В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: оригами, конструктор, речевое развитие, логопедия, коррекция речи.
Почти каждый из нас в детстве складывал из бумаги своими руками тюльпан или прыгающую лягушку. Однако мало кто задумывался тогда, какую пользу приносят эти нехитрые манипуляции, в том числе и в речевом развитии детей.
Работая с детьми с речевыми нарушениями использования традиционных методик коррекционной работы не всегда бывает достаточно. В связи с этим возникла необходимость поиска новых подходов для эффективного устранения недостатков в речи.
Помимо речевых нарушений для моих воспитанников характерен ряд психофизических особенностей, которые необходимо учитывать при проведении коррекционно-развивающей образовательной работы. А именно, быстрая утомляемость; сниженная работоспособность; познавательная активность; незрелость мотивационной готовности к деятельности; нарушения тонуса, особенно в области лица и кистей рук; слабая координация движений; сложности в понимании инструкций, установлении контакта, коммуникации.
Поэтому я выбрала и успешно реализую одно из направлений конструктивной деятельности дошкольника — технику «оригами». Сегодня хочу поделиться с вами своими наработками использования данной техники на логопедических занятиях и занятиях по развитию речи.
Среди преимуществ оригами можно отметить то, что оригами похоже на фокус — из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная поделка, для занятий нужна только бумага и ваши знания, с помощью оригами легко и быстро создаётся целый мир, в который можно играть, занятия оригами совершенно безопасны, оригами не требует больших материальных затрат.
Используя такой доступный вид техники как «оригами», на одном занятии можно осуществлять смену нескольких видов деятельности и решать различные задачи: развивать мелкую моторику рук, психические процессы, сенсорные способности, пространственные представления, формировать обобщённые представления, усваивать правильные геометрические названия деталей, дети узнают об особенностях геометрических тел.
В процессе работы дошкольники делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, обогащается активный словарь.
Работа с готовым образцом предполагает составление описательных и сравнительных рассказов, формирование навыков выделения части в целом. Дети с удовольствием рассказывают дома родителям о своих поделках.
Игры с игрушками, сделанными способом оригами, решают ряд логопедических задач — работа над правильным речевым выдохом, автоматизация поставленных звуков (через сделанный из бумаги персонаж), пополнение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие диалогической и монологической речи и т. д.
Модели поделки подбираю в соответствии с лексической темой. Поделки изготавливаем на индивидуальных занятиях. Чтобы стало понятно то, что я уже сказала, остановимся на конкретных примерах.
Итак, в первую неделю декабря дети знакомятся с темой «Зима. Зимние месяцы. Зимние забавы». Изготавливаем снежинку.
Понадобится 8 квадратных заготовок из голубой или белой цветной бумаги. Берем заготовку, складываем ее по диагонали. Разворачиваем, складываем ее боковыми сторонами к центральному изгибу. Переворачиваем лист другой стороной. Делаем из листа ромб, согнув его боковые стороны к центру. Переворачиваем заготовку. Верхние слои загибаем в стороны. Точно такие же манипуляции совершаем с остальными заготовками. Берем кружок из картона диаметром 3 см, приклеиваем к нему две голубые заготовки напротив друг друга. Приклеиваем к кружку остальные четыре голубых заготовки. Поверх них в шахматном порядке приклеиваем белые заготовки. Закончив приклеивать заготовки, в центр круга приклеиваем еще один кружок из картона диаметром 3 см.
А затем используем для дыхательной гимнастики.
Способ 1. Сдувать снежинку с ладошки. При этом ребенок должен не надувать щеки и строго дуть через губы, сложенные трубочкой.
Способ 2. Прикрепить ниточку к снежинке, подвесить ее. Ребенок точно так же, как в способе 1, не надувая щеки и дуя строго через губы, сложенные трубочкой, раскачивает снежинку струей воздуха.
В качестве реквизита при автоматизации звуков (звуковые дорожки). Ребенок укладывает снежинку в начало звуковой дорожки, проводит снежинкой по дорожке произнося автоматизируемый звук.
Игра «Где снежинка?», упражняемся в употреблении предлогов. Взрослый перемещает снежинку по кабинету, а ребенок полным предложением отвечает на вопрос «где снежинка?» Например, снежинка на столе, снежинка около (рядом с) кубика (ом), снежинка над полкой и так далее.
В игре «Путешествие снежинки» упражняемся в образовании приставочных глаголов. Например, снежинка из тучки вылетела и к земле полетела, по пути к мостику подлетела и его перелетела, от мостика отлетела и дальше полетела, в тоннель залетела и из него вылетела, к земле подлетела и прилетела.
Игра «Какая снежинка?», упражняемся в подборе однородных прилагательных. Например, снежинка красива, белая, пушистая, холодная, маленькая и так далее.
Составление рассказов про снежинку (развитие связной речи).
«Моя снежинка»
Как-то раз я гулял возле дома и ко мне на рукавичку упала снежинка. Я её рассмотрел. Она красивая, будто сказочная, блестит разноцветными огоньками, лёгкая, пушистая и ещё похожа на кристалл. Когда нет ветра, снежинки красиво, спокойно падают на землю.
«О снежинке»
Моя снежинка очень красивая. Ей нравится путешествовать по зимним странам. А больше всего ей нравится быть на севере. Она везде кружится над землёй. Снежинка очень боится тепла и любит морозы.
На подгрупповых занятиях играем в игры «Сосчитай снежинки», «А у меня…» (образование сравнительной степени прилагательных «моя снежинка большая, а моя снежинка еще больше», «моя снежинка красивая, а моя снежинка еще красивее» …).
Далее в соответствии с тематикой аналогично подбираем идеи для следующих поделок. По теме «Дикие животные» изготавливали зайца, по теме «Зимующие птицы» делали воробья.
К Новому году сделали елочные игрушки (украшая елочку мы составляем коротенький рассказ о своей игрушке, куда на елочке мы ее повесим) и деда Мороза со Снегурочкой.
Таким образом, только за один зимний месяц у нас готов реквизит для составления целой сказки о том, как снежинка искала дорогу в царство дедушки Мороза, чтобы помочь ему украсить елочку и встречала по пути разных героев, которые оказывали ей помощь, подсказывали путь, спасали ее от неприятностей.
Помимо конструирования из бумаги на занятия активно практикую конструирование из ЛЕГО.
Предлагаю Вашему вниманию логопедические упражнения и игры, с использованием ЛЕГО-технологий, которые помогают сделать коррекционно-развивающие занятия интересными, увлекательными и разнообразными.
Игра «Воротца»
Оборудование: ворота, сделанные из конструктора «ЛЕГО», мелкие мячики или шарик для пинг-понга, коктейльные трубочки.
Ход игры: просим ребёнка сделать ворота из конструктора «ЛЕГО». Ребёнку нужно, используя коктейльную трубочку, задуть шарик или мячик в ворота. Можно устроить соревнования, в котором будут участвовать 2 или 3 человека. Выигравший даёт проигравшему задание, например, рассказать стихотворение, повторить чистоговорку и прочее.
Игра «Кто выше».
Оборудование: кубик с точками или с цифрами от любой игры-ходилки, кубики ЛЕГО и 2 ЛЕГО-человечка (можно взять ЛЕГО-человечка девочку и ЛЕГО-человечка мальчика).
Ход игры: это игра-соревнование. В ней могут принимать участие 2–3 человека. Игроки договариваются о количестве ходов (3 хода — это достаточно). Считалочкой рассчитывается очерёдность хода. В этой игре будет несколько вариантов. Начну с самого простого:
Вариант 1: первый игрок берёт кубик от игры-ходилки и сбрасывает его на стол (на пол, смотрит, какое количество точек (или какая цифра) выпало (а). Игрок ставит друг на друга такое количество ЛЕГО-кубиков, сколько ему выпало точек на кубике. Точно так же поступает второй игрок. В конце третьего хода наверх игроки ставят ЛЕГО-человечка. Выигрывает тот игрок, у которого ЛЕГО-человечек поднялся выше. Проигравшему победитель даёт задание.
Вариант 2: в этом варианте мы договариваемся о том, какие предметы мы будем произносить. Лучше брать предметы из пройденных ранее лексических тем. Например, можно взять такие темы: «Транспорт», «Профессии», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Орудия труда и инструменты», «Игрушки» и т. д. Перед игрой обозначаю тему, которую будем обыгрывать. Например, мы выбрали тему «Дикие животные». Игра начинается так же, как и в первом варианте. Игрок сбрасывает кубик, смотрит, какое количество точек (цифру) выпало на кубике. Но ставит один ЛЕГО-кирпичик на другой только в том случае, если называет диких животных. Если ребёнок не может их назвать, то кубик он не ставит. Окончание игры такое же как в первом варианте.
Вариант 3: в этом варианте мы договариваемся, о том, слова с каким звуком мы будем проговаривать (т. е. автоматизировать). Например, произносим слова со звуком [ш]. Ход игры точно такой же как в двух предыдущих вариантах. А вот когда мы ставим ЛЕГО-кубики друг на друга, то произносим слова с заданным звуком в любой позиции (в начале или в середине, или в конце слова). Если игра слишком простая для ребёнка, то мы её усложняем. Называем только те слова, в которых звук [ш] или звук [р], или звук [с] будет в середине слова; или называем только те слова, в которых звук [ш] или звук [р], или звук [с] будет в конце слова. Окончание игры точно такое же как в предыдущих двух вариантах.
Упражнение «Повтори по памяти».
Оборудование: конструктор «ЛЕГО», не просвечивающаяся посуда, которая может полностью закрыть поделку.
Ход упражнения: делаю при ребёнке любую поделку из конструктора, закрываю её любой не просвечивающейся посудой (салфеткой, корзинкой, тазиком, чашкой, кастрюлькой и т. д.) и прошу ребёнка по памяти воспроизвести эту ЛЕГО-поделку. После того как ребёнок сделал по памяти поделку, открываю образец. Ребёнок сам должен сравнить свою ЛЕГО-поделку с образцом и найти ошибки или порадоваться тому, что ЛЕГО-поделка сделана правильно.
Таким образом, с уверенность можно сказать, в логопедической практике возможно совмещение конструирования и развития речевой активности детей и чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи, тем более успешным будет формирование речи.
Литература:
- Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие / В. К. Воробьева. — М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
- Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем. / О. В. Дыбина — М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
- Комарова, Л. Г. Строим из Лего. / Л. Г. Комарова — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. / Л. В. Куцакова — М.: Творческий центр «Сфера».
- Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego. / Т. В. Лусс — М.: Владос, 2003.
- Мамрова, В. Н. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие / В. Н. Мамрова — Челябинск, 2014.
- Сычева, Г. Е. Опорные картинки для пересказов текстов. / Г. Е. Сычева — М.: Книголюб, 2008.
- Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». / Т. А. Ткаченко — М: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Ушакова, Е. М. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шаврина. — М.: Сфера, 2001.