В статье автор даёт характеристику академического мошенничества в условиях дистанционного обучения и рассказывает о методах противодействия ему.
Ключевые слова: академическое мошенничество, плагиат, списывание, дистанционное обучение, прокторинг, гострайтинг.
Академическое мошенничество представляет собой разнообразные виды нечестного поведения, связанные с осуществлением научной или учебной деятельности [1]. Академическое мошенничество можно обнаружить на самых разных уровнях системы образования — от начальной школы до крупных научно-исследовательских институтов. Опасность широкого распространения академического мошенничества главным образом заключается в снижении общего качества образования, которое, в свою очередь, ведет к ухудшению экономической ситуации в стране и невозможности построения учащимся успешной профессиональной карьеры в будущем и его самореализации в выбранной сфере деятельности.
Большое распространение академическое мошенничество получило в связи с внедрением дистанционного образования. Особый скачок в нем произошел во время пандемии COVID-19, когда многие учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения и оказались неготовыми к вызовам, которые он предполагает. По данным опроса, проведенного Минобрнауки и Российской академией народного хозяйства и госслужбы в 2020 году, больше половины педагогов (51,2 %) пожаловались на увеличение числа случаев академического мошенничества, наблюдавшееся после перехода на дистанционные системы обучения [2]. В опросе поучаствовало более 25 тысяч преподавателей из разных регионов России, представляющих в том числе и такие крупные вузы, как МГУ, СПбГУ и другие. Важно отметить, что во время летней сессии 2020 года большинство из участвовавших в опросе преподавателей (87,1 %) проводили дистанционные экзамены. При этом 66,3 % опрошенных были крайне обеспокоены подобной ситуацией и высказывали опасения в том, что она может негативно повлиять на качество образования в дальнейшем. Волнения педагогов усиливал и тот факт, что в период данной сессии значительно увеличилось количество оценок «хорошо» и «отлично» (об этом указало более половины опрошенных) при отсутствии явно выраженных предпосылок для такой динамики.
Основными видами академического мошенничества являются плагиат (присвоение авторства чужой работы или ее отдельных фрагментов), списывание и заказ научной работы (а также эссе, рефератов, контрольных работ и т. д.) у стороннего лица. Система дистанционного обучения привела к возникновению новых видов и форм академического мошенничества, которые будут рассмотрены далее.
Особую популярность в последние годы приобрел гострайтинг, то есть написание работ на заказ [3]. Так как большинство заданий выполняется учащимися удаленно и предполагает возможность сделать их в любое удобное время, ограничиваясь лишь определенной датой сдачи готового результата, у учащихся есть шанс не самостоятельно выполнять задания, а обратиться за помощью к знакомому, другу, найти исполнителя на сайте вакансий или воспользоваться услугами специальных компаний, занимающихся написанием учебных работ на заказ. И если ранее этот вид мошенничества был распространен лишь при подготовке крупных работ (курсовых, диссертаций, рефератов и др.), то в условиях дистанционного обучения учащиеся прибегают к нему регулярно.
Другим специфическим видом академического мошенничества, распространенным в условиях дистанционного обучения, является использование подставного студента для ответов во время контрольных работ и экзаменов и посещения занятий по видеосвязи. Если до начала дистанционного обучения преподаватель и учащийся не были знакомы, учащийся может прибегнуть к услугам стороннего лица для посещения занятий вместо него. При работе преподавателя с большой группой студентов отслеживать подобные ситуации становится особенно сложно.
Дистанционное обучение также привело к появлению новых форм списывания. Во время проверки знаний учащихся на контрольных работах, зачетах или экзаменах преподаватели чаще всего организуют процесс одним из 2 способов: либо дают тест, расположенный на специальном портале, который нужно выполнять в строго определенные сроки и с ограничением по времени, либо принимают устный экзамен по видеосвязи. При использовании первого способа проверки знаний учащиеся не ограничены в возможности поиска информации в интернете, чем они активно пользуются и таким образом дают правильные ответы на вопросы теста, даже не зная предмета. Второй вариант проверки знаний также не исключает возможности поиска информации в интернете в то время, которое дается на подготовку ответа, возможности воспользоваться разложенными вокруг компьютера шпаргалками и т. п. Особо изобретательные учащиеся даже прибегают к помощи друзей, «озвучивающих» ответ вместо них. В то время как они просто открывают рот, стоящий рядом с ними человек, который не попадает в объектив камеры, проговаривает ответ за них.
Еще одним приемом, который используют недобросовестные учащиеся, является «зависание» [4]. Во время ответа на вопрос студент или школьник имитирует технические неполадки (проблемы со связью, отсутствие звука и др.) и использует это время, чтобы быстро найти ответ на вопрос в интернете.
Так как учащение случаев академического мошенничества во время дистанционного обучения является серьезной проблемой современного образования, сейчас активно разрабатываются методы предотвращения академической нечестности.
В зарубежных вузах, где дистанционное обучение уже прижилось как одна из форм получения образования, важным способом предотвращения академического мошенничества является донесение до студентов этических норм [5]. Так, еще до начала обучения студентов знакомят с правилами и ценностями, принятыми в их учебном заведении, и регулярно проводят беседы, призванные донести до студентов важность самостоятельной работы и получения знаний, а также рассказать о неэтичности любой формы плагиата.
Кроме того, в вузах многих стран существует проработанная система санкций, применяемых к тем, кто прибегает к академическому мошенничеству. Последствиями подобных поступков являются выговоры, снижения баллов, временное отстранение от учебы, а в самых серьезных случаях исключение студента из учебного заведения.
В отечественной практике для выявления академического мошенничества во время дистанционного обучения чаще всего используются системы антиплагиата, которые показывают наличие в письменной работе заимствований из различных источников. Новейшие сервисы позволяют не только обнаружить полностью скопированный текст, но и зафиксировать отрывки с перефразированием или подменой отдельных слов их синонимами. Однако, несмотря на свою эффективность, системы антиплагиата не могут помочь определить, кто на самом деле писал работу, — был ли это сам обучающийся или исполнитель, нанятый им.
Одной из современных форм отслеживания ситуаций академического мошенничества, а именно такого его вида, как списывание, является прокторинг. Его суть заключается в наблюдении за действиями студента во время экзамена с использованием видеокамеры. Компьютерная система отслеживает направление взгляда студента, фиксирует отвлечения, показывает открытые вкладки и все, что происходит на экране студента и вокруг него. Существенным недостатком такой системы являются дополнительные затраты, на которые могут пойти не все учебные заведения. Кроме того, такой контроль может не позволить обучающемуся сконцентрироваться на выполнении задания и продемонстрировать все его способности.
Некоторые преподаватели высказывают мнение о том, что лучший способ противодействовать распространению академического мошенничества во время дистанционного обучения — это стараться давать обучающимся интересные и творческие задания, организовывать проектную работу в группах и разрешать студентам использовать любые источники информации для подготовки ответа во время экзамена. Однако в настоящий момент система образования не позволяет полностью перейти на такой формат обучения из-за традиционных форм проверки знаний (написания контрольных работ, рефератов, диссертаций, курсовых работ и т. п.).
Подходя к решению данного вопроса с позиции психологической науки, необходимо в первую очередь определить причину, по которой студент решает выполнить задание нечестным путем. Чаще всего она кроется в непонимании необходимости самостоятельной работы, важности всех заданий и возможности получить необходимые для работы по специальности навыки при их выполнении. Нередко бывает и такое, что профессия, которую собирается получить студент, ему совсем не интересна. Он получает образование по желанию родителей или потому что так надо. У него отсутствует мотивация к учебной деятельности, и он предпочитает тратить свое время на что-то более интересное и актуальное.
Таким образом, несмотря на широкое распространение академического мошенничества во время дистанционного обучения, существуют разнообразные способы борьбы с ним. Однако самым важным при этом является донесение до студента важности самостоятельного выполнения заданий как способа получения профессиональных навыков и, конечно, правильный выбор специальности, при котором образование будет по-настоящему представлять ценность для студента.
Литература:
- [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://topuch.ru/akademicheskoe-moshennichestvo/index.html (дата обращения 08.01.2023).
- [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2020/8/3/distant/14158-prepodavateli_vuzov_zhaluyutsya_na_spisyvanie_vo_vremya_distantsionnogo_obucheniya (дата обращения 08.01.2023).
- [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00904472_0.html (дата обращения 08.01.2023).
- [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://profile.ru/news/society/ekspert-rasskazala-ob-ulovkax-shkolnikov-na-distancionnom-obuchenii-280479/ (дата обращения 08.01.2023).
- [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://proctoredu.ru/blog/tpost/gce3o2bxx1-meri-predotvrascheniya-akademicheskogo-m (дата обращения 08.01.2023).