В статье рассматривается основные признаки и причины возникновения религиозного экстремизма.
Ключевые слова: религиозный экстремизм, экстремизм, экстремистские действия, религиозные организации .
На современном этапе общественного развития в России и в мире в целом значительно возросла угроза рисков распространения экстремистской идеологии, характеризующейся развитием националистического, религиозного и политического экстремизма.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации не дает четкого определения понятия «религиозный экстремизм». Анализируя российское законодательство, можно заметить определенную связь религии и экстремизма. Так, в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» термин «религиозные объединения» употребляется часто, но строгого определения нет.
Исходя из выше сказанного, необходимо обраться к работам заслуженных ученых и выявить наиболее точное определение понятия «экстремизм» и «религиозный экстремизм».
Под экстремизмом принято понимать приверженность к крайним взглядам и мерам, которые сопровождаются призывами и оправдывающее насилие в адрес представителей отдельных социальных, религиозных, политических групп, государственных институтов и органов.
Религиозный экстремизм, это отрицание системы традиционных для общества ценностей, норм морали и права, а также агрессивная пропаганда «идей», действующая под видом влечения к религии. Конфликты и столкновения представителей различных религий, требование особых прав и привилегий для своей религии, попытки насильно обратить в нее других.
Проявления религиозного экстремизма в наше время не редкость, о чем не раз говорилось в выступлениях официальных лиц нашего государства. Экстремистские действия на религиозной почве очень опасны. Они представляют собой угрозу безопасности не только личности, но и основам любого общества и государства [1].
Религиозный экстремизм в силу своих особенностей имеет ряд признаков:
1) Демонстративное и вызывающее поведение, религиозного объединения;
2) Фанатичная нетерпимость и жесткость;
3) Отказ от следования общепринятым нормам морали и права;
4) Грубая и резкая манера общения с людьми;
5) Общественная опасность, которая выражается в причинении существенного вреда основам конституционного строя;
Для того чтобы понимать, как применять методы и средства профилактики религиозного экстремизма, необходимо понять причины его возникновения. Под причиной принято понимать, явление, вызывающее, в свою очередь возникновение другого явления.
В современной научно-теоретической литературе и практике существует несколько типологий причин религиозного экстремизма. Мы приведем обобщенные, базовые причины, на которые указывают все без исключения исследователи [2].
Первой следует отметить персональные причины религиозного экстремизма, данная причина связанна с физиологией, психологией и работой сознания человека.
Следующей причиной является трудные семьи, так как семья — это важный социальный институт человека и именно семья оказывает большое влияние на ребёнка.
Ещё одной основной причиной религиозного экстремизма является психологические причины. Для того чтобы кто-то «стал экстремистом», способным совершать насильственные действия, должен быть период накопления, в котором предполагаются и рассматриваются насильственные действия. Это период акклиматизации будущих действий. Контекстом этих действий часто являются примеры религиозных мучеников из собственной религии.
Наиболее частыми причинами вступления в организации религиозно-экстремистской направленности считаются причины, связанные с физиологией, психологией и работой сознания, неблагополучная обстановка в семье и потребность в идентификации [3].
Методы профилактики религиозного экстремизма могут быть: политическими, социологическими, психологическими, информационными. Для решения проблемы профилактики противодействия религиозному экстремизму, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу, объясняя и доказывая утопичность и деструктивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности.
Таким образом, осуществляя ряд предписанных правил профилактики религиозного экстремизма, есть вероятность его контроля и мониторинга, но искоренить данную проблему целиком невозможно.
Литература:
- Мирсаидова Н. А. Религиозный экстремизм /Н. А. Мирсаидова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2016.-C. 2.
- Нестеров Д. О. Определение социальной группы при квалификации преступлений экстремистской направленности /Д. О. Нестеров// Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация».- 2017.- С. 460.
- Шахнович М. М. Религии мира: учебное пособие / М. М. Шахнович// СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского университета.- 2003.- С.53.