального хозяйства. При этом, достижение вышеуказанных результатов должно быть получено в условиях ограниченных ресурсов муниципального образования, включая финансовые.
Таким образом, муниципальное хозяйство играет важную роль в системе местного самоуправления, являясь основой не только его функционирования и решения вопросов местного значения, но и уровня жизни населения. Эффективность деятельности предприятий муниципального хозяйства и органов их управления должны всегда находиться в центре внимания органов местного самоуправления.
Литература:
- Воронин, А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики: монография / А. Г. Воронин. — М.: Финансы и статистика, 2018. — 176 с.
- Коваленко, Е. Г. Стратегическое управление устойчивым развитием муниципальных территорий: монография / Е. Г. Коваленко [и др.]. — Саранск: ИП Афанасьев В. С., 2020. — 168 с.
- Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. — М.: Юрист, 2021. — 428 с.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_44571/ (дата обращения: 11.01.2023).
- Савина, О. В. К вопросу о совершенствовании процесса управления имущественным комплексом территории муниципального образования / О. В. Савина, Н. П. Садовникова, А. С. Машакарян, С. Ю. Катеринина, А. С. Гуртяков // Инженерный вестник Дона. — 2022. — № 4(88). — С. 87–104.