Тематический принцип построения техносреды в группе детского сада, ориентированной на интересы ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 21.01.2023

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Наумова, Е. А. Тематический принцип построения техносреды в группе детского сада, ориентированной на интересы ребёнка / Е. А. Наумова, Е. В. Рагозина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99267/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: техносреда, предметно-пространственная среда, тематическая неделя, дошкольный возраст, дошкольник.

Техносреда — это развивающая предметно-пространственная среда, где выражены совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях формирования у детей дошкольного возраста интереса к естественнонаучному и инженерно-техническому образованию, выявления наклонностей инженерно-конструктивного мышления, подготовки к изучению технических наук и межличностному взаимодействию.

Игровая техносреда предусматривает функции социализации так как игра — сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, появления опыта продуктивного социального взаимодействия, усвоение дошкольником богатств культуры.

Сегодня, в условиях реализации федерального стандарта, предметно-пространственная среда группы мотивирует ребенка на разнообразные виды деятельности. За один день в саду дошкольник может быть и исследователем, и читателем, и инженером, и даже космонавтом. В дошкольном возрасте возникают первые представления о том, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. Когда дети возводят башни из кубиков, они изучают основы строительства и понятие «стабильности». Занимаясь лепкой или оригами, — пространственного моделирования. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс, что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.

Построение предметно-пространственной развивающей среды — это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность воспитанников, направленную на развитие технического творчества под наблюдением взрослого.

Тематический принцип работы детского сада строится в соответствии с тематическим периодом детского сада на основе календарно-тематического планирования и требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.

Образовательная модель развивающей техносреды в нашей группе строится в соответствии с тематическим периодом детского сада на основе календарно-тематического планирования. Например, в рамках тематической недели «Космические дали» с помощью разнообразных материалов и пособий нами была создана доступная и насыщенная развивающая техносреда. Соответствующая развивающая среда группового пространства способствует реализации инициативы дошкольников стать исследователями и покорителями космических далей.

Познавательный центр «космических технологий» работал совместно с «Конструкторским бюро «Земляне». Здесь осваивались и применялись различные способы создания летательных аппаратов. Для моделирования и конструирования предлагался разнообразный материал: пеналы с наборами геометрических фигур для плоскостного моделирования, пластилин, бумага, дополнительный материал (диски, специально подобранные прозрачные крышечки и цилиндры от косметической продукции), алюминиевая фольга для объемного конструирования, конструкторы разного вида и способа соединения. От изготовления поделок из бросового материала перешли к изготовлению макетов. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми и другие. Играя, осуществляя игровые операции с макетами, ребенок имеет возможность создать воображаемую ситуацию, выполнить одну или несколько ролей, моделировать различные ситуации или социальные отношения в игровой форме. В ходе деятельности с конструкторами повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие творческих способностей, повышается мотивация на познание нового, совершенствуются познавательные процессы.

Летающие тарелки, НЛО, инопланетяне — еще одно поле для развития у детей интереса к техническому творчеству. Различные по тематике коллекции игрушек из киндер-сюрпризов помогают разыгрывать инопланетные сюжеты. Карта звездного неба становится Центром управления полетами, созданные детьми модели распределяются в «космическом» пространстве.

Усвоению представлений о строении солнечной системы помогают информационно-познавательные плакаты, макеты солнечной системы, стендовые презентации. Все это представляет собой своеобразный мини-планетарий.

Речевой центр «Дети на планете» нацелен на ознакомление с познавательной и художественной литературой по теме, на применение полученного опыта в создании космических кроссвордов и ЛЭП буков. Динамический характер специальной панорамной тематической выставки «Освоение космоса» привлекает детей возможностью изменять композицию, расставлять на «сегодня» другие акценты, дополнять новыми экспонатами.

Космическая лаборатория «Лента времени» исследует понятия «вес» и «невесомость», «время», «расстояние». Наполнение центра экспериментирования позволяет взвешивать необходимое (весы чашечные, пружинные, электронные), проводить измерения (измерительные ленты, линейки, рулетки, шаблоны, мерные ложки и стаканчики), наблюдать за структурой, состоянием и свойствами материалов (лупы, микроскоп, фотоаппарат). Стимулирующим материалом для развития техно мышления являются многочисленные коллекции материалов: камни, образцы почвы, образцы из металла, пластика, резины, ткани и другие.

Особое место в пространственной среде занимает «Лаборатория на колесах». Лаборатория представляет собой вместительный контейнер на колесах, наполненный различным дополнительным и вспомогательным материалом, который может пригодиться «в нужное время и в нужном месте»: универсальными пластиковыми емкостями с винтовыми крышками разного размера и цвета, наборами конструкторов с нестандартными способами крепления для моделирования молекул и кристаллических решеток, шестеренчатыми механизмами, гофрированными трубками, картонными втулками, эластичной лентой и резиночками, клейкой лентой разного цвета и многим другим.

«Чудо-космос-огород» — тоже место исследования. Пополнение рациона питания астронавтов во время межпланетных полетов — актуальная проблема во всем мире. Наличие коллекции семян зерновых культур, подсолнечника, бобовых, образцов грунта, разнообразных контейнеров позволяет нашим дошкольникам осваивать первоначальные умения по «конструированию» мини-тепличек.

Центр «Космическая палитра» — это место всеобщего притяжения. Выразить свои представления и впечатления о космическом пространстве, инопланетных цивилизациях можно с помощью нетрадиционных способов рисования с использованием специальных трафаретов и печаток. Центр оснащен разнообразными изо средствами и фактурными материалами. В тематическом пополнении развивающей среды активно участвуют и дети, и их родители, которые с удовольствием делятся домашними ресурсами. Например, для изготовления «космического питания» были внесены наборы для лепки «Play–Doh»; для макетирования лунной поверхности — «Космический пластичный песок». Важно здесь и то, что, возвращая материалы в домашние условия, дети продолжают «тематические» игры, придумывают что-то новое. Правильно организованная техносреда имеет свои результаты. По традиции детский сад превращается в целый технический город «ТехноСити», и все свои «шедевры» наши воспитанники демонстрируют родителям. Ребенку предоставляется возможность рассказать о своей постройке, своей идее. У родителей появляется возможность поддержать интерес ребенка, и они из пассивных наблюдателей превращаются в активных участников, что, несомненно, сближает всех участников образовательного процесса. В результате повышается активность заинтересованной родительской общественности в развитии у детей технического творчества

Таким образом, каждая тематическая неделя предлагает новые открытия и изобретения. Представленная модель предметно-пространственной техносреды органично вписывается в образовательное пространство группы, является развивающей, мотивирует дошкольников на исследовательскую деятельность, развивает у них творческие способности, позволяет ребенку испытывать психологический комфорт, чувство безопасности. Вне зависимости от навыков у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции, он находится в ситуации успеха. Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Техническое творчество неразрывно связано с игрой, и порой между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимого, в первую очередь, для саморазвития.

Литература:

  1. Техносреда в цифровом пространстве детства. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://dou83krsk.ru/images/21-22/obzor-nov/tehnosreda.pdf (дата обращения: 21.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, техническое творчество, тематическая неделя, дошкольный возраст, календарно-тематическое планирование, развивающая предметно-пространственная среда, развитие, солнечная система, тематический период.


Похожие статьи

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС

В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...

Влияние предметно-игровой среды на развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается влияние предметно-игровой среды на развитие детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы)

В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.

Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...

Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики применения маркеров игрового пространства в свете реализации программы воспитания.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Педагогическое проектирование как средство формирования эмоциональной сферы старших дошкольников

В статье осуществлен хронологический анализ педагогической практики проектной деятельности в системе образования.

Культура питания в дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает привитие основ культуры поведения за столом детей дошкольного возраста, подчеркивается необходимость формирования культуры питания с дошкольного детства как значимого этапа в развитии человека.

Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды

В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.

Похожие статьи

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Лэпбук как один из способов моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС

В статье предлагается общей обзор использования лэпбука в учебно-воспитательном процессе ДОО, особенности и его положительные стороны применения. Приведены результаты экспериментально-диагностического исследования уровня развития творческого мышления...

Влияние предметно-игровой среды на развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается влияние предметно-игровой среды на развитие детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы)

В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.

Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...

Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики применения маркеров игрового пространства в свете реализации программы воспитания.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Педагогическое проектирование как средство формирования эмоциональной сферы старших дошкольников

В статье осуществлен хронологический анализ педагогической практики проектной деятельности в системе образования.

Культура питания в дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает привитие основ культуры поведения за столом детей дошкольного возраста, подчеркивается необходимость формирования культуры питания с дошкольного детства как значимого этапа в развитии человека.

Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды

В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.

Задать вопрос