Родина, природа, семья в художественной аксиологии Е. А. Боратынского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (45) октябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 2162 раза

Библиографическое описание:

Скороходова, Ю. А. Родина, природа, семья в художественной аксиологии Е. А. Боратынского / Ю. А. Скороходова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5526/ (дата обращения: 19.04.2024).


В творчестве каждого великого писателя и поэта тема природы занимает особое почётное место. Ценность природы выражается, прежде всего, в благотворном влиянии на сознание человека, особенно если он — творчески одаренная личность. Но когда речь идёт о природе, мы не можем рассматривать эту ценность в отрыве от таких аксиологических понятий, как «Родина» и «семья». Существуя в неразрывном единстве, они раскрывают и дополняют друг друга.

Понятие «Родина», в широком смысле, включает такие ценностные единицы, как «природа» и «семья». Созерцание природы помогает раскрытию внутреннего потенциала, заложенного в большей или меньшей степени в каждом человеке. В свою очередь, любовь к Родине и природе закладывается в семье.

Семья — первая и самая главная ступень формирования личности. В этой связи, ценности, привитые в семье, можно сравнить с фундаментом: ведь от того, насколько он крепок, зависит судьба дома — жизнь человека. Патриотизм, умение видеть и ценить прекрасное — всё это результат правильного воспитания.

Именно такое воспитание получил великий русский поэт Евгений Абрамович Боратынский. Детство оставило в памяти поэта много отрадных воспоминаний, поскольку в семье царила тёплая атмосфера всеобщей любви и понимания. Гармония семейных отношений дополнялась окружающим великолепием родной природы. Отец поэта, Абрам Андреевич, в своем поместье создал поистине атмосферу красоты: пруды, каскады, каменный грот с потайным ходом. К этому благолепию прибавилась естественная краса Мары. Всё это в целом благотворно влияло на развитие будущего поэта. Именно здесь, в тамбовском имении, были заложены предпосылки для раскрытия таланта Евгения Боратынского, поэтому не будет преувеличением сказать, что чувствами гармонии и красоты, любви к Родине и природе поэт проникся с детских лет и пронёс их через всю жизнь.

В стихотворении «Отрывки из поэмы «Воспоминания» (1819) поэт оценивает пребывание на родной земле как дар, посланный свыше. Боратынский называет Родину «милой, священной страной», любовь к которой граничит у него с благоговением. Даже покинув родной край, он мысленно пребывает там, где:

в брегах крутых сверкающий ручей,

И светлые луга, и тёмные дубравы,

И сельских жителей приветливые нравы.

[1, с.60]

Эти трепетные чувства зародились в его сердце в детские годы. Поэт утверждает, что уже первое соприкосновение с миром природы оставило в его памяти неизгладимое впечатление:

Когда, едва вздохнув для жизни неизвестной,

Я с тихой радостью взглянул на мир прелестный,—

С каким восторгом я природу обнимал!

Как свет прекрасен был!

[1, с.64]

Созерцание природы вызывало восхищение её мудростью и красотой, рождало стремление к постижению ее законов, и будущий поэт познавал природу сердцем, а не рассудком. «Дитя, взлелеянный природою пустынной», так называет себя поэт, подчеркивая то, что природа является любящей и доброй «наставницей» для того, кто внимателен к ее «голосу». Лирический герой ощущает кровную связь между собой и миром природным:

Сиянье солнечных, торжественных лучей

Веселье тихое мне в сердце проливало;

Оно с природою в ненастье унывало;

Не знал я радостей, не знал я мук других.

[1, с.64]

С течением времени, оказавшись вдали от Родины, Боратынский чувствует потребность в единении с ней, как раньше, в детстве, и мечтает вернуться в родные пенаты. Жизнь в гармонии с родной природой — вот что составляет, с его точки зрения, основу счастья. Мир же лишён гармонии, «почести» и «злато» заняли на аксиологической шкале приоритетные позиции, потеснив ценности иного толка. В погоне за богатством люди разучились ценить природу, а вместе с тем утратили потребность развивать в себе доброе и прекрасное. Ведь человек, целью которого является богатство, постоянно сосредоточен на мысли о нём: сначала думает, как приобрести, а затем — как сохранить. Для поэта богатство — это не более, чем «тщетный блеск», не счастье, а его призрак.

У человека всегда есть выбор, и часто от того, какое он примет решение, зависит его дальнейшая судьба. Поэт сделал свой выбор без колебаний. Ведь блеск богатства не может заменить главного гармонии с природой, которая обретается лишь в том случае, если сердце не отягощено материальным: «Нет, нет, за тщетный блеск я счастья не отдам».

Уже в этом раннем стихотворении мы можем наблюдать пересечение мотивов творчества и природы. Природу и поэзию сближает божественное начало. Природа — творение Бога, а «душой» поэзии является вдохновение, имеющее божественную сущность. Созерцая, как разнообразен и неповторим мир природы, поэт запечатлевает видимую красоту в летучем слове стиха. Таким образом, восхищение рождает вдохновение, гармония природы становится идеалом для подражания, и поэт стремится «даровать» жизни «согласье» лирных струн.

«Отрывки из поэмы «Воспоминания»» во многом перекликаются со стихотворением «Я возвращуся к вам, поля моих отцов…» (1821). Главное, что их объединяет, — это изображение идеала истинного счастья, неотъемлемыми компонентами которого являются: Родина, природа, семья, творчество, дружба.

Первая часть стихотворения являет собой противопоставление «родной страны» и «страны чужой». Если «родная страна» — это священная «пристань спокойствия и счастья», овеянная миром, покоем, радостью, то «страна чужая», напротив, соткана из «суетных надежд», «беспокойных снов», «ветреных желаний», «бурь света», «ненастий», «мятежности». Называя себя «усталым тружеником», поэт подчеркивает усталость души от суеты.

Во второй части стихотворения представлено единение поэта с миром природы, которое достигается посредством «сладчайших трудов». Поэт с глубоким уважением относится к труду на земле, который, по его мнению, сопричастен творчеству природному. Чувствуя потребность внести свою лепту в творчество природы, поэт размышляет о том, как по возвращении в край родной он примется за труд:

С тяжелым заступом явлюся в огороде,

Приду с тобой садить коренья и цветы.

О подвиг благостный! Не тщетен будешь ты.

[1, с. 77]

У брега насажу лесок уединенный,

И липу свежую, и тополь осребренный.

[1, с. 77]

Родная земля является источником творческих сил: соприкосновение с ней способствует возрождению и физическому, и духовному. Обретая долгожданную гармонию, поэт ощущает прилив вдохновения, вызывающего к жизни новые художественные творения.

Последние три строчки логически завершают мысль поэта:

Там дружба некогда сокроет пепел мой

И вместо мрамора положит на гробницу

И мирный заступ мой, и мирную цевницу.

[1, с. 77]

Цевница символ творческого труда, заступ — труда физического. Помещая эти символы в одной строке, автор тем самым указывает на их равную ценностную значимость. Труд физический, в той же мере, как и труд интеллектуальный, благотворно воздействует на человека, в отличие от праздности, ничего не дающей душе.

Более того, по мысли Боратынского, труд физический может выступать как основа поэтического труда в контексте природа /творчество. В связи с тем, что разуметь голос природы может лишь человек с чистым сердцем (пример тому ««Отрывки из поэмы «Воспоминания»»), поэт ставит перед собой задачу быть душой, подобно ребенку («дитя душой»), то есть сохранить на протяжении всей жизни лучшие душевные качества. И труд выступает здесь одним из способов достижения цели. Поэт как бы «очищается» через труд, и ему становится явственнее слышен голос природы. Таким образом, труд физический делает возможным истинное общение с природой, что в свою очередь побуждает к творческому процессу. Если в стихотворении «Я возвращуся к вам, поля моих отцов…» рассматривается путь достижения общения с природой, то в ряде таких стихотворений, как «На звук цевницы голосистой…» (1822), «Весна, весна! Как воздух чист…» (1832), «На смерть Гёте» (1832) содержится описание уже достигнутого единения с миром природы.

Подобно тому, как с каждой весной обновляется природа, преображаются и души тех, кто пребывает в единении с природой, тонко чувствует процессы, в ней происходящие:

Восторги дух мой пробудили!

Звучат и блещут небеса;

Певцов пернатых голоса,

Пастушьи песни огласили,

Долины, горы и леса.

(«На звук цевницы голосистой…») [1,с. 96]

Слияние души с миром природы позволяет ощутить лирическому герою радость от полноты бытия. Это не только гимн природе, но и жизни в целом:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она — ручей

И с птичкой — птичка! С ним журчит,

Летает в небе с ней!

(«Весна, весна! Как воздух чист…») , [1,с. 172]

В более философском ключе раскрывается тема единения человека и мира в стихотворении «На смерть Гёте» (1832). Произведение посвящено гениальному немецкому поэту, в образе которого Боратынский воплотил идеал человека, познавшего и выполнившего свое жизненное предназначение. По достижении единения с миром природы человеку приоткрывается как бы иной мир. Однако на самом деле меняется не мир как таковой, а меняется восприятие: теперь в привычном видится то, что до сих пор не замечалось. И человек становится сопричастен этому преображенному миру, который в свою очередь является составляющей частью Вселенной. Таким образом, Боратынский подводит нас к мысли о необходимости восприятия мира и себя в этом мире не иначе как в контексте всеединства. Именно с этой философской точки зрения рассматривал окружающий мир и Гете, проживший богатую духовную жизнь, пронизанную стремлением к постоянному самосовершенствованию, к гармонии с самим собой и миром («на все отозвался он сердцем своим»), ощущением ценности каждого мгновенья, важности процессов, происходящих в природе и во Вселенной:

Крылатою мыслью он мир облетел,

В одном беспредельном нашел он предел.

(«На смерть Гёте») [1,с. 174]

Именно таким должен быть человек-творец, в равной мере умеющий ценить творчество природное и творческое наследие человечества. В человеке изначально заложены творческие способности, они лишь по-разному раскрываются. Следовательно, мало ценить, надо и самому творить, то есть вносить посильный вклад во всемирный творческий процесс. Человек-творец и после смерти будет идеалом для подражания, продолжая жить в сердцах людей.

Как видно, аксиология художественного мира Боратынского чрезвычайно глубока и многогранна. Такие ценности, как природа, Родина, семья, являются важнейшей частью этой системы. Природа для Боратынского — это не только мощнейший источник вдохновения, гармонии и красоты, но и «врачевательница» болящей души. Общение с природой возрождает творческие силы, укрепляет духовно, возвращает утраченный душевный мир. Созерцание природы помогает глубже и полнее раскрыться таланту поэта, который видит, насколько совершенна природа, и стремится максимально отразить это в своем творчестве. Тема природы неотделима у Боратынского от темы Родины и семьи. Для поэта Родина и семья — это «колыбель» духовно-нравственных ценностей, а также «пристань», где можно отдохнуть от «жизненных бурь».

Евгений Абрамович Боратынский в своем творчестве не проводит чёткой границы между рассматриваемыми ценностями, он их не только уравнивает, но и объединяет, опираясь в этом на законы гармонии.


Литература:

  1. Баратынский, Е. А. Полное собрание стихотворений / Е. А. Баратынский / Вступ. ст. И. М. Тойбина. — Л.: Сов. Писатель, 1989. — 462с.


Основные термины (генерируются автоматически): природа, мир природы, поэт, мир, Родина, семья, созерцание природы, труд, будущий поэт, Родная земля.


Похожие статьи

Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина»

Основной сюжетный план заполняет воплощение образно-тематической пары «Поэт и Родина»[5]. Герой восхищается страной, тоскует по деревенской тишине, созерцает красоту природы, рассуждает о судьбе России.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Р: Это — чистое небо и мир на земле! Р: Это — синее море, что Чёрным зовётся!

Так подрастёте вы, друзья, у вас появится семья! И будет вечное природы обновление

Многие художники, поэты посвящали морю свои произведения!

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

Она привносит в мир природы гармонию, необходимое равновесие и благоденствие: «И ты летаешь над твореньем, / Согласье прям его лия…»

Родина, природа, семья в художественной аксиологии Е. А. Боратынского.

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве Ю. Курдина

В стихах русских поэтов образ дома является одним из ключевых образов и, несомненно, ассоциируется с Родиной, родной землей. Множество стихов о доме и о родной земле есть и у С. Есенина, и у А. Ахматовой, и у других знаменитых на весь мир русских поэтов.

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

«Мир лесной природы» распахнут навстречу чистому сердцу героя, отвечая той же приветливостью

Поэт реагирует на мысль читателя, развеивая его сомнения новой строфой, начинающейся с антитезы: Божий дар. Самой природы

Проект «Родной свой край люби и знай»

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Константин Симонов в стихотворении “Родина” пишет

Тема родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой

Стихи Людмилы Савельевой открывают нам особый мирмир звуков, цветов, запахов, где царит гармония человека и природы. Ключевые слова: Л.Г. Савельева, поэзия, тема родной природы, малая родина, Сорокинский район.

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале...

Поэт создает образы природы, характерные для разных времен года, закрепляя в сознании читателей отличительные особенности каждого из них. С. А. Есенина по праву считают певцом родной земли.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

Похожие статьи

Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина»

Основной сюжетный план заполняет воплощение образно-тематической пары «Поэт и Родина»[5]. Герой восхищается страной, тоскует по деревенской тишине, созерцает красоту природы, рассуждает о судьбе России.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Р: Это — чистое небо и мир на земле! Р: Это — синее море, что Чёрным зовётся!

Так подрастёте вы, друзья, у вас появится семья! И будет вечное природы обновление

Многие художники, поэты посвящали морю свои произведения!

Тема смерти в контексте религиозно-философских исканий...

Она привносит в мир природы гармонию, необходимое равновесие и благоденствие: «И ты летаешь над твореньем, / Согласье прям его лия…»

Родина, природа, семья в художественной аксиологии Е. А. Боратынского.

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве Ю. Курдина

В стихах русских поэтов образ дома является одним из ключевых образов и, несомненно, ассоциируется с Родиной, родной землей. Множество стихов о доме и о родной земле есть и у С. Есенина, и у А. Ахматовой, и у других знаменитых на весь мир русских поэтов.

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

«Мир лесной природы» распахнут навстречу чистому сердцу героя, отвечая той же приветливостью

Поэт реагирует на мысль читателя, развеивая его сомнения новой строфой, начинающейся с антитезы: Божий дар. Самой природы

Проект «Родной свой край люби и знай»

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Константин Симонов в стихотворении “Родина” пишет

Тема родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой

Стихи Людмилы Савельевой открывают нам особый мирмир звуков, цветов, запахов, где царит гармония человека и природы. Ключевые слова: Л.Г. Савельева, поэзия, тема родной природы, малая родина, Сорокинский район.

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале...

Поэт создает образы природы, характерные для разных времен года, закрепляя в сознании читателей отличительные особенности каждого из них. С. А. Есенина по праву считают певцом родной земли.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

Задать вопрос