Побудительные речевые акты в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 22.01.2023

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Гришина, А. А. Побудительные речевые акты в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» / А. А. Гришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99208/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор пытается определить, какие ПРА, основанные на приоритете говорящего, его высоком статусе и власти являются наиболее частотными в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

Ключевые слова: побудительные речевые акты, классификация.

Человек в своей жизнедеятельности довольно часто использует побудительные предложения, чтобы воздействовать на адресата. Это объясняется тем, что социальные отношения в обществе в основном регулируются речевым поведением человека, воздействующим на своего партнера по коммуникации. Согласно высказыванию Дж. Р. Серля, побуждение — это речевой акт, «представляющий собой попытки … со стороны говорящего … от весьма скромных до весьма агрессивных… добиться того, чтобы слушающий нечто совершил» [1, с. 182]. Можно отметить, что данный речевой акт необходим для выражения приказов, советов, просьб или же других содержаний, вынуждающих собеседника действовать.

Многие отечественные и зарубежные исследователи лингвисты в своих работах по-разному описывают ПРА. Так А. В. Бондаренко были разработаны понятия функционально-семантического поля императивности и императивной ситуации, В. С. Храковским и Л. А. Бирюлиным была представлена формулировка трехуровневого содержательного определения побудительного высказывания и прагматических факторов, влияющих на семантическую интерпретацию побуждения. На психологическом же уровне, побуждение рассматривается в качестве «чувственной формы, в которой проявляется намерение к совершению какого-либо поступка. Это двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление, направляющее действия человека» [2, с. 13].

Классификация ПРА основана на разных принципах. Это могут быть параметры, которые обозначают специфику побудительно речевых актов в сравнении с другими классами речевых актов и друг с другом. Например, отличие совета от инструкции, мольбы от просьбы. Однако, по мнению исследователей, классификации ПРА должны быть построены на отношении трех аспектов:

1) Коммуникативно-прагматический аспект, связывающий социо-лингвистические и социо-прагматические показатели;

2) Синтаксический аспект, отображающий исследование форм побуждения в различных языках в рамках синтаксиса;

3) Семантический аспект, заключающийся в изучении пропозиционального смысла побуждений.

В основе классификации отечественного лингвиста Е. И. Беляевой лежат три признака: облигаторность действия, приоритетность говорящего, выгодность действия говорящего [3]. По этим основаниям Е. И. Беляева выделила три группы:

1) прескриптивы (приказ, распоряжения, разрешение, инструкция, запрещение, заказ);

2) суггестивы (совет, предложение, предупреждение);

3) реквестивы (просьба, мольба, приглашение) [3].

Основываясь на «базовой» классификации Е. И. Беляевой, Н. И. Формановская выделила отдельные подкатегории побудительных речевых актов, исходя из социального положения участника разговора и его бенефактивности:

1) Инъюнктивы команды, требования, разрешения, приказы, предписания, принуждения. Основываются данные акты на высоком социальном статусе, позволяющем проявлять властные речевые обороты.

2) Реквестивы. Из них можно выделить: просьбы, мольбы и заклинания. В рамках данных актов субъект на кого направлены условные просьбы ощущает себя доминирующим, что «идёт на руку» говорящему.

3) Адвисивы. Характеризуется подвид рекомендациями, положениями, инструкциями. Условия, описываемые такими актами полезны и выгодны человеку, которому направлено обращение.

Проанализировав предложенный вариант Н. И. Формановской, можно отметить, что лингвист в основе своих работ ставит на первое место социальную позицию в обществе у участника разговора. В зависимости от его положения в речи используются инъюнктивы (в том случае, когда говорящий имеет высокий статус перед оппонентом), либо реквестивы (характеризующиеся низким положением в обществе) [4].

В результате, подавляющая часть ученых подразделяют ПРА на такие основные виды: приказы, запреты, требования, предупреждения, рекомендации, разрешения, просьбы, предостережения, мольбы, советы. Однако важно уточнить, что к ПРА не причисляются пожелания и угрозы [5].

В данной статье, опираясь на классификацию Н. И. Формановской, мы рассмотрим побудительные речевые акты, которые основаны на приоритете говорящего, его высоком статусе и власти. Рассмотрим наиболее частотные побудительные речевые акты на примере первого и второго действий пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».

1) Инъюктивы

а) приказ: «Варя. Я приказала его не будить » [6], «Гаев. Помолчи , Фирс» [6];

б) требование: «Лопахин. Решайтесь же!» [6], «Варя (сердито). Да уходите уже наконец!» [6], «Лопахин . Надо окончательно решить — время не ждет… Ответьте одно слово: да или нет?» [6];

в) команда: «Любовь Андреевна. Желтого вугол ! Дуплет всередину !» [6];

г) распоряжение: «Лопахин. И квасу мне принесешь » [6], «Варя. Дуняша, кофе поскорей » [6];

д) наставление: «Варя. Тебе пора спать , душечка» [6];

е) запрещение: «Варя. Нельзя же тебе одной ехать, душечка» [6], «Пищик. Не надо принимать медикаменты, милейшая» [6];

ж) разрешение: «Любовь Андреевна. … Смейтесь надо мной, я глупая» [6].

2) Реквестивы

а) просьба: «Яша (подает Любови Андреевне лекарство). Может, примете сейчас пилюли» [6], «Любовь Андреевна. Шарлотта, покажите фокус!» [6], «Варя. Не говорите, дядечка , ничего лишнего» [6], «Варя. Пойдем, родная, пойдем » [6], «Варя. Вы, Петя, расскажите лучше о планетах» [6];

б) мольба: «Варя ( сквозь слезы ). Не говори, не говори » [6], «Любовь Андреевна (испуганно). Нет, не уходите , останьтесь , голубчик. Прошу вас» [6].

3) Адвисивы

а) совет: «Яша. Идите домой, будто ходили на реку купаться, идите этой дорожкой» [6];

б) рекомендация: «Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать рублей в год за десятину» [6], «Лопахин. Только, конечно, нужно поубрать, почистить… снести все старые постройки» [6];

в) предложение: «Лопахин… вырубить старый вишневый сад» [6];

г) приглашение: «Лопахин. Едут, в самом деле. Пойдем встречать» [6].

Таким образом исследуя текст, мы выявили, что наиболее частотными и повторяющимися в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» являются инъюктивы в значении требования и адвисивы в значении рекомендации, а некоторые подтипы либо вовсе утратили свое значение в пьесе, либо являются менее частотными.

Литература:

  1. Серль Дж.Р.Классификация иллокутивных актов / Джон Серль // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1986. — Вып. XVII: Теория речевых актов. — С. 170–187.
  2. Побуждение // Словарь по этике / под ред. И. Кона, 1981 [Э/р]. — Р/д: http://terme.ru/dictionary/522/word/pobuzhdenie
  3. Беляева Е. И. Грамматика и прагматика побуждения: английский язык / Е. И. Беляева. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1992. — 168 с.
  4. Формановская Н. И. Прагматика побуждения и логика языка / Н. И. Формановская // Русский язык за рубежом. — 1994. — № 5–6. — С. 34–40.
  5. Серль Дж.Р.Классификация иллокутивных актов / Джон Серль // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1986. — Вып. XVII: Теория речевых актов.
  6. Чехов А. П. «Вишневый сад». URL: https://ilibrary.ru/text/472/p.1/index.html (дата обращения 14.11.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): ПРА, акт, высокий статус, Чехов, мольба, просьба, речевой акт.


Ключевые слова

классификация, побудительные речевые акты

Похожие статьи

Структурные особенности речевых актов согласия (на материале романа У. С. Моэма «Театр»)

В статье рассматривается структура речевых актов согласия и приводятся результаты исследования, проведённого на материале романа У. С. Моэма «Театр».

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»

В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Н. Островского «Гроза», выстраивающая своё художественное целое посредством всякого рода контрастов (нравственных, психологических и бытовых), достигающих философского уровня.

К вопросу классификации фразеологизмов (на примере рассказов А. П. Чехова)

В данной работе классифицируются фразеологические единицы как средство характеристики человека в рассказах А. П. Чехова по происхождению и с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств.

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Актуальны ли афоризмы А. С. Грибоедова сегодня?

В работе анализируется влияние афоризмов из комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова на современную речь. Также рассматривается актуальность проблем, поднимаемых в произведении, объясняется живучесть и яркость использованных Грибоедовым фраз.

Образная перспектива слова (на примере имен прилагательных) в романе Ю. Нагибина «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»

В данной статье автор постарался дать характеристику образной перспективы слова в прозе Ю. Нагибина на примере имен прилагательных.

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

Восторг надувательства как элемент модуса художественности в литературе

В данной работе рассматривается понятие, дефинитивно определяемое в психологии как «восторг надувательства», в его литературном контексте. Для оценки роли данного феномена в качестве элемента модуса художественности затронуты произведения Э. По («Над...

Использование приема драматизации при обучении английскому языку

В статье рассматривается драматизация как игровой прием при обучении английскому языку. Выделены основные типы драматизации, а также этапы работы над драматизацией сказки. Предлагается сценарий сказки «Белоснежка и семь гномов».

Похожие статьи

Структурные особенности речевых актов согласия (на материале романа У. С. Моэма «Театр»)

В статье рассматривается структура речевых актов согласия и приводятся результаты исследования, проведённого на материале романа У. С. Моэма «Театр».

Парентеза в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»

В статье рассматриваются особенности использования парентез в немецком романе Т. Фонтане «Эффи Брист». На основе анализа обосновывается мысль о том, что парентеза представляет собой оригинальное средство выражения авторского «я», которое позволяет пи...

Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»

В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Н. Островского «Гроза», выстраивающая своё художественное целое посредством всякого рода контрастов (нравственных, психологических и бытовых), достигающих философского уровня.

К вопросу классификации фразеологизмов (на примере рассказов А. П. Чехова)

В данной работе классифицируются фразеологические единицы как средство характеристики человека в рассказах А. П. Чехова по происхождению и с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств.

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Актуальны ли афоризмы А. С. Грибоедова сегодня?

В работе анализируется влияние афоризмов из комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова на современную речь. Также рассматривается актуальность проблем, поднимаемых в произведении, объясняется живучесть и яркость использованных Грибоедовым фраз.

Образная перспектива слова (на примере имен прилагательных) в романе Ю. Нагибина «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»

В данной статье автор постарался дать характеристику образной перспективы слова в прозе Ю. Нагибина на примере имен прилагательных.

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

Восторг надувательства как элемент модуса художественности в литературе

В данной работе рассматривается понятие, дефинитивно определяемое в психологии как «восторг надувательства», в его литературном контексте. Для оценки роли данного феномена в качестве элемента модуса художественности затронуты произведения Э. По («Над...

Использование приема драматизации при обучении английскому языку

В статье рассматривается драматизация как игровой прием при обучении английскому языку. Выделены основные типы драматизации, а также этапы работы над драматизацией сказки. Предлагается сценарий сказки «Белоснежка и семь гномов».

Задать вопрос