Взаимосвязь совладающего поведения и жизнестойкости личности в период взрослости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 04.02.2023

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Лалош, В. О. Взаимосвязь совладающего поведения и жизнестойкости личности в период взрослости / В. О. Лалош, Е. О. Ермолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99771/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье авторы предпринимают попытку установить взаимосвязь между феноменами совладания и жизнестойкого поведения взрослой личности в различных возрастных группах. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью этих явлений и их связи как в теоретическом, так и в практическом планах. Анализ этой проблемы осуществлен с помощью методов математической статистики.

Ключевые слова: совладающее поведение, жизнестойкость, взрослость, взаимосвязь.

Проблемы совладающего поведения и жизнестойкости в психологической науке исследуются сравнительно недавно — 20–30 лет. В настоящее время остается нерешенной масса вопросов, связанных с критериями совладания, методами его измерения, детерминацией копинг-поведения и других аспектов поведения субъекта в сложной жизненной ситуации. При этом отметим, что многие ученые прямо или косвенно отмечают связь между этими феноменами [1,2,4]. Тем не менее, теоретические аспекты изучены более подробно, нежели практические. В связи с этим необходимым представляется изучение взаимосвязи совладания и жизнестойкости на примере периода взрослости.

В этих целях нами было проведено эмпирическое исследование на группе численностью 80 человек, проведенное в детских садах г. Ростова-на-Дону. Выборка была разделена на две части в соответствии с возрастом: группа ранней зрелости (20–40 лет), и группа поздней зрелости (40–60 лет), согласно периодизации Ж. Годфруа [3]. Применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман (адаптация Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой) [5], опросник «Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) [8], тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой) [6] и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [7].

Для проверки гипотезы о том, что существуют значимые различия в параметрах совладающего поведения и жизнестойкости в разные периоды взрослости, был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Результаты сравнительного анализа представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа особенностей совладающего поведения и жизнестойкости в группах ранней и поздней зрелости *

Переменные

Средний ранг в группе ранней зрелости

Средний ранг в группе поздней зрелости

U Манна-Уитни

p

Стратегия поведенческой активности

35,18

45,83

587,0

0,040*

Вовлеченность

35,65

45,35

606,0

0,062

Локус контроля-Я

35,90

45,10

616,0

0,075

Примечание: * — различия значимы на уровне 0,05.

По результатам сравнительного анализа было выявлено значимое различие по шкале «Стратегия поведенческой активности» (U=587,0 при р=0,040). По шкалам вовлеченности (U=606,0 при р=0,062) и «Локус контроля-Я» (U=616,0 при р=0,075) были выявлены тенденции к значимым различиям. Статистически значимые различия и тенденции к ним представлены на столбчатой диаграмме (Рисунок 1).

Сравнительный анализ особенностей совладающего поведения и жизнестойкости в группах ранней и поздней зрелости

Рис. 1. Сравнительный анализ особенностей совладающего поведения и жизнестойкости в группах ранней и поздней зрелости

Анализируя полученные данные, мы можем утверждать, что респонденты в возрасте от 40 до 60 лет чаще по сравнению с лицами возраста 20–40 лет включены в события собственной жизни и получают удовольствие от ее проживания, а также полагают, что обладают достаточной свободой выбора и способны реализовать ключевые персональные цели.

Единственное статистически значимое различие обнаружено по шкале стратегии поведенческой активности в стрессовых условиях, т. е. респонденты поздней зрелости имеют более сниженную деловую активность и эмоциональную насыщенность жизни, меньшую чувствительность к критике или похвале, а также в большей мере эмоционально устойчивы в стрессовых ситуациях в сравнении с респондентами ранней зрелости.

Для проверки гипотезы о существовании взаимосвязей между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в разные периоды взрослости был проведен корреляционный анализ ρ Спирмена.

Рассмотрим полученные результаты корреляционного анализа (Таблица 2).

Таблица 2

Связи между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в группе ранней зрелости *

Коррелирующие показатели

r

p

Жизнестойкость — бегство-избегание

-0,482

0,002**

Жизнестойкость — планирование решения проблемы

0,582

0,000**

Жизнестойкость — положительная переоценка

0,397

0,011*

Примечания: r корреляционный коэффициент ρ Спирмена; p — уровень статистической значимости; * — p<0,05; ** — p<0,01.

По итогам проведения статистического анализа выявлены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи. Анализируя корреляции в группе ранней зрелости, были обнаружены прямо пропорциональные взаимосвязи между общим показателем жизнестойкости и планированием решения проблемы (r=0,582 при p<0,01), а также положительной переоценкой (r=0,397 при p<0,05). Отрицательная взаимосвязь была обнаружена между общим показателем жизнестойкости и способом совладающего поведения «Бегство-избегание» (r=-0,482 при p<0,01).

Далее рассмотрим корреляции между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в группе поздней зрелости.

Таблица 3

Связи между способами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости в группе поздней зрелости *

Коррелирующие показатели

r

p

Жизнестойкость — принятие ответственности

-0,446

0,004**

Жизнестойкость — бегство-избегание

-0,335

0,035*

Жизнестойкость — планирование решения проблемы

0,335

0,035*

Примечания: r корреляционный коэффициент ρ Спирмена; p — уровень статистической значимости; * — p<0,05; ** — p<0,01.

В группе респондентов поздней зрелости также обнаружены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи. Обратно пропорциональные взаимосвязи были выявлены между общим показателем жизнестойкости и принятием ответственности (r=-0,446 при p<0,01), а также способом совладающего поведения «Бегство-избегание» (r=-0,335 при p<0,05). Положительная взаимосвязь была обнаружена между общим показателем жизнестойкости и планированием решения проблемы (r=0,335 при p<0,05).

Таким образом, получены следующие выводы:

1) значимое различие в особенностях совладающего поведения и жизнестойкости обнаружено у представителей группы поздней зрелости — они имеют меньшую деловую активность, эмоциональную насыщенность жизни, чувствительность к критике или похвале, а также в большей мере эмоционально устойчивы в стрессовых ситуациях, по сравнению с испытуемыми ранней зрелости;

2) у опрошенных респондентов в возрасте от 20 до 40 лет чаще отмечается высокая напряженность копингов «Положительная переоценка» и «Планирование решения проблемы», т. е. наблюдается вероятность недооценки арсенала действенного и оперативного разрешения трудностей с уходом в философское осмысление проблемной ситуации. Однако, при повышении жизнестойкости повышается адаптивный полюс копинга «Бегство-избегание», т. е. повышается способность личности быстрого и конструктивного снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса через временное отвлечение на другую деятельность;

3) чем выше жизнестойкость в группе поздней зрелости, тем большая напряженность прослеживается по копингу «Планирование решения проблемы», что сопровождается излишней рациональностью, отказом от интуитивности и проявления эмоций в стрессовой ситуации. При этом, повышение жизнестойкости способствует повышению адаптивного полюса копинг-механизмов «Бегство-избегание» и «Принятие ответственности», т. е. повышается способность личности быстрого и конструктивного снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса через временное отвлечение на другую деятельность (отдых, сон, физическая активность и пр.), а также признанием своей роли в возникновении проблемы и принятием ответственности за ее решение.

Литература:

  1. Борисова Н. М., Шаповаленко И. В. Личностные детерминанты совладающего поведения в среднем возрасте // Психолого-педагогические исследования. — 2018. — Т. 10. — №. 3. С. 115–125.
  2. Волкова Н. Э. Вариативность стратегий совладания у юношей и девушек на разных уровнях жизнестойкости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — Т. 24. — №. 2. — С. 19–23.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992. — 376 с.
  4. Дубровина С. В. Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями у лиц среднего возраста // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. — 2020. — С. 233–238.
  5. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М. — 2007. — № 3. С. 93–112.
  6. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл. — 2016. — 63 с.
  7. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл. — 2000. — 18 с.
  8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. — 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): поздняя зрелость, ранняя зрелость, жизнестойкость, группа, общий показатель жизнестойкости, планирование решения проблемы, поведение, поведенческая активность, уровень жизнестойкости, период взрослости.


Похожие статьи

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Личностные трудности самоопределения лиц с аддиктивным поведением

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются люди с зависимым поведением в процессе самоопределения. Рассматривая точки зрения различных ученых, автор углубляется в природу зависимости, ее причины и последствия для личной идентичности. ...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий совладающего поведения подростков

В статье представлены результаты эмпирического изучения взаимосвязи акцентуаций характера и стратегий совладающего поведения подростков с использованием опросника Шмишека и «Индикатора копинг-стратегий» Лазаруса. Проведенный корреляционный анализ поз...

Факторы, влияющие на формирование жизнестойкости в юношеском возрасте

В статье рассматривается феномен жизнестойкости в юношеском возрасте, его основные компоненты и факторы, влияющие на формирование этого качества. На основе анализа теоретических подходов и эмпирических исследований выделены ключевые аспекты жизнестой...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Похожие статьи

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Личностные трудности самоопределения лиц с аддиктивным поведением

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются люди с зависимым поведением в процессе самоопределения. Рассматривая точки зрения различных ученых, автор углубляется в природу зависимости, ее причины и последствия для личной идентичности. ...

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий совладающего поведения подростков

В статье представлены результаты эмпирического изучения взаимосвязи акцентуаций характера и стратегий совладающего поведения подростков с использованием опросника Шмишека и «Индикатора копинг-стратегий» Лазаруса. Проведенный корреляционный анализ поз...

Факторы, влияющие на формирование жизнестойкости в юношеском возрасте

В статье рассматривается феномен жизнестойкости в юношеском возрасте, его основные компоненты и факторы, влияющие на формирование этого качества. На основе анализа теоретических подходов и эмпирических исследований выделены ключевые аспекты жизнестой...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Задать вопрос