Образовательное путешествие как современная технология в деятельности педагога на примере образовательного путешествия «Тропой предков» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 06.02.2023

Статья просмотрена: 1109 раз

Библиографическое описание:

Халтанова, Ц. Б. Образовательное путешествие как современная технология в деятельности педагога на примере образовательного путешествия «Тропой предков» / Ц. Б. Халтанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 285-287. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99620/ (дата обращения: 16.12.2024).



В связи с внедрением ФГОС нового поколения в систему общего образования современные условия обучения и воспитания характеризуются новизной технологий и методов, используемых в работе. И нам, педагогам, исключительно повезло работать в школе XXI века, которая требует от нас всё новых и новых подходов к обучению и воспитанию наших учеников. Необходимо стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность, умение работать в коллективе [1].

Проблема проектирования образовательной среды, способствующей росту и творческому развитию личности в процессе освоения мира культуры является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. Организация образовательных путешествий при определенных условиях может стать фактором, влияющим на качество образовательной деятельности, обеспечивая благоприятную атмосферу для самопознания и самореализации человека [2].

Главная цель путешествия — самопознание и самосовершенствование; открывая мир, человек, прежде всего, совершает открытие себя, происходит становление личности, ее самоопределение в культурном пространстве. Что и является, по сути, главным метапредметным и личностным ожидаемым результатом обучения, на пути к которому происходит формирование основных УУД всех типов — познавательных, регулятивных и коммуникативных [5].

Определяющей для путешествия является не тема, а культурологическая проблема, которая «поведет» за собой, соединит все предлагаемые к исследованию объекты, выстроит их в определенный маршрут. Проблема формулируется совместно с обучающимися или ими самостоятельно, что обеспечивает формирование регулятивных и познавательных УУД по целеполаганию и определению познавательной задачи [6].

Итак, рассмотрим этапы образовательного путешествия:

Первый этап (замысел) — мотивационно-ориентировочный или вступление. Подготовка к путешествию начинается с определения его темы (названия) и идеи (обоснование значимости данного путешествия), выбора объектов для исследования и составления маршрута.

Второй этап (поиск) — экспедиционный (сбор, анализ, обработка материала) или работа на маршруте. Образовательное путешествие предполагает работу детей̆ в малой̆ группе (3–4 человека). В маршрутном листе четко определена последовательность действий учащихся при работе. Вопросы и задания маршрутного листа должны быть составлены так, что позволят учащимся сконцентрировать внимание на определенных объектах, побудят их внимательно рассматривать, исследовать объекты, анализировать полученную информацию.

Третий этап (представление)- рефлексивно-оценочный или заключительная работа. Предоставление результатов в виде: отчета с презентаций, статей, видеосюжетов, создания нового туристического маршрута. Защита завершает каждое образовательное путешествие, строится как проблемное обсуждение, в ходе которого ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, обозначенные в маршрутном листе [9].

Реализуя модель образовательного путешествия, педагогу необходимо:

1) сочетать разнообразные вопросы школьников на едином маршруте, не утратив при этом возможности «встречи каждого с культурой»;

2) помочь каждому ученику подойти разными путями к исследованию выбранной им темы;

3) объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды, сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;

4) сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы;

5) помнить, что учитель является ведущим и помощником, а ученик исследователем.

Планируемые результаты в образовательном путешествии.

Личностные результаты.

1) воспитание российской гражданской идентичности;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование целостного мировоззрения;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

7) усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

8) формирование основ экологической культуры;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

11) развитие мотивов учебной деятельности учащихся, формирование у них личностного смысла учения;

12) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, а также умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в процессе достижения результата;

4) умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5) смысловое чтение;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

9) научатся использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

10) научатся выделять общую цель ОП и пути её достижения; научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

11) научатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

12) научатся активно использовать речевые средства и средства информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

13) овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации полученной информации в процессе работы [8].

Образовательное путешествие «Тропой предков »

В 2013 году, когда был организован кружок по туризму, мною были запланированы различные маршруты, которые имели своей целью ознакомить учащихся с укладом жизни и бытом людей, проживающих на территории нашего родного Охотского района. Для дальнейшей работы над изучением культуры эвенского народа и культуры народов, оказавших влияние на нее, нам понадобилось продумать форму работы. Подобрать что-то интересное. И вот тут мы решили все это организовать в виде образовательного путешествия.

Это путешествие не было запланировано просто так. Оно стало продолжением того, чем мы занимались с детьми на протяжении уже 6 лет.

Таким образом, летом 2017 года нами было запланировано путешествие в Агинский бурятский округ, республику Бурятия и Монголию. Маршрут был разработан совместно с учащимися с учетом их пожеланий и пролегал из Охотска, Хабаровский край в город Якутск (республика Саха (Якутия), далее в Агинское (Забайкальский край), город Улан-Удэ (р. Бурятия), город Улан-Баатар (Монголия), озеро Байкал, город Владивосток (Приморский край), город Хабаровск (Хабаровский край) и обратно в Охотск. Основная идея нашего путешествия была — найти взаимосвязь между эвенской, якутской, бурятской и монгольской культурами.

На стадии разработки маршрута детьми были изучены Интернет-источники, с помощью которых они составили свою виртуальную экскурсию по местам планируемого путешествия. Работа проводилась параллельно с изучением различных сервисов для составления виртуальных экскурсий, то есть составляя виртуальную экскурсию по тому или иному региону, дети изучали возможности для использования данного сервиса для тех или иных нужд. Готовые виртуальные экскурсии были оформлены для участия в международной научно-практической конференции обучающихся «Мир моих исследований» в секции «Мир исследований по информатике» и была удостоена диплома 1 степени.

И в июне 2017 года мы отправились в наше путешествие, перешли на второй этап нашего образовательного путешествия. Во время путешествия по Агинскому бурятскому округу мы посетили пещеру Хээтэй, национальный парк Алханай.

На третьем этапе нашего образовательного путешествия мы оформили фотовыставку «Тропой предков». Наряду с этим наш маршрут представлен в виде проекта для автономной некоммерческой организации «Поддержка интеллектуального развития субъектов», основной целью деятельности которой является развитие интеллектуального потенциала научной, образовательной, инновационной, новаторской, инжиниринговой, инвестиционной, выставочной, культурной, туристической, социальной и публичной сфер жизнедеятельности, в том числе содействие, формирование и развитие системы комплексной поддержки, включая поддержку ученых ДФО и Сибири. По итогам оформления итогов нашего образовательного путешествия мы получили диплом 1 степени в открытом международном конкурсе педагогических идей «Региональные аспекты в образовательном процессе» в номинации «Особый вклад в образовательно-воспитательный процесс молодого поколения региона».

Итак, очевидно, что технология образовательного путешествия актуальна и популярна в современной педагогической ситуации, так как полностью соответствует современным подходам к задачам образования и воспитания и требования ФГОС нового поколения. Результат такой работы — активная жизненная позиция учащихся класса, стремление участвовать в созидательной деятельности на благо своей школы, района, края и приносить пользу стране”.

Литература:

  1. Аксельрод В. И. Город как предмет школьного краеведения (О методическом наследии И. М. Гревса и Н. П. Анциферова) [Электронный ресурс] — HYPERLINK «http://www.institute-spb.standardsite.ru» http://www.institute-spb.standardsite.ru
  2. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92–106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5444/
  3. Буцик О. «Технология образовательного путешествия как средство формирования метапредметных результатов в комплексном учебном курсе ОРКиСЭ» — http://www.yamal-obr.ru/articles/tech-obrazovatelnogo puteshestviya/
  4. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: Монография. — СПб.: СПб АППО, 2012. — 176 с.
  5. Ковалева Т., Рыбалкина Н. «Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов». — http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65
  6. Коробкова Е. Н. «Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы» // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003.
  7. Мачехина О. Н. Формирование социальной компетентности старших подростков в проектной работе / О. Н. Мачехина // www.archive.civitas-russia.ru/upload/publication/113319588426.doc
  8. Морозова А. Школьные экскурсии, их значение и организация [Электронный ресурс] http://www.schoolnano.ru
  9. Федорова Е. А «Образовательные путешествия, как метод освоения культурного пространства». — http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,168421/Itemid,118/
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное путешествие, маршрутный лист, путешествие, умение, формирование, виртуальная экскурсия, Монголия, Охотск, совместная деятельность, Хабаровский край.


Похожие статьи

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего»

Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера»

Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок обучающихся при обучении географии на примере курса «География России. Население и хозяйство»

Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования

Элементы модернизации дидактического процесса в вузе на базе современной технологии критериально-ориентированного обучения

Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

Сетевые взаимодействия молодой мамы в условиях трансформации института семейных отношений (кризиса семьи)

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Похожие статьи

Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические профессии будущего»

Проектный метод как средство развития творческого и научно-исследовательского потенциала студентов ссуза на занятиях секции «Школа лидера»

Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок обучающихся при обучении географии на примере курса «География России. Население и хозяйство»

Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования

Элементы модернизации дидактического процесса в вузе на базе современной технологии критериально-ориентированного обучения

Модель развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края)

Сетевые взаимодействия молодой мамы в условиях трансформации института семейных отношений (кризиса семьи)

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Задать вопрос