В статье раскрывается понятие и сущность музыкотерапии, представлены ее методы, формы, функции. Автор рассматривает музыкальную терапию как средство музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: музыка, терапия, музыкотерапия, музыкальная терапия, музыкальное развитие, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время проблема музыкального развития детей с ОВЗ является актуальной. Музыка дает возможность создать особые предпосылки для успешного развития и адаптации в социуме каждого ребенка с различными заболеваниями. Для обеспечения возможностей успешного обучения каждого такого ребенка, для улучшения усвоения знаний, для активизации их самостоятельной познавательной деятельности очень важно использовать те богатые и разнообразные возможности, которые дает нам музыка.
Отечественными учёными такими, как Б. А. Асафьев, В. М. Бехтерев, Л. С. Брусиловский, С. С. Корсаков, И. М. Сеченов, И. Р. Тарханов и другими проводились исследования по вопросам воздействия музыки на организм человека. Коррекционные возможности музыки на организм детей с ОВЗ отражены в работах Е. А. Белецкой, Т. И. Ивановой, Е. А. Медведевой, А. А. Осиповой и других.
Среди исследователей и учёных понятие музыкотерапии не имеет однозначного определения.
Так, А. А. Осипова рассматривает музыкотерапию как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении [3, с.116].
Медведева Е. А. представляет музыкотерапию как один из видов арт-терапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка [6, c.91].
По мнению, Белецкой Е.А, Ивановой Т. И. музыкальная терапия представляет собой контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Авторы статьи определяют музыкотерапию как средство коррекции психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста [1].
Попок А. Г. определяет музыкотерапию как особый вид музыкальной деятельности, направленную на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Он подчёркивает, что музыкотерапия является важным компонентом развития каждого ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями, так как она приносит все только положительное как в жизнь детей, так и во внутренний мир каждого [4, c.248].
Музыкотерапия выполняет седативную (релаксационную), стимулирующую, катарсическую функции.
Седативная функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы. Примером такой деятельности является игра на свирели, которая вызывает положительные эмоции, благодаря чему ребенок может представить определенную картину либо образ, стимулируя свои умственные способности, развивая музыкальную память.
Стимулирующая функция , направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная танцевальная музыка. В качестве примера можно предложить исполнение танцевальных композиций. Любое музыкальное произведение — это предмет для работы с детьми, страдающими аутическими расстройствами, так как восприятие музыки активизирует эмоциональное воздействие, является регулятором эмоционального состояния, что улучшает концентрацию внимания, формирование социального взаимодействия, способствует коррекции психического развития ребенка.
Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть ее — не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств [4, с.247].
Итак, музыкотерапия в психолого-педагогической литературе представлена как форма, метод, средство, вид арт-терапии и музыкальной деятельности и имеет большое воздействие на человека, применяется в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
В рамках нашей статьи, мы рассмотрим музыкотерапию как средство музыкального развития детей старшего дошкольного возраста. Музыкальное развитие детей с ОВЗ включает в себя организацию различных видов деятельности: слушание, пение, игра на музыкальных инструментах и т. д.
Лозовская Р. И., Юн А. В. дифференцируют музыкальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья на несколько этапов:
1) создание среды;
2) спонтанная музыкальная деятельность;
3) появление результатов.
Музыкальная терапия включает в себя несколько методов. Так, Н. С. Сухонина разработала целую систему методов музыкальной терапии, которая подразделяется на активную (способы индивидуальной музыкотерапии) и рецептивную (способ групповой музыкотерапии).
Методами активной музыкальной терапии являются:
— инструментальная импровизация;
— вокальная групповая терапия;
— двигательная импровизация под классическую музыку;
— танцевальная групповая терапия.
Метод рецептивной музыкальной терапии характеризуется использованием музыкальной коммуникации в форме репродуктивно-рецептивного действия.
Сухонина Н. С. в своей статье отмечает, что несмотря на то, что восприятие музыки возможно даже для неподготовленного слушателя, музыкальный язык все же должен отвечать возрасту ребенка [5, c.306].
Следует обратить внимание на то, что музыкотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальная музыкотерапия применяется в рамках доверительных отношений между пациентом и психотерапевтом. Групповая музыкотерапия используется тогда, когда в центре внимания находятся особенности коммуникативного поведения пациента и его переживаний, связанных с этим поведением
Лозовская Р. И., Юн. А. В. предлагают разработать занятия музыкотерапией индивидуально для каждого ребёнка и начать с рисования под музыку, например, П. И. Чайковского «Танец Феи Драже», Э. Грига «В пещере горного короля», что поможет ему придумывать различные сказочные сюжеты, опираясь на чувства, развивая образное восприятие музыки, умение слушать музыкальное произведение. Затем необходим вызвать интерес к музыке у ребёнка с помощью детских музыкальных инструментов: сначала изучить их название, а затем развивать умение определять звучание тембров музыкальных инструментов.
Лозовская Р. И., Юн А. В. рекомендуют сочетать групповые и индивидуальные формы работы при организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ, в процессе которых можно их вовлечь в исполнение песенок –игр, в которых сочетаются все виды музыкальной деятельности: повторение элементарных движений, подпевание, развитие образного восприятия песни.
Медведева Л. Е., Иващенко О. Н. предлагают заниматься с детьми с ОВЗ инструментальной музыкотерапии, для чего подобрать такие инструменты, которые не требуют специальной подготовки для игры на них — барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник. Они считают, что выбор инструмента должен соответствовать характеру нарушения. Например, в работе со слабовидящими детьми необходимо использовать маракасы, детский аккордеон [2].
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что музыкотерапия является важным средством музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
- Белецкая Е. А., Иванова Т. И. Музыкотерапия как средство коррекции психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20. — С. 2996–3000.
- Медведева Л. Е., Иващенко О. Н. Применение музыкотерапии в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья// Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта. материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 64–74.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера, 2002–510 с.
- Попок А. Г. Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 150. С. 244–249.
- Сухонина Н. С. Музыкальная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья// Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–1. С. 304–308.
- Теоретические основы и методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для СПО / под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019–217 с.