Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности расследования террористических актов в целях противодействия террористическим угрозам на международном и национальном уровнях. В статье анализируются основные вопросы, которые необходимо установить и разрешить сотрудникам следственных органов при расследовании террористического акта.
Ключевые слова: терроризм, террористический акт, расследование преступлений, следственные действия.
Проявления терроризма, наиболее распространенными из которых выступают террористические акты, обычно влекут огромные человеческие жертвы, разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой воссозданию. Терроризм в своих проявлениях порождает недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, разрывает устоявшиеся традиции и связи между ними, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Он по своим масштабам и интенсивности, бесчеловечности и жестокости превратился в одну из самых острых и злободневных проблем глобального значения, во многом это связанно с тем, что терроризм преодолел некую черту, которая позволяет ему не только развиваться, но и угрожать благополучию целых стран.
Терроризм представляет собой политику устрашения, осуществляемую с помощью применения террора (террор с латинского языка переводится как «ужас»). Террористический акт как способ осуществления террора представляет собой совершение определенных действий, функциональные задачи которых сводятся к наведению страха на людей с целью вынудить государственные правительства, международные организации к выполнению требований террористов.
Вопросы противодействия терроризму являются наиболее актуальной темой для новейшей истории России. Борьба с ним осуществляется как с помощью уголовно-правовых средств, в частности, путем установления достаточно жесткой уголовной ответственности за преступления соответствующей направленности, в том числе за террористический акт, так и с помощью повышения качества расследования преступлений указанной тематики, в связи с чем дополнительный анализ этих вопросов представляется достаточно востребованным.
К. И. Криворотов отмечает, что в ходе расследования уголовных дел террористической направленности «постоянно изымаются составляемые боевиками схемы взрывных устройств, зачастую — с цветными иллюстрациями, подробными описаниями, на их мобильных телефонах содержится масса видеоматериалов, как правило, в виде кустарной съемки» [1, с. 91].
Для лиц, совершающих преступления террористической направленности в составе террористических групп характерны следующие черты: особая конспирация; беспринципность; жестокость; отсутствие эмпатии и сопереживания к потерпевшим от их преступной деятельности и др.
А. Г. Марутин, находит, что важной тенденцией современного терроризма является его интеграция с организованной преступностью, повышение уровня организации, вовлечение в политическую экстремистскую деятельность значительной части населения. Эта тенденция сопряжена с активизацией террористических проявлений, с переходом террористов к осуществлению крупномасштабных акций насилия, с расширением возможностей для создания более обширной инфраструктуры террористических организаций и обеспечения их материально-технической базы [2, с. 12].
В связи с изложенным производство неотложных следственных действий по таким уголовным делам призвано обеспечить одновременно безопасность лиц, принимающих в них участие, легитимность и наибольшую результативность, возможность раскрытия преступления в кратчайшие сроки.
Первостепенно сотрудники следственных органов, приступившие к расследованию преступлений, совершенных путем взрыва, поджога или аналогичных деяний должны установить и разрешить следующие вопросы:
1) было ли совершенное деяние (взрыв, поджог и т. п.) актом терроризма;
2) что именно взорвалось, было подожжено и каким способом и т. п.;
3) в отношении кого совершено преступление,
4) мотивы, руководившие действиями преступника;
5) кто мог совершить данное преступление;
6) каковы последствия взрыва, поджога и т. п.
Также должна быть исследована информация о совершенном преступном деянии посредством изучения результатов осмотра места происшествия, опроса очевидцев и лиц, имеющих отношение к событию, допроса свидетелей, потерпевших, видеокамер и т. п.
Далее сотрудникам следственных органов необходимо спланировать пути и методы получения полных сведений о совершенном преступлении. Основную информацию для планирования расследования акта терроризма можно получить в ходе производства первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Необходимо отметить, что организация и планирование расследования преступлений рассматриваемой категории во многом определяется тем, какая сложилась следственная ситуация.
Так, как отмечают В. И. Иванов, О. Н. Коршунова и Е. Б. Серова, если есть информация о создании террористического формирования, на первоначальном этапе деятельности правоохранительных органов акцент должен быть сделан на оперативно-розыскных мероприятиях. Именно они позволят получить необходимую дополнительную информацию не только собственно о преступной группе, но и о тех конкретных преступлениях, которые ею уже совершены либо подготавливаются [3, с. 92].
В случае совершения террористического акта особенности организации и планирования расследования обусловлены тем, что:
— последствия такого акта могут быть еще не ликвидированы;
— сохраняется опасность повторных взрывов, пожогов и т. п. (в том числе и некриминальных по своей природе: например, взрывов газовых баллонов в здании, где в результате первого взрыва начался пожар).
Изложенное как по отдельности, так и в совокупности существенно осложняет работу сотрудников следственных органов, поскольку даже при наличии угрозы уничтожения следов, важных для раскрытия и расследования преступления, прежде всего должны быть приняты все меры по спасению пострадавших, устранению возможности повторных взрывов, возгораний и т. п., а также по ликвидации последствий террористического акта.
В числе следственных действий, которые применяются при расследовании террористических актов следует обратить внимание на следующие:
1) следственные осмотры, в особенности осмотр места происшествия. Следствием террористических актов, как правило, являются значительные разрушения или повреждения различных объектов. Таким образом, для осмотра такого места происшествия характерен существенный объем следственной и экспертной работы со следами и вещественными доказательствами;
2) допросы лиц, имеющих различное процессуальное положение: потерпевших; подозреваемых; свидетелей;
3) привлечение соответствующих специалистов, а также назначение экспертных исследований, проводимых в специализированных учреждениях. Наиболее характерными для дел, возбужденных по фактам совершения террористических актов, выступают следующие виды экспертиз: комплексная взрывотехническая; комплексная медико-взрывотехническая; экспертизы, направленные на исследование металлов, сплавов и изделий из них; пожарно-техническая; химическая; судебно-медицинская и др.
Таким образом, угрозы терроризма на территории России обусловливают необходимость повышения роли следственных и правоохранительных органов в обеспечении безопасности общества и государства. Применение различных следственных действий и использование при этом современных научно-технических средств в расследовании способствует повышению эффективности деятельности следственных и иных правоохранительных органов, обеспечению адекватного противодействия хорошо подготовленным преступным посягательствам террористов.
Литература:
- Криворотов, К. И. Особенности расследования преступлений террористической направленности / К. И. Криворотов. — Текст: непосредственный // Особенности расследования преступлений экстремистской и террористической направленности: сборник материалов научнопрактического семинара (Ростов-на-Дону, 24–25 мая 2012 года). — М.: Институт повышения квалификации СК РФ, 2012. — С. 91–95.
- Марутин, А. Г. Расследование террористического акта: автореф. дис.... канд. юрид. наук / А. Г. Марутин. — Краснодар, 2011. — 21 с. — Текст: непосредственный.
- Расследование терроризма: Учебное пособие / В. И. Иванов, К. А. Корсаков, О. Н. Коршунова, Г. В. Овчинникова, Е. Б. Серова; Под общ. ред. О. Н. Коршуновой. — CПб., 2001. — 132 с. — Текст: непосредственный.