Волонтерство во время пандемии как улучшение качества жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 1556 раз

Библиографическое описание:

Гатина, И. А. Волонтерство во время пандемии как улучшение качества жизни / И. А. Гатина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 449-452. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99371/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность. Новая коронавирусная инфекция, вызванная SARS-CoV-2, включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66.

Сначала это заболевание называлось 2019-nCoV, потом Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) присвоила ему новое название COVID-19. Вспышка коронавируса SARS-CoV-2 была впервые выявлена в китайском Ухане в конце декабря 2019 года. Она быстро распространилась на большое количество стран. Случаи острого респираторного инфицирования были зафиксированы более чем в 130 странах. 11 марта ВОЗ объявила о пандемии коронавируса. В России с 17 марта введен карантин и ограничительные меры для лиц, маломобильных и старше 60 лет.

В связи с угрозой распространения коронавируса людям старше 65 лет и тем, кто страдает хроническими заболеваниями, предписали соблюдать режим домашней самоизоляции. Но как им решать насущные проблемы, если выйти из дома даже за лекарствами и продуктами нельзя?

В условиях вынужденного карантина, а следовательно, ограничении физической нагрузки и нарушении питания, специалисты рекомендуют более строго подходить к вопросу карантина и самоизоляции.

Поэтому кризис является не слишком позитивной, но все же действенной мотивацией начать помогать таким людям. На помощь пожилым и маломобильным россиянам приходят волонтеры. Волонтерская деятельность в период общего карантина — это не только шанс проявить свою гражданскую позицию, но и пройти тест на доброту, отзывчивость, понимание друг друга.

Тогда 18 марта 2020 года на базе «Свердловского областного медицинского колледжа» был создан Волонтерский штаб по помощи пожилым и маломобильным людям.

Цель работы: улучшение качества жизни пожилых и маломобильных людей, находящихся на самоизоляции в условиях карантина.

Достижение цели волонтерской деятельности осуществлялось посредством реализации следующих задач:

  1. Провести теоретический анализ литературных источников и нормативно-правовых документов.
  2. Пройти обучение: дистанционные курсы и полный инструктаж по своему профилю.
  3. Принять участие в работе «Волонтерского штаба по помощи пожилым и маломобильным людям».
  4. Скомплектовать информационно-образовательные материалы по проблемным вопросам в условиях домашней самоизоляции.

Методы: теоретический, практический

Основная целевая аудитория — пожилые люди и маломобильные граждане

При решении задач прошли обучение, чтобы стать волонтером. Подготовка осуществлялась в формате дистанционного обучения (через портал dobro.ru). Также проводился очный инструктаж в штабе группами не более 20 человек.

Темы обучения:

  1. санитарно-гигиенические нормы для волонтеров;
  2. механизм оказания волонтерской помощи пожилым людям;
  3. особенности взаимодействия с пожилыми людьми;
  4. действия волонтеров в экстренных и нестандартных ситуациях.

Обучение является обязательным для всех волонтеров.

Каждый волонтер после прохождения обучения и получения допуска к работе получал аккредитационный бейдж.

Перед началом рабочей смены волонтеры проходили процедуры check-in измерение температуры, инструкции по технике безопасности и получение индивидуальных защитных комплектов (маски и антисептики).

Проанализированы особенность организации добровольческой деятельности в текущей ситуации распространения коронавирусной инфекции:

В Волонтерском штабе по помощи пожилым и маломобильным людям волонтеры делились на координатора смены, волонтера Call-центра и волонтера выездной бригады.

В задачи координатора смены входили контроль и руководство за волонтерами выездной бригады, координацию маршрута волонтеров выездной бригады и контроль отчетности каждого рабочего дня.

В задачи волонтера Call-центра входили прием телефонных звонков от благополучателей, регистрация заявок на помощь и составление отчетов по каждой заявке и каждому рабочему дню

В задачи волонтера выездной бригады входили выезд на заявку к благополучателю, помощь благополучателю и информирование благополучателей о коронавирусной инфекции.

После заявки волонтер Call-центра делает отчет по заявке [2,3,4].

Принимали участие в работе «Волонтерского штаба по помощи пожилым и маломобильным людям».

Основными направлениями помощи стали: доставке продуктов и хозяйственных товаров, лекарств первой необходимости; вынос мусора, оплат услуг ЖКХ и прогулка с домашними питомцами. санитарно-профилактическая работа с населением: раздача средств индивидуальной защиты и памяток, буклетов по профилактике новой коронавирусной инфекции и ЗОЖ.

Этапы организации работы волонтеров штаба

Пожилые и маломобильные люди обращаются по телефону, по единой горячей линии, и оставляют заявку на помощь. После этого Всероссийский объединённый штаб распределяет заявки по городам. Получив заявку, Волонтерский штаб по помощи пожилым и маломобильным людям регистрировал ее, обзванивал и выезжал на помощь (рис. 1.)

Этапы организации работы волонтеров штаба

Рис. 1 Этапы организации работы волонтеров штаба

После регистрации заявки волонтеры выездной бригады выезжали на заявку на машинах, представленных Администрацией г. Екатеринбурга. За 15 минут до приезда, волонтеры связывались с благополучателем и сообщали о приезде и подготовке необходимого списка продуктов или лекарств. Прибыв на место, волонтеры делились на 2 типа: «грязный волонтер» и «чистый волонтер». «Грязный волонтер» покупал необходимые продукты или лекарства и их доставлял до места прибытия, а «чистый волонтер» контактировал с благополучателем: забирал список продуктов или лекарств, деньги и оплачивал в магазине или аптеке все необходимое. Их обязанности не пересекаются. После того, как волонтеры оказали помощь, они обеспечивают благополучателя памятками по вопросам профилактики короновирусной инфекции и ЗОЖ.

Всего за 8 месяцев было выполнено 834 заявки. Волонтерский штаб по помощи пожилым и маломобильным людям не прекращает свою работу.

С сентября 2020 года были созданы списки постоянных благополучателей, их количество составило 60 человек.

При решении задач были скомплектованы информационно-образовательные материалы с целью повышения информированности пожилых и маломобильных россиян по вопросам самоизоляции в условия карантина:

  1. Памятка «Рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции для всех слоев населения».
  2. Памятка «Рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции кому 60 и более лет».
  3. Памятка «Чем питаться на самоизоляции?».
  4. Памятка «Основы карантина в домашних условиях».
  5. Памятки «Все про маски!».
  6. Буклет «Симптомы коронавирусной инфекции».
  7. Памятка «Принцип ЗАЩИТИ себя».
  8. Принципы составления рациона для лиц, находящихся в режиме самоизоляции или карантине в домашних условиях.
  9. Крепкое физическое и психическое здоровье-основа жизнестойкости вовремя пандемии.

Работа отмечена: Благодарственным письмом за бескорыстный вклад и самоотверженное участие в Общероссийской акции взаимопомощи «#МЫ ВМЕСТЕ» во время пандемии — Руководитель Волонтёрского центра ГБПОУ «СОМК»: А. Ф. Киселёв. Екатеринбург 2020 года; благодарственными письмами от благополучателей.

Выводы

1.Пандемия коронавирусной инфекции показала нашу сплочённость перед угрозой и способность оказывать реальную помощь людям.

2.Участие студентов в волонтерском движении, способствует:

— формированию у населения общественного самосознания и активной гражданской позиции;

— формированию у профильных добровольцев (волонтеров) приверженности к будущей профессии и расширение базы социальных контактов.

3.В рамках добровольческих практик приобретаются навыки профессиональной деятельности, развиваются такие деловые и личностные качества, как ответственность, креативность, милосердие, эмпатия, отзывчивость, толерантность.

Заключение

Из проведенной работы ясно, что одним из главных требований как в древности, так и сейчас к профессиональным компетенциям является человечность в отношении к пациенту, а именно: милосердие, доброта, любовь, нравственная чистота, отзывчивость. Все эти черты формируются и реализуются только через практическую деятельность и во многом деятельность, которая не носит принудительного, обязательного характера. И это может быть отнесено к добровольчеству.

Да, добровольчество не поощряется материально, но зато мы имеем уникальный шанс пройти великолепную школу жизни, быть нужным обществу и получить уникальный билет в будущее.

Литература:

  1. Харсеева, Г.Г., Белобородов В. Б. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика [Текст]: Учеб. пособие для врачей и мед. вузов. — Москва, 2020–48 с.
  2. Коронавирусная инфекция — COVID-19: клинические рекомендации. Министерство здравоохранения Российской Федерации. — Москва, 22.02.2022–245 с.
  3. СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
  4. СанПиН 3.1.3597–20 «Профилактика коронавирусной инфекции COVID-19, согласно постановлению, Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15».
Основные термины (генерируются автоматически): помощь пожилым, волонтерский штаб, волонтер, выездная бригада, заявка, инфекция, волонтерская деятельность, домашняя самоизоляция, екатеринбург, рабочий день.


Задать вопрос