Преемственность национального проекта «Интеллектуальная нация - 2020» и концепции А.Кунанбаева «Полноценная личность» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кенжегараев, Н. Д. Преемственность национального проекта «Интеллектуальная нация - 2020» и концепции А.Кунанбаева «Полноценная личность» / Н. Д. Кенжегараев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 339-342. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5523/ (дата обращения: 20.04.2024).



С татья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Ключевые слова: познавательный интерес, старший дошкольный возраст, детское экспериментирование.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.

На современном этапе развития системы образования в условиях реализации Федерально-образовательного стандарта одно из важнейших задач выступает развитие у детей познавательного интереса. Это связано с тем, что познавательный интерес играет значительную роль в процессе формирования личности ребенка, в его познавательной деятельности [2].

Согласно требованиям ФГОС (п.п 4.6 ФГОС) на этапе завершения образования по основной образовательной программе дошкольного образования планируется, что ребенок будет проявлять любознательность, задавать вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явление природы и поступком людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Достижение указанных планируемых результатов дошкольного образования предполагает целенаправленную педагогическую работу с применением теоретически обоснованных педагогических методик и технологий [2].

Отечественные исследователи отмечают, что в дошкольном возрасте познавательная деятельность ребёнка осуществляется совместно с практической, то есть у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую педагогам необходимо развивать, совершенствовать, используя разнообразные средства и методы.

В. С. Юркевич писал: «Одно из средств познавательной деятельности у дошкольников — это экспериментирование, которое связано с формированием познавательного интереса, возникающего во время желания освоить новую информацию, самостоятельно узнать неизведанное, новое для ребёнка, потребность найти ответы на появляющиеся вопросы в процессе работы, которая приносит удовольствие» [3, с. 22].

О. В. Дыбиной писала: «Экспериментирование актуально для детей старшей группы ДОО, поскольку именно в старшем дошкольном возрасте формируются основные познавательные особенности ребёнка. В этот период развиваются формы мышления, которые в дальнейшем обеспечивают успешное усвоение детьми системы научных знаний, получаемых в начальной школе» [1, с. 101].

Анализ официальных документов, работ в области психологии и педагогики, посвященных вопросам формирование познавательного интереса у детей, показал, что существуют разнообразные подходы, но, однако, формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования не решены в полной мере.

Таким образом, возникают противоречия:

– между социальным заказом на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, отраженным в многочисленных нормативно-правовых документах, и недостаточной его реализацией в дошкольных образовательных организациях;

– теоретической разработанностью проблемы развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в психологии, общей педагогике и недостаточным количеством учебно-методических, практических рекомендаций по формированию познавательного интереса в дошкольной образовательной организации.

Отмеченные противоречия позволили сформулировать тему исследования «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования», научная проблема которого сформулирована в следующим образом: как сформировать познавательный интерес у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования?

Цель исследования: выявить эффективность использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью данного исследования определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме развития познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.
  2. Подобрать диагностические методики и провести экспериментальное изучение исходного уровня познавательного интереса у старших дошкольников.
  3. Проверить эффективность использования подобранных занятий по развитию познавательного интереса у старших дошкольников.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 6 «Сказка», Республика Марий Эл, п.г.т. Приволжский. В экспериментальном исследовании приняли участие 40 старших дошкольников, среди них 20 входили в экспериментальную группу (ЭГ) и 20 детей старшего дошкольного — в контрольную группу (КГ).

Для выявления уровня развития познавательного интереса нами были отобраны диагностические методики: методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова); методика «Сахар» (Л. Н. Прохорова); методика «Древо желаний» (В. С. Юркевич).

После проведения экспериментального исследования мы пришли к выводу, что у контрольной группы уровень развития познавательного интереса выше на 5 %, чем у экспериментальной группы. Таким образом у экспериментальной группы необходимо повысить уровень познавательного интереса.

С данной целью был проведён формирующий этап, который заключается в создании и реализации комплексов заданий по формированию познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

В рамках нашего исследования занятия по формированию познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования проходили на протяжении 3 месяцев. Всего в ходе формирующего этапа было проведено 8 занятий. Продолжительность каждого занятия 25–30 минут. Занятия проводились обычно во вторую половину дня. Занятия были построены в доступной и интересной форме, в основе которого лежит детское экспериментирование.

Методы и приёмы, которые мы использовали при проведении занятий:

– словесный: вопросы, беседа, объяснение, чтение художественной литературы;

– наглядный: рассматривание иллюстраций;

– практический: упражнения (выполнение роли героя), игровой.

При проведении детского экспериментирования с дошкольниками мы выполняли следующие требования: соблюдать технику безопасности жизнедеятельности детей; проводить экспериментальную деятельность дошкольников под непосредственным или опосредованным руководством взрослого; использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.

Детям, с которыми проводился эксперимент, стали доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение простейших гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердилась. Они стали делать выводы о свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать полное описание увиденного.

Наш эксперимент показал, что детское экспериментирование необходимо начинать с дошкольного возраста. В процессе экспериментирования дошкольник получает эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственности, столкновения известного с неизвестным, который провоцирует вопрос и заставляет ребенка самому искать на него ответ.

Литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: Просвещение, 2005. — 172 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2013.
  3. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С. 21–23.
Основные термины (генерируются автоматически): казахский народ, Интеллектуальная нация, интеллектуальная личность, казахское общество, человеческое общество, Лидер нации, общечеловеческое развитие, ценность, человечество, казахская земля.


Похожие статьи

Влияние западной культуры на казахстанское общество

Кокпар, байга, казахская борьба, лапта, городки, кулачные бои, царские забавы, беркутиная и соколиная охоты и еще

Основные термины (генерируются автоматически): западная культура, запад, свобода, Восток, культура народов, общество, продукт питания, ребенок, слово.

Основные принципы методологии формирования...

наука, интеллектуальная нация, казахское общество, полноценный человек, абай, человеческое общество, научно-технический прогресс, казахский народ, молодое поколение, полноценная личность.

Национальные ценности – это основа системы непрерывного...

И если казахский просветитель М. Жумабаев говорил: «Воспитатель обязан воспитывать ребенка в духе той нации, к которой принадлежит этот ребенок, в которой он живет, для которой он будет

Традиции воспитания казахского народа ничуть не хуже традиций других народов.

Роль алашординцев в становлении независимого Казахстана

Алаш, казахский народ, всеказахский съезд, дело, казахское общество, Оренбург, родина, родной язык, федеративная республика.

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история...

патриотическое воспитание, народ, казахстан, Родина, патриотизм, Казахское ханство, гражданский мир, казахский народ, казахское общество, казахстанский народ.

Независимой Республике Казахстан 25 лет: история развития

Веками взлелеянная идея о независимости, мечта казахского народа сохраниться как нация на этой земле осуществилась только на рубеже веков в конце 1991 года, когда Республика Казахстан провозгласила свою независимость.

Влияние национального менталитета казахов на формирование...

казах, казахский народ, Казахстан, традиция, гостеприимство казахов, народ, казахская нация, обычай, род, ребенок.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному и физическому совершенству.

Интеллектуальная и психологическая готовность к выражению своего мнения. Уверенность в том, что общество защитит право личности на выражение...

Похожие статьи

Влияние западной культуры на казахстанское общество

Кокпар, байга, казахская борьба, лапта, городки, кулачные бои, царские забавы, беркутиная и соколиная охоты и еще

Основные термины (генерируются автоматически): западная культура, запад, свобода, Восток, культура народов, общество, продукт питания, ребенок, слово.

Основные принципы методологии формирования...

наука, интеллектуальная нация, казахское общество, полноценный человек, абай, человеческое общество, научно-технический прогресс, казахский народ, молодое поколение, полноценная личность.

Национальные ценности – это основа системы непрерывного...

И если казахский просветитель М. Жумабаев говорил: «Воспитатель обязан воспитывать ребенка в духе той нации, к которой принадлежит этот ребенок, в которой он живет, для которой он будет

Традиции воспитания казахского народа ничуть не хуже традиций других народов.

Роль алашординцев в становлении независимого Казахстана

Алаш, казахский народ, всеказахский съезд, дело, казахское общество, Оренбург, родина, родной язык, федеративная республика.

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история...

патриотическое воспитание, народ, казахстан, Родина, патриотизм, Казахское ханство, гражданский мир, казахский народ, казахское общество, казахстанский народ.

Независимой Республике Казахстан 25 лет: история развития

Веками взлелеянная идея о независимости, мечта казахского народа сохраниться как нация на этой земле осуществилась только на рубеже веков в конце 1991 года, когда Республика Казахстан провозгласила свою независимость.

Влияние национального менталитета казахов на формирование...

казах, казахский народ, Казахстан, традиция, гостеприимство казахов, народ, казахская нация, обычай, род, ребенок.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному и физическому совершенству.

Интеллектуальная и психологическая готовность к выражению своего мнения. Уверенность в том, что общество защитит право личности на выражение...

Задать вопрос