Проблема формирования культуры общения подростков является одной из наиболее актуальных в организации социальной учебной среды на настоящий день. Метод кейсов обладает большим потенциалом для развития коммуникативных УУД, так как предполагает групповое обсуждение проблемы и выработку совместного решения в контексте поставленной проблемы.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, реализация которого проходит во всех общеобразовательных школах нашей страны, выделяет важность формирования у школьников коммуникативных УУД. Согласно стандарту, в процессе общения школьникам важно научиться «выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач [1].
Универсальные учебные действия коммуникативного блока занимают особое место в общей системе УУД. Во-первых, основой умственной деятельности учащихся выступает умение правильно усваивать поступающую извне информацию и транслировать ее окружающим. Умение старшего подростка общаться, работать с различными формами получаемой информации влияет на его успешность в учебе [2].
Далеко не все подростки могут самостоятельно наладить правильную коммуникацию с учителями, родителями и сверстниками. Поэтому среди задач современной школы стоит такая задача, как формирование коммуникативных УУД у учащихся. В решении этой задачи значимую роль может сыграть внеурочная деятельность. Если предметная (учебная) деятельность направлена преимущественно на овладение учащимися школьными дисциплинами, то в формировании коммуникативных УУД роль внеурочной деятельности намного возрастает, так как именно она ставит перед собой целью, прежде всего, развитие личности учащихся.
Эффективное развитие коммуникативных УУД у старших подростков требует использования новых креативных методов, таких как дискуссионные методы, метод проектов, тренинги, ролевые игры, дебаты, а также метод кейсов. Метод кейсов обладает большим потенциалом для развития коммуникативных УУД, так как предполагает групповое обсуждение проблемы и выработку совместного решения в контексте поставленной проблемы [3].
Вместе с тем, методическое обеспечение метода кейсов для его использования во внеурочной деятельности старших подростков остается недостаточно разработанным. Из всего вышесказанного вытекает проблема: как эффективно использовать метод кейсов для формирования коммуникативных УУД у старших подростков?
Мы предположили, чтоформирование коммуникативных УУД у старших подростков посредством их участия в процессе конструирования и решения педагогических кейсов будет эффективным, если :
- проблемы, изложенные в кейсах, будут актуальны для подростков и связаны с их реальными жизненными ситуациями;
- будет предусмотрена вариативность способов решения проблем, достаточность и разнообразие видов информации;
- процесс конструирования и решения кейсов будет проходить в режиме группового обсуждения и совместного решения проблемы.
В процессе работы были использованы взгляды и идеи таких авторов, как С. А. Тюриковой на сущность коммуникативных УУД, С. Ю. Грузковой, А. Р. Камалеевой [4], изучавших историю зарождения и проблему внедрения метода case — study (кейс-метода) в практику профессионального образования, в основе которого лежит ситуационное обучение, Т. В. Прохоровой, рассматривавшей технологию созданию кейса [4].
Экспериментальной базой исследования выступили обучающиеся 10 класса, экспериментальная группа — 14 человек, контрольная группа — 14 человек, Республиканского лицея-интерната, с. Италмас Удмуртской республики, Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе проведено исследование по выявлению основных проблем, актуальных для данного возраста с помощью составленного нами опросника. Проблемы определялись в таких сферах, как проблемы с родителями, со сверстниками, с остальными взрослыми, проблемы в личностной сфере, столкновение с возмущающими социальными ситуациями.
В проблемах с родителями испытуемые основными отметили такие, как непринятие родителями их увлечений, интересов, игнорирование их мнения при решении важных вопросов, несправедливость в отношении них. В отношениях с остальными взрослыми у некоторых старших подростков иногда возникают разногласия при проявлении несправедливости, двуличности, подлости и лжи со стороны взрослых. Но половина респондентов ответили, что не имеют сложностей в этом плане. В отношениях со сверстниками старших подростков больше всего волнуют непринятие их увлечений, интересов, отношение сверстников к их внешности или чертам характера, также причиной их переживаний, но в меньшей степени, выступают социальное неравенство и проблемы лидерства. В личном плане старших подростков в основном волнуют внешность, саморазвитие и мечта.
Также на констатирующем этапе было проведено диагностирование уровня развития коммуникативных УУД у старших подростков контрольной и экспериментальной групп.
Рис. 1. Результаты распределения старших подростков КГ и ЭГ по уровням развития коммуникативных УДД по методике КОС на констатирующем этапе
Таким образом, мы можем увидеть, что результаты по методике КОС на констатирующем этапе у КГ и ЭГ отличаются, но незначительно (рис. 1). У КГ результаты чуть повыше, но в допустимых пределах по критерию Фишера.
На формирующем этапе была разработана и апробирована программа формирования коммуникативных УУД у старших подростков, включающая в себя проведение занятий, созданных на основе кейса.
Также был создан сборник кейсов по проблемам, определенным самими подростками как актуальные для данного возраста. Всего было составлено 20 кейсов , такие, как например, «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Травля по шаблону», «Необычное — уродство?», «Не такие как все», «Бедность унижает?», «Укрощение строптивой», «Справедливость против власти», «Когда взрослые молчат», «Как протестуют дети», «Эффект Золушки», «За что любят мать», «Дневник подростка».
Кейс состоит из какой-либо ситуации из художественной литературы, либо реальной истории, либо небольшого видео. Важной частью являются вопросы к нему, цитаты знаменитых людей, афоризмы, притчи для дополнительного размышления. Школьники были поделены на команды по 4–5 человек. Команде выдавались кейсы, бланк для ответов, обозначалось время, выделенное на решение кейса. Командам нужно было ознакомиться с кейсом, обсудить группой, выслушав каждого участника, прийти к общему решению. Для решения кейсов команды могли воспользоваться информацией из любого, доступного им источника (интернет, жизненный опыт, книги и т. п.). В основном пользовались жизненным опытом и интернетом. Так как кейсы были подобраны по проблемам, в настоящее время актуальных для большинства подростков, то они были интересны и испытуемым. Например, кейс «Что такое красота?» вызвал у девочек особый интерес. Выяснилось, что многие девочки сталкивались с проблемой оценки своего внешнего вида, многим казалось, что они толще, некрасивее, чем необходимо по «стандарту красоты». Притча к кейсу и его обсуждение помогли им осознать, что сущность человека отражается на его лице. И, если человек красив внутренне, то это, несомненно, положительно скажется на его внешности. А плохие поступки в свою очередь обезображивают лицо человека, делают его неприятным (сборник кейсов стр. 45.)
Во многих кейсах для подсказок прикреплены различные притчи, мораль которой стает отправной точкой для понимания сути кейса и ответов на некоторые из заданий. Так как мораль в притчах скрытая, то некоторые команды сталкивались со сложностью их понимания.
На контрольном этапе проведено повторное диагностирование уровня развития коммуникативных УУД у старших подростков экспериментальной и контрольной групп с помощью методики КОС и метода экспертных оценок.
Рис. 2. Результаты распределения старших подростков ЭГ И КГ по уровням развития коммуникативных УУД по методике КОС на контрольном этапе
Сравнительный анализ полученных результатов (рис. 2) подтверждает положительную динамику в изменении уровня развития коммуникативных УУД у старших подростков экспериментальной группы.
У старших подростков экспериментальной группы повысился уровень овладения диалогической и монологической формами речи, умения обмениваться знаниями между членами группы для принятия результативных общих решений; умения с помощью вопросов получать нужную информацию; работы с информацией; способность излагать собственные мысли в устной и письменной форме, повысился уровень развития способности к самосознанию и рефлексии.
Сформировалась критичность; способность взять инициативу на себя в организации коллективного действия; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; готовность адекватно реагировать на нужды других; стремление устанавливать доверительные отношения достигать взаимопонимания; взаимопомощь в ходе выполнения задания; понимание возможности существования различных мнений, несовпадающих с личной; формулирование цели и ролей участников, методов сотрудничества; готовность к рассмотрению различных точек зрения и выработке общей (коллективной) позиции; умение обосновывать свое мнение, спорить и бесконфликтно защищать свое мнение; способность организовывать деловые отношения.
Таким образом, выполнение программы экспериментального обучения свидетельствует о возможности влиять на уровень развития коммуникативных УУД через организацию внеурочной деятельности на основе кейс — метода.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2012. — URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=lcxgfuhdwf70281089;
- Попова Т. Н., Голикова T. B. Методические особенности кейс-технологии на уроках биологии // Материалы конференции «Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации»: VI Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. — Красноярск, 2013. С.230–233.
- Грузкова С. Ю., Камалеева А. Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования социальных проблем: электорн. науч. журн. 2013. № 6. URL: http://joumals.org/index.php/sisp/article/view/6201324/pdf_255.
- Прохорова Т. В. Методическая разработка «Кейс-метод как способ формирования общих и профессиональных компетенций», 2016 г., Чебоксары.URL: chebttpk.ru.