Сложные и противоречивые ситуации XX и начала XXI веков выдвинули на первый план целый спектр социальных проблем, к числу которых относится проблема одиночества. В традиционных культурах индивид оставался включенным в систему жестких социальных связей, которые, с одной стороны, ограничивали возможности автономии личности, но с другой стороны, препятствовали возникновению отчуждения и одиночества. В эпоху становления буржуазных отношений стал активно развиваться процесс формирования «атомарного индивида», это привело к разрыву системообразующих связей в системах человек-человек, человек-культура, человек-общество.
Широкое распространение получили такие явления социальной действительности, как: массовые формы культуры, деградация институтов брака и семьи, аномия, всеобщая апатия и равнодушие, тяготение политических режимов к тотальным формам контроля над всеми сферами социальной жизни и индивидуальной активности. Все они принадлежат к числу заметных сторон жизни современного человека.
Изучение состояния одиночества в психологической науке представляет собой важную научную задачу. Распространение негативных проявлений одиночества приводит к утрате идентичности человека, размыванию его ценностных ориентиров, мотивации, а значит, препятствует выстраиванию стратегий личностного и культурного развития. В перспективе для молодых людей становится невозможным полноценное создание и формирование семьи и для более зрелых — близких интимных отношений и духовного творчества.
Проблема определения понятия одиночества связана с многообразием его трактовок у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском [4].
Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.
В психологии утвердилось представление об одиночестве как о социально-психологическом явлении и эмоциональном состоянии человека, связанным с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми, со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.
Одиночество может иметь положительные или негативные проявления.
Негативные проявления одиночества приводят к утрате идентичности человека, препятствует личностному развитию. В перспективе становится невозможным полноценное создание и формирование семьи, близких интимных отношений и духовного творчества. Положительное проявление состояние одиночества позволяет личности, находящейся в этом состоянии, найти ресурсное состояние, структурировать внутренние задачи.
Одиночество — тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, ему подвержены многие, потребность на кого-то опереться возникает даже у сильных личностей, а стремление человека к общению обусловлено его социальной природой.
Теоретический анализ философских и психологических концепций одиночества позволил выделить два аспекта одиночества: объективный и субъективный.
Объективная сторона одиночества — это общественные отношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер (аномия, отчуждение, изоляция). Иначе, говоря, объективный аспект одиночества — это те условия, которые «располагают» к одиночеству, создают для него «питательную почву», «благоприятную среду».
Субъективная сторона одиночества (или — собственно одиночество) — переживание личности, обусловленное деформацией ее связей с различными аспектами действительности, относительно независимое от объективных условий и обладающее как позитивным, так и негативным потенциалом.
Распространённо мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старших возрастных групп. Но современная социальная ситуация такова, что по ряду причин одиночество испытывает и молодежь [3].
Одиночество имеет объективную и субъективную природную составляющую. Объективная составляющая одиночества — это общественные отношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер. Иначе говоря, это те условия, которые «располагают» к переживаниям одиночества, создают для них «питательную почву», «благоприятную среду» [1, 7]. Субъективная составляющая одиночества — переживания личности, обусловленные нарушениями ее связей с различными аспектами действительности, относительно независимое от объективных условий и обладающее как позитивным, так и негативным потенциалом.
В течение всей жизни человек развивается (изменяются условия, люди, потребности, ценности и многое другое). Соответственно культурно-исторической теории, предложенной Л. С. Выготским, развитие протекает как диалектический процесс, в котором переход от одной ступени развития к другой неизменно происходит революционным путем, как результат регулярно возникающего кризиса. Выготский Л. С. рассматривал развитие человека только в детском возрасте.
В психологии кризис понимают как переломный, поворотный этап в развитии, обусловленный постепенным возникновением качественных образований, которые приводят к разрушению прежней социальной ситуации развития и становлению новой, соответствующей новым возможностям и задачам развития.
Л. С. Выготский ввел деление кризиса на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы [1].
Солдатова Е. Л. предположила, что человек развивается в течение всей жизни и оно так же происходит революционным путем. Развитие взрослого человека отличается от развития ребенка.
У взрослого человека каждая фаза одиночества сопровождается специфическими переживаниями и рефлексией изменений. Рефлексия и принятие ценных изменений в кризисе — обязательное условие непрерывности развития, она определяет принятие изменений и готовность личности к переходу на следующую стадию развития.
Рефлексия личностью изменений — процесс сопоставления реальной, наличествующей формы развития с идеальной формой развития, связанный с поиском и принятием собственной идентичности. Рефлексия личностью изменений, происходящих с ней в результате преобразований социальных отношений в кризисе, есть процесс самоотождествления или эго-идентичности.
Так как одиночество это социально-психологическое явление, имеющее объективную и субъективную природу, воздействующую на человека, то имеет смысл рассматривать его как процесс, который имеет свои латентные и кризисные периоды.
В процессе переживания одиночество человек проходит разные этапы (фазы). Можно выделить предкритическую фазу переживания одиночества, которая характеризуется формированием субъективных и объективных условий для возникновения одиночества.
Период переживания одиночества и связанные с ним эмоции, чувства и состояния можно назвать собственно кризисной фазой. Выход из одиночества и рефлексия причин помогающая сформировать новую идентичность можно назвать посткритической фазой.
Таким образом, разделение процесса переживания одиночества на фазы позволяет более полно рассмотреть особенности изменений происходящих с человеком и представляет собой важную научную задачу, предполагающую методологическую целостность, поскольку обращается к разнородному научному опыту. Рассмотрение одиночества в таком направлении представляется перспективным в исследованиях феномена человека. Оно вполне сочетается с тем, что было достигнуто ранее в области изучения этой проблемы и вместе с тем позволяет системно и целенаправленно подходить ко многим важным аспектам изучения человека, его жизнедеятельности, культуры.
Литература:
- Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2020. — 1008 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений Т.5. Основы дефектологии. — М., RUGRAM, 2022–368с.
- Корчагина, С. Г. Психология одиночества. // Учебное пособие. Изд-во Флинта, М., 2008.
- Миюскович, Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. Изд-во Прогресс, М., 1989
- Перлман, Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. Изд-во Прогресс, М., 1989
- Пузько, В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества // Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества», Владивосток, 1995
- Рассел, Д. Измерение одиночества. // Лабиринты одиночества. Пер. с англ. Прогресс, М., 1989
- Рубинстайн, К. Шейвер Ф. Одиночество в двух городах Северо-Востока. // Лабиринты одиночества. Пер. с англ. Прогресс, М., 1989
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. // Изд-во,Питер, СПб., 2022.
- Садлер, У.А., Джонсон Т. Б. От одиночества — к аномии // Лабиринты одиночества сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е. М., 1989
- Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. // Изд-во «Мецниереба», Тбилиси 1989.
- Хараш, А. У. Психология одиночества // Педология, новый век. № 4, 2000 г.