В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.
Ключевые слова: лидер, школа, обучение, воспитание, педагогическое воздействие, формирование личности.
В настоящее время важным результатом образования является формирование и развитие способности обучающихся к самостоятельному определению и достижению личностных, социальных, познавательных, профессиональных целей, благодаря чему существенно возрастает ценность и значение таких качеств личности как активность, самостоятельность, инициативность, ответственность. Вместе с тем, процессы становления и развития качеств лидера в общеобразовательной школе приоритетными не являются, в связи, с чем всё более значительное внимание уделяется «военной» составляющей школьного образования, а именно подготовке обучающихся в кадетских корпусах, суворовских училища, а с началом специальной военной операции введению «Уроков мужества»
Развитие педагогической теории и практики в суворовских училищах имеет высокую социальную значимость с учётом важности подготовки молодежи к жизни в современном мире, включая служение Родине в качестве офицера, сотрудника силового ведомства или гражданского служащего. В условиях проведения специальной военной операции кратно возрастают требования к готовности офицера быть лидером воинского коллектива.
В настоящее время развитие лидерских качеств школьников, будущих офицеров, должно осуществляться не только в военных образовательных организациях различного уровня, но и в обычной общеобразовательной школе. Однако, учителя не всегда нацелены на это, поскольку основной своей задачей считают прежде всего передачу предметных знаний и в гораздо меньшей степени развитие личностных качеств, в том числе, и лидерских.
То есть возникает противоречие, связанное с потребностью общества в лидерах и неспособностью педагогов соответствующих образовательных организаций сформировать необходимый уровень лидерских качеств у своих воспитанников.
Ермолов Е. М. выделяет следующие «педагогические условия становления и развития качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев:
— педагогическая диагностика качеств лидера;
— развитие субъектной активности учащихся
— развитие системы самоуправления суворовцев (кадет)
— воспитание на традициях вооруженных сил (силовых ведомств), видов и родов войск, учебных заведений, на личном примере командира, педагога
— психологическая комфортность и педагогическая поддержка процесса развития качеств лидера;
— научно-методическое обеспечение развития качеств лидера» [1, с.5].
Фактически все эти условия можно реализовать и в обычной школе, для этого не требуется наличия особенной учебно-материальной базы или какого-то отдельного методического обеспечения.
Реализация педагогических условий становления и развития качеств лидера у школьников, безусловно, должно опираться на результаты исследований феномена лидерства, классификаций и типологий лидерства. Понятия «лидерство» и «лидер» обычно рассматриваются в исследованиях как результат действия объективных и субъективных факторов. Проведенный анализ позволил выделить основные подходы к изучению и пониманию лидерства. Отечественными учеными проблемы лидерства изучаются с начала 70-х годов ХХ века. В работах было показано, что группы выдвигают разнообразные типы лидеров. В то же время, отмечалось, что не каждый человек по своим особенностям личности, воли, характера, мотивации, самоутвержденности и самореализации может стать в конкретном коллективе лидером [2, с.135; 3,с.197; 4,с.67].
В теории коллективного воспитания предложены методики (командообразование, проективное и игровое моделирование), способствующие становлению и развитию лидера. Представители российской педагогической школы, в целом, считают, что в образовательных организациях педагогами должны быть созданы условия, которые позволят школьнику сформировать, развить и реализовать свой потенциал лидера.
Формированию лидерских качеств обучающегося будет способствовать его реальная вовлеченность в жизнедеятельность коллектива, возможность принятия решений, востребованности его мнения по каким-либо вопросам, поощрение проявления активной жизненной позиции со стороны педагогического состава.
Проведение педагогической диагностики, учет динамики становления качеств личности выступает первым важным условием, обеспечивающим процесс становления лидерских качеств. Для развития качеств лидера коллектива необходимо создавать благоприятные условия для проявления субъектной активности, творческих способностей обучающихся [5,с.201]. Реализован данный подход может быть через участие обучающегося в различных видах коллективной деятельности и самоуправления, что будет способствовать формированию соответствующих качеств личности, а воздействие на сознание, поведение, будет способствовать развитие мотивационной сферы личности. При этом школьник оказывается в роли организатора, перед ним возникает необходимость привлечь своих товарищей на выполнение порученного дела. Итогом выполнения таких совместных дел станет укрепление межличностные связей в коллективе и развитие лидерских качеств обучающихся.
При этом формированию лидерских качеств серьезно способствует воспитание на традициях и подвигах личного состава Вооруженных сил РФ, Росгвардии, иных правоохранительных структур. И, в связи, с этим только приветствуется введение «Уроков мужества» в общеобразовательных организациях нашей страны. Но при этом нельзя забывать об особом значении непосредственно личного примера педагога, классного руководителя.
Здесь соглашусь с мнением о том, что «исследование образовательного процесса и его воспитательного воздействия на качества личности показывают, что воспитывают не какие-то специальные отдельные, разовые приёмы или мероприятия, а прежде всего целостная методологически обоснованная система становления и развития качеств лидера как часть образовательной программы» [2,с.12].
Одним из обязательных условий развития лидерских качеств обучающихся является наличие в образовательной организации программы формирования лидерских качеств у обучающихся. И одной из ключевых задач учебно-воспитательной работы в условиях реализации такой программы является теоретическое обоснование функционирования системы самоуправления воспитанников. Ведь как раз наличие системы самоуправления позволяет сформировать у школьника ответственность, активность, самостоятельность, готовность к жизни и деятельности в любой сфере, в том числе, военно-профессиональной.
Реализация обоснованных условий и программы становления и развития качеств лидера позволит получить положительную динамику уровня развития лидерских качеств школьников.
По результатам исследований, за период реализации такой программы «увеличилось количество обучающихся, принимающих участие в деятельности системы самоуправления и ставших помощниками администрации и педагогического коллектива в организации учебно-воспитательного процесса, то есть увеличилось количество обучающихся, имеющих потребность в проявлении лидерских качеств, в принятии новых социальных ролей» [2,с.9].
В заключении отметим, что процесс становления и развития лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций по своей сущности представляет собой деятельность педагогов (учителей, воспитателей) по выявлению индивидуальных и социальных качеств учащихся и осуществлению на этой основе социально-педагогической поддержки их социализации, становления и развития их лидерских качеств. Также формированию лидерских качеств школьников способствует развитие системы самоуправления обучающихся, а также их воспитание на традициях Вооруженных Сил, Росгвардии, других силовых ведомств и на личном примере педагога.
Литература:
- Ермолов, Е. М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ермолов Евгений Михайлович. — Санкт-Петербург, 2015. — 22 с.
- Клюева, О. И. Развитие лидерских качеств обучающихся в деятельности организации Российское движение школьников / О. И. Клюева // Научный альманах. — 2021. — № 3–1(77). — С. 134–137.
- Кунакбаева, А. М. Развитие лидерских качеств у старших школьников / А. М. Кунакбаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № T10. — С. 196–200.
- Левина, О. С. Педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников / О. С. Левина // E-Scio. — 2018. — № 11(26). — С. 66–71.
- Невзорова, А. В. Формирование лидерских качеств школьников во внеурочной деятельности / А. В. Невзорова // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 60–1. — С. 200–203.