Роль воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. Влияние использования противогололёдных материалов на биосферу. Тенденция эксплуатации гибридных автомобилей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Канипов, Р. Р. Роль воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. Влияние использования противогололёдных материалов на биосферу. Тенденция эксплуатации гибридных автомобилей / Р. Р. Канипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99257/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассмотрены основные аспекты загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом. В частности, описаны механизмы воздействия на природу. В статье рассмотрены различные последствия, вызванные нерациональным способом использования автомобилей, а также пути решения проблем окружающей среды.

Ключевые слова: транспорт, экология, техносфера, гидросфера, литосфера, антропогенный фактор, противогололёдные материалы.

Не секрет, что в современном мире использование автомобильного транспорта имеет негативные последствия для и так загрязнённой окружающей среды. Зачастую мы этого не замечаем, а когда замечаем, оказывается слишком поздно. Основными источниками, загрязняющими нашу природу, являются предприятия промышленности, транспорт и источники, непосредственно связанные с утилизацией промышленных отходов. При этом, исходя из данных экологического мониторинга и детализированного анализа источников-поллютантов (загрязнителей) в центральном экономическом регионе РФ, преобладающее большинство загрязнений приходится на транспорт. Так, доля промышленности в загрязнении составляет около 22 %, в то время как доля загрязнения, вызванная транспортом, — 78 %. По данным стационарных источников мониторинга состава атмосферы получилось следующее соотношение химических соединений в составе выхлопных газов (таблицы 1, 2).

Понятие о выхлопных газах

Прежде всего, выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания — это отработавшие, токсичные, порой и канцерогенные соединения в виде примесей, вырабатываемых двух- или четырёхтактными двигателями. Эта смесь состоит преимущественно из продуктов полного и неполного сгорания с примесями различных солей тяжёлых металлов, органических веществ и проч. Отметим, что, по оценкам специалистов, двигатели автомобильного транспорта, работающие на бензиновом и дизельном топливе, выделяют в пространство около 250–300 соединений, большинство из которых очень опасны для человека и окружающей среды.

Данные о насыщении химическими соединениями атмосферы

Загрязняющее вещество

Доля автомобильного транспорта

Доля промышленности (деятельность заводов, фабрик и мануфактур)

CO

96 %

4 %

NO

26 %

74 %

Углеводороды

75 %

25 %

Состав выхлопных газов

Компоненты

Содержание в бензиновых двигателях

Содержание в дизельных двигателях

Диоксид углерода

5,0–12,0 %

1,0–10,0 %

Азот

74,0–77,0 %

76,0–78,0 %

Оксид углерода

0,1–10,0 %

0,01–5,0 %

Водяной пар (один из парниковых газов)

3,0–5,5 %

0,5–4,0 %

Альдегиды

0–0,2 %

0,001–0,009 %

Сажа

0–0,04 г/м 3

0,01–1,1 г/м 3

Бензопирен (один из самых распространённых канцерогенов)

0,01–0,02 мг/м 3

0–0,01 мг/м 3

На основании вышеприведённых данных можно уверенно сделать вывод о том, что автомобильный транспорт является ярким примером пагубного влияния на современное состояние окружающей среды и всех её сопутствующих оболочек (гидросферы, атмосферы, литосферы). Стоит отметить высокое содержание парниковых газов, таких как диоксид углерода (CO 2 ), и водяного пара. Это самые распространённые химические соединения, которые вызывают такой известный и распространённый процесс, как парниковый эффект и, как следствие, изменение климата нашей планеты.

Роль воздействия соединений, содержащихся в выхлопном газе

Парниковые газы

Такие соединения, как метан (CH 4 ), диоксид углерода(CO 2 ), гексафторид серы (SF 6 — элегаз) и водяной пар (H 2 O), вызывают парниковый эффект. Этот процесс заключается в задержании значительного количества теплового излучения, поступающего от Солнца, загрязнённого парниковыми газами, атмосферой планеты у земной поверхности. Под воздействием теплового излучения Солнца земная поверхность в ходе нагрева излучает в пространство электромагнитное излучение в инфракрасном спектре. По идее, этот инфракрасный спектр должен отражаться обратно в космос, ведь при нормальных условиях часть теплового излучения Солнца остаётся и поглощается поверхностью Земли, а часть отражается обратно. Однако когда часть тропосферы (одна из составных оболочек атмосферы) насыщается вышеперечисленными парниковыми соединениями, наблюдается процесс задерживания инфракрасного спектра излучения в этих слоях. При этом при поглощении электромагнитного излучения молекулой того или иного химического соединения наблюдается процесс преобразования энергии излучения в тепловую энергию. Таким образом, атмосфера нагревается. Чем больше парниковых газов в атмосфере, тем больше тепла в ней будет задерживаться. В результате увеличения концентрации парниковых газов усиливается сам парниковый (или, по-другому, оранжерейный) эффект, а значит, увеличивается средняя температура Земли.

Увеличение средней температуры Земли вследствие парникового эффекта

Рис. 1. Увеличение средней температуры Земли вследствие парникового эффекта

Основные последствия парникового эффекта

1. В первую очередь, глобальное потепление , которое приводит ко многим экологическим проблемам, например к таянию ледников, вечной мерзлоты (криосфера — тип почвы, которая остаётся замороженной долгий период времени) — региона, содержащего в своих геологических структурах различные концентрации метана (CH 4 ). При таянии вечной мерзлоты наблюдается процесс высвобождения метана в атмосферу, что приводит к ещё большему увеличению парниковых соединений. Получается своеобразный замкнутый круг. Этот процесс получил название «метановые бомбы».

2. Возрастание числа природных бедствий землетрясений, ураганов, наводнений и т. д.

Основные загрязнители литосферы и гидросферы

Альдегиды это органические вещества, в основе которых лежит альдегидная функциональная группа, связанная с углеводородным радикалом. Основными источниками выделения этих органических соединений являются транспорт и промышленность. Стоит отметить, что альдегиды являются токсичными веществами. Так, к примеру, при долгом воздействии альдегидов на человека наблюдается раздражение слизистых оболочек дыхательных путей организма, а также изменение состава крови человека. При воздействии паров данного соединения возможно развитие различных заболеваний бронхолегочной и сердечно-сосудистой систем: дерматита, воспаления лёгких, ринита, первичной астмы и многих других.

Соли тяжёлых металлов

Топливо, используемое для работы автомобилей, содержит соли различных металлов, часть из которых — тяжёлые. Актуальность данной проблемы можно объяснить тем, что они оказывают негативное влияние на человека.

В первую очередь соли свинца (Pb), цинка (Zn), кадмия (Cd) вызывают серьёзные последствия для центральной и периферической нервной системы. Более того, свинец способен образовывать стабильные комплексы с функциональными группами биополимеров (то, из чего состоит практически весь организм). Именно поэтому соли свинца способны поражать многие другие органы, такие как почки, печень, сосуды и др.

Не стоит забывать и том, что соли тяжёлых металлов благополучно могут оседать на земной поверхности, чтобы затем поступить в почвенную оболочку нашей планеты. Таким образом, многие земли, которые могли бы стать хорошими участками для выращивания различных агрономических культур, становятся непригодными для сельского хозяйства. Под действием грунтовых и почвенных вод соли тяжелых металлов могут попасть в различные водные объекты (реки, озёра и т.п), тем самым загрязняя следующую географическую оболочку — гидросферу. Наблюдается крупное экологическое загрязнение.

Коротко о противогололёдных реагентах (ПГР).

В зимний период из-за низких температур наблюдается такое явление, как гололёд. Это природное явление можно охарактеризовать как процесс образования плотного стекловидного льда, формирующегося на различных объектах, к примеру на проводах, многих растениях, зданиях и в особенности на земной поверхности в результате десублимации (физического процесса перехода вещества из газообразного агрегатного состояния в твёрдое, минуя жидкое) водяного пара. Лёд покрывает дороги, при этом превращая автомобильные трассы в участки с крайне неустойчивым сцеплением, что делает эксплуатацию дорог весьма небезопасным.

Несмотря на разнородный состав ПГР, принцип их работы одинаковый. При нанесении противогололёдных материалов на проезжую часть, покрытую льдом, соли, содержащиеся в составе реагентов, связываются с водой. Вода с содержанием солей замерзает при более низких температурах. Стоит отметить, что в составе многих ПГР имеются активные соединения, вступающие в химические реакции со льдом и снегом, что способствует оттаиванию оледенённых участков дорог. Первые упоминания об использовании ПГР против обледенения дорог и мостов появились в конце XIX века. Первыми странами, которые начали использовать эти химические вещества, стали Швеция, Германия, Россия и другие европейские страны. В основном использовались противогололёдные материалы с содержанием песка и неорганических солей. В нынешнее время состав современных реагентов подвергается серьёзным преобразованиям. К сожалению, несмотря на их серьезный вклад в безопасность дорог, использование ПГР влияет на окружающую среду.

Загрязнение окружающей среды.

Практически все распространённые антигололедные смеси в своём составе содержат соли, основу которых составляют CaCl 2 — хлористый кальций, MgCl 2 — хлористый магний и NaCl 2 — хлористый натрий. Эти смеси могут негативно влиять на почву, грунтовые воды, разрушать металл, асфальт и даже бетон.

Выводы

Итак, современная окружающая среда находится под отрицательным воздействием антропогенного фактора. Многие элементы промышленности и использование автомобильного транспорта наносят колоссальный ущерб природе. Страдает природа, гибнут редкие и исчезающие представители флоры и фауны. Страдает и сам человек, заболевший многими недугами или, как еще говорят, «болезнями урбанизации».

Пути решения

Уже сегодня внедряются новые технологии, которые являются менее энергоёмкими и более экологичными. Но даже современный электротранспорт зачастую влияет на окружающую среду. Современный электротранспорт оснащён электродвигателем, а энергией его обеспечивают специальные литий-ионные аккумуляторы. Однако, чтобы произвести этот аккумулятор, необходимо добыть ресурс (литий). В основном литий добывается открытым способом, что ведёт к сильному загрязнению окружающего пространства. При этом наблюдаются выбросы в атмосферу химических соединений (преимущественно CO 2 ) при производстве тех самых «экологичных» автомобилей. Однако не всё так плохо. Благодаря новым технологиям и развитию науки создаются новые виды электротранспорта с более экологичными двигателями. К примеру, в Федеральном исследовательском центре проблем химической физики и медицинской химии разрабатываются новые продуктивные виды аккумуляторов, которые будут использоваться на современном электротранспорте. Развиваются технологии альтернативных источников энергии: гелиоэнергетика, ветреная энергетика, атомная энергетика, которые будут иметь гораздо больший КПД и почти нулевое воздействие на окружающую среду.

Литература:

  1. Карлович И. А. Геоэкология: Учебник для вузов. — 2-е издание. —М. : Академический проект Гаудеамус, 2013. — 512 с.
  2. Григорьевская А. Я. Биогеография : учебное пособие / А. Я. Григорьевская. — 2-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 200 с. —DOI 10.12737
  3. Чеботарёв А. И. Общая гидрология. — Издание 2-е, перераб. и доп. —Гидрометеоиздат, 1975.
  4. https://cars.volkswagen.ru/
  5. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9F %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %8B %D0 %B9_ %D1 %8D %D1 %84 %D1 %84 %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %82
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, автомобильный транспорт, водяной пар, земная поверхность, парниковый эффект, соединение, газ, современный электротранспорт, соль, вечная мерзлота.


Ключевые слова

Экология, транспорт, гидросфера, антропогенный фактор, техносфера, литосфера, противогололёдные материалы

Похожие статьи

Проблемы экологии и природопользования в строительной отрасли

В статье рассмотрены воздействие строительной отрасли на воздушную, водную и почвенную среды; а также отраслевые проблемы рационального использования энергоресурсов, водных и земельных ресурсов, ресурсов для производства строительных материалов, проб...

Воздействие линейных сооружений железнодорожного транспорта на природно-территориальные комплексы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время загрязнение окружающей среды предприятиями промышленности и транспортными средствами остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое ...

Социально-правовая проблема незаконного оборота наркотических веществ

В статье рассматриваются вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, определяется сущность данного явления, его общественная опасность. Рассмотрены механизмы борьбы с незаконным оборотом наркотиков и предложены направления совершенствования борь...

Негативное воздействие морского транспорта на окружающую природную среду

В статье автор рассматривает негативное воздействие судов на окружающую среду и методы их снижения.

Вопросы цифровизации: использование и охрана водных объектов

В статье автором рассматривается тенденция цифровизации использования и охраны водных объектов. Описываются современные информационные системы в области использования и охраны водных объектов, а также нормативно-правовые акты, осуществляющие регламен...

Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации

Рассмотрено развитие зон пониженных экологических выбросов как мера снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Изложены тенденции по расширению экологических требований в зонах к различным видам транспортной техники, а также ...

Направления минимизации негативных последствий загрязнения атмосферного воздуха в нефтедобывающей отрасли

В статье автор рассматривает направления минимизации негативных последствий загрязнения атмосферного воздуха в нефтедобывающей отрасли. Как ключевой аспект рассматривается воздействие объектов добычи и подготовки нефти на атмосферный воздух — сделан ...

Адаптация организмов к изменению окружающей среды под воздействием экотоксикантов

Экология включает в свои исследования изучение воздействия тяжелых токсичных металлов на экосистемы и их структурные составляющие. Экотоксикология как новое междисциплинарное научное направление может взять на себя ключевую роль в создании теоретичес...

Основные источники загрязнения окружающей среды в судостроительной промышленности

Рассмотрены основные источники загрязнения окружающей среды в судостроительной промышленности. Установлено, что функционирование судостроительного предприятия сопровождается рядом требований как к процессу и продукции производства, так и к его эколог...

Эколого-экономические методы снижения ущерба от выбросов веществ автотранспортом

В данной статье затрагивается тема большого количества вредных выбросов. Особое внимание уделено мероприятиям и путям решения данной проблемы. В заключение автором было выдвинуто собственное видение снижения выбросов.

Похожие статьи

Проблемы экологии и природопользования в строительной отрасли

В статье рассмотрены воздействие строительной отрасли на воздушную, водную и почвенную среды; а также отраслевые проблемы рационального использования энергоресурсов, водных и земельных ресурсов, ресурсов для производства строительных материалов, проб...

Воздействие линейных сооружений железнодорожного транспорта на природно-территориальные комплексы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время загрязнение окружающей среды предприятиями промышленности и транспортными средствами остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое ...

Социально-правовая проблема незаконного оборота наркотических веществ

В статье рассматриваются вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, определяется сущность данного явления, его общественная опасность. Рассмотрены механизмы борьбы с незаконным оборотом наркотиков и предложены направления совершенствования борь...

Негативное воздействие морского транспорта на окружающую природную среду

В статье автор рассматривает негативное воздействие судов на окружающую среду и методы их снижения.

Вопросы цифровизации: использование и охрана водных объектов

В статье автором рассматривается тенденция цифровизации использования и охраны водных объектов. Описываются современные информационные системы в области использования и охраны водных объектов, а также нормативно-правовые акты, осуществляющие регламен...

Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации

Рассмотрено развитие зон пониженных экологических выбросов как мера снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Изложены тенденции по расширению экологических требований в зонах к различным видам транспортной техники, а также ...

Направления минимизации негативных последствий загрязнения атмосферного воздуха в нефтедобывающей отрасли

В статье автор рассматривает направления минимизации негативных последствий загрязнения атмосферного воздуха в нефтедобывающей отрасли. Как ключевой аспект рассматривается воздействие объектов добычи и подготовки нефти на атмосферный воздух — сделан ...

Адаптация организмов к изменению окружающей среды под воздействием экотоксикантов

Экология включает в свои исследования изучение воздействия тяжелых токсичных металлов на экосистемы и их структурные составляющие. Экотоксикология как новое междисциплинарное научное направление может взять на себя ключевую роль в создании теоретичес...

Основные источники загрязнения окружающей среды в судостроительной промышленности

Рассмотрены основные источники загрязнения окружающей среды в судостроительной промышленности. Установлено, что функционирование судостроительного предприятия сопровождается рядом требований как к процессу и продукции производства, так и к его эколог...

Эколого-экономические методы снижения ущерба от выбросов веществ автотранспортом

В данной статье затрагивается тема большого количества вредных выбросов. Особое внимание уделено мероприятиям и путям решения данной проблемы. В заключение автором было выдвинуто собственное видение снижения выбросов.

Задать вопрос