Взаимосвязь совладающего поведения и жизнестойкости личности в период взрослости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 04.02.2023

Статья просмотрена: 191 раз

Библиографическое описание:

Лалош, В. О. Взаимосвязь совладающего поведения и жизнестойкости личности в период взрослости / В. О. Лалош, Е. О. Ермолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99771/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы предпринимают попытку установить взаимосвязь между феноменами совладания и жизнестойкого поведения взрослой личности в различных возрастных группах. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью этих явлений и их связи как в теоретическом, так и в практическом планах. Анализ этой проблемы осуществлен с помощью методов математической статистики.

Ключевые слова: совладающее поведение, жизнестойкость, взрослость, взаимосвязь.

Проблемы совладающего поведения и жизнестойкости в психологической науке исследуются сравнительно недавно — 20–30 лет. В настоящее время остается нерешенной масса вопросов, связанных с критериями совладания, методами его измерения, детерминацией копинг-поведения и других аспектов поведения субъекта в сложной жизненной ситуации. При этом отметим, что многие ученые прямо или косвенно отмечают связь между этими феноменами [1,2,4]. Тем не менее, теоретические аспекты изучены более подробно, нежели практические. В связи с этим необходимым представляется изучение взаимосвязи совладания и жизнестойкости на примере периода взрослости.

В этих целях нами было проведено эмпирическое исследование на группе численностью 80 человек, проведенное в детских садах г. Ростова-на-Дону. Выборка была разделена на две части в соответствии с возрастом: группа ранней зрелости (20–40 лет), и группа поздней зрелости (40–60 лет), согласно периодизации Ж. Годфруа [3]. Применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман (адаптация Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой) [5], опросник «Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) [8], тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой) [6] и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [7].

Для проверки гипотезы о том, что существуют значимые различия в параметрах совладающего поведения и жизнестойкости в разные периоды взрослости, был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Результаты сравнительного анализа представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа особенностей совладающего поведения и жизнестойкости в группах ранней и поздней зрелости *

Переменные

Средний ранг в группе ранней зрелости

Средний ранг в группе поздней зрелости

U Манна-Уитни

p

Стратегия поведенческой активности

35,18

45,83

587,0

0,040*

Вовлеченность

35,65

45,35

606,0

0,062

Локус контроля-Я

35,90

45,10

616,0

0,075

Примечание: * — различия значимы на уровне 0,05.

По результатам сравнительного анализа было выявлено значимое различие по шкале «Стратегия поведенческой активности» (U=587,0 при р=0,040). По шкалам вовлеченности (U=606,0 при р=0,062) и «Локус контроля-Я» (U=616,0 при р=0,075) были выявлены тенденции к значимым различиям. Статистически значимые различия и тенденции к ним представлены на столбчатой диаграмме (Рисунок 1).

Сравнительный анализ особенностей совладающего поведения и жизнестойкости в группах ранней и поздней зрелости

Рис. 1. Сравнительный анализ особенностей совладающего поведения и жизнестойкости в группах ранней и поздней зрелости

Анализируя полученные данные, мы можем утверждать, что респонденты в возрасте от 40 до 60 лет чаще по сравнению с лицами возраста 20–40 лет включены в события собственной жизни и получают удовольствие от ее проживания, а также полагают, что обладают достаточной свободой выбора и способны реализовать ключевые персональные цели.

Единственное статистически значимое различие обнаружено по шкале стратегии поведенческой активности в стрессовых условиях, т. е. респонденты поздней зрелости имеют более сниженную деловую активность и эмоциональную насыщенность жизни, меньшую чувствительность к критике или похвале, а также в большей мере эмоционально устойчивы в стрессовых ситуациях в сравнении с респондентами ранней зрелости.

Для проверки гипотезы о существовании взаимосвязей между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в разные периоды взрослости был проведен корреляционный анализ ρ Спирмена.

Рассмотрим полученные результаты корреляционного анализа (Таблица 2).

Таблица 2

Связи между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в группе ранней зрелости *

Коррелирующие показатели

r

p

Жизнестойкость — бегство-избегание

-0,482

0,002**

Жизнестойкость — планирование решения проблемы

0,582

0,000**

Жизнестойкость — положительная переоценка

0,397

0,011*

Примечания: r корреляционный коэффициент ρ Спирмена; p — уровень статистической значимости; * — p<0,05; ** — p<0,01.

По итогам проведения статистического анализа выявлены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи. Анализируя корреляции в группе ранней зрелости, были обнаружены прямо пропорциональные взаимосвязи между общим показателем жизнестойкости и планированием решения проблемы (r=0,582 при p<0,01), а также положительной переоценкой (r=0,397 при p<0,05). Отрицательная взаимосвязь была обнаружена между общим показателем жизнестойкости и способом совладающего поведения «Бегство-избегание» (r=-0,482 при p<0,01).

Далее рассмотрим корреляции между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в группе поздней зрелости.

Таблица 3

Связи между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в группе поздней зрелости *

Коррелирующие показатели

r

p

Жизнестойкость — принятие ответственности

-0,446

0,004**

Жизнестойкость — бегство-избегание

-0,335

0,035*

Жизнестойкость — планирование решения проблемы

0,335

0,035*

Примечания: r корреляционный коэффициент ρ Спирмена; p — уровень статистической значимости; * — p<0,05; ** — p<0,01.

В группе респондентов поздней зрелости также обнаружены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи. Обратно пропорциональные взаимосвязи были выявлены между общим показателем жизнестойкости и принятием ответственности (r=-0,446 при p<0,01), а также способом совладающего поведения «Бегство-избегание» (r=-0,335 при p<0,05). Положительная взаимосвязь была обнаружена между общим показателем жизнестойкости и планированием решения проблемы (r=0,335 при p<0,05).

Таким образом, получены следующие выводы:

1) значимое различие в особенностях совладающего поведения и жизнестойкости обнаружено у представителей группы поздней зрелости — они имеют меньшую деловую активность, эмоциональную насыщенность жизни, чувствительность к критике или похвале, а также в большей мере эмоционально устойчивы в стрессовых ситуациях, по сравнению с испытуемыми ранней зрелости;

2) у опрошенных респондентов в возрасте от 20 до 40 лет чаще отмечается высокая напряженность копингов «Положительная переоценка» и «Планирование решения проблемы», т. е. наблюдается вероятность недооценки арсенала действенного и оперативного разрешения трудностей с уходом в философское осмысление проблемной ситуации. Однако, при повышении жизнестойкости повышается адаптивный полюс копинга «Бегство-избегание», т. е. повышается способность личности быстрого и конструктивного снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса через временное отвлечение на другую деятельность;

3) чем выше жизнестойкость в группе поздней зрелости, тем большая напряженность прослеживается по копингу «Планирование решения проблемы», что сопровождается излишней рациональностью, отказом от интуитивности и проявления эмоций в стрессовой ситуации. При этом, повышение жизнестойкости способствует повышению адаптивного полюса копинг-механизмов «Бегство-избегание» и «Принятие ответственности», т. е. повышается способность личности быстрого и конструктивного снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса через временное отвлечение на другую деятельность (отдых, сон, физическая активность и пр.), а также признанием своей роли в возникновении проблемы и принятием ответственности за ее решение.

Литература:

  1. Борисова Н. М., Шаповаленко И. В. Личностные детерминанты совладающего поведения в среднем возрасте // Психолого-педагогические исследования. — 2018. — Т. 10. — №. 3. С. 115–125.
  2. Волкова Н. Э. Вариативность стратегий совладания у юношей и девушек на разных уровнях жизнестойкости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — Т. 24. — №. 2. — С. 19–23.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992. — 376 с.
  4. Дубровина С. В. Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями у лиц среднего возраста // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. — 2020. — С. 233–238.
  5. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М. — 2007. — № 3. С. 93–112.
  6. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл. — 2016. — 63 с.
  7. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл. — 2000. — 18 с.
  8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. — 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): поздняя зрелость, ранняя зрелость, жизнестойкость, группа, общий показатель жизнестойкости, планирование решения проблемы, поведение, поведенческая активность, уровень жизнестойкости, период взрослости.


Похожие статьи

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий совладающего поведения подростков

В статье представлены результаты эмпирического изучения взаимосвязи акцентуаций характера и стратегий совладающего поведения подростков с использованием опросника Шмишека и «Индикатора копинг-стратегий» Лазаруса. Проведенный корреляционный анализ поз...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Локус контроля в понимании современной психологии

Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы активности личности. Одной из таких форм является локус контроля, определяемый как устойчивая личностная характеристика, отражающая предрасположенность человека объяснять причины ...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Похожие статьи

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий совладающего поведения подростков

В статье представлены результаты эмпирического изучения взаимосвязи акцентуаций характера и стратегий совладающего поведения подростков с использованием опросника Шмишека и «Индикатора копинг-стратегий» Лазаруса. Проведенный корреляционный анализ поз...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Локус контроля в понимании современной психологии

Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы активности личности. Одной из таких форм является локус контроля, определяемый как устойчивая личностная характеристика, отражающая предрасположенность человека объяснять причины ...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Задать вопрос