Библиографическое описание:

Таркова А. И. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 390-392.

На современном этапе российская система образования переживает серьёзные изменения, связанные с обновлением целевых ориентиров, в частности с переходом к компетентностному подходу.

Ключевыми понятиями данного подхода выступают «компетенция» и «компетентность». Не акцентируя внимание на соотношении данных понятий, подходов к их определению, существующих в педагогической науке (И.Г. Агапов, Н.В. Баграмова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Пинский, А.В. Хуторской и др.) отметим, что компетенция понимается нами как «круг полномочий, сфера деятельности, в которой лицо обладает необходимыми знаниями и опытом» [2,с.41], а компетентность определяется как «уровень подготовленности для деятельности в определённой сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений» [2,с.41].

В.И. Загвязинский и Т.А. Строкова в своей монографии «Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактика» [1] провели анализ перечней компетенций, опубликованных различными авторами, показавший их несовпадение и по числу (от 3 до 7 и более), и по содержательному наполнению, и по форме презентации.

При этом, если в зарубежных вариантах ключевых компетенций немного и они в основном обозначают конкретные действия или умения, то в отечественных классификациях компетенции представлены в терминах науки и требуют дополнительной расшифровки и пояснения [1,с.59].

Нами за основу классификации ключевых компетенций взят подход А.В. Хуторского, который выделяет следующие виды:

  • Ценностно-смысловая.

  • Общекультурная.

  • Учебно-познавательная.

  • Информационная.

  • Коммуникативная.

  • Социально – трудовая.

  • Личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции связанны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом [3].

Нами были определены следующие составляющие ценностно-смысловой компетентности обучающихся:

  1. Мотивационный компонент: направленность личности на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми.

  2. Когнитивный компонент: знания об основных ценностях, высокий уровень эмпатии, степень независимости и самостоятельности в своих поступках, принятие и использование ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми.

  3. Инструментально-операциональный: овладение способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, выявлении личностных смыслов, рефлексии своих действий и поступков.

Наибольшим потенциалом в плане развития ценностно-смысловой компетентности обладают дисциплины гуманитарного цикла (история, обществознание, литература, иностранный язык), что связано с их аксиологическим, рефлексивным, полифоническим, эмоциональным, диалогическим, личностно-ориентированным характером.

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе изучения гуманитарных дисциплин предусматривает комплексное целенаправленное воздействие на все компоненты компетентности с учётом специфики учебных предметов (в нашем случае - истории и обществознания).

В процессе опытно-поисковой работы, проводившейся на базе факультета среднего профессионального образования ТГСПА им. Д.И. Менделеева со студентами первых – вторых курсов, поступивших на базе 9 классов, нами были определены основные условия, средства и приёмы развития ценностно-смысловой компетентности.

В качестве ключевых условий нами рассматривается следующие:

  • Изложение учебного материала в культурно-исторической логике, подразумевающей раскрытие не только ключевых фактов истории различных цивилизаций, в том числе и российской, но демонстрация эволюции их культуры и системы ценностей.

Например, в рамках дисциплины «История мировых цивилизаций» студентам объясняется уникальность каждой цивилизации, заключающаяся в вечных ценностях её культурного опыта, образе жизни; формируется понимание необходимости сохранения культурных традиций и заложенных в них национальных ценностных ориентиров, как важнейшего условия существования цивилизации и её модернизации на современном этапе и т.д.

  • Диалогичность обучения, которая подразумевает не только установление диалога между педагогом и воспитанниками в процессе обучения, уважении точки зрения собеседника, выявлении различных позиций, но понимание диалога в более широком смысле – обучающиеся должны принять диалогичность как принцип общения с миром через свои поступки: окружающая человека действительность предоставляет ему широкий материал для анализа (поступки людей, идеи, высказывания, материальные и духовные объекты, с которыми взаимодействует человек, значимые события и т.д.), который позволяет не только выявлять личностные смыслы и новые ценности, но и на этой основе самовыражаться, самоактуализироваться, т.е. говорить с миром своими поступками.

Эффективным средством развития ценностно-смысловой компетентности выступает проектная деятельность аксиологической тематики. Например, у обучающихся значительный интерес вызвал такой проект как «Динамика системы семейных ценностей на современном этапе (на примере моей семьи)», который выполнялся в рамках курса «Обществознание». Эта тема оказалась близка студентам, поскольку предполагала самоанализ и обращение к ценностям своей семьи.

Так, Дарья С. в процессе работы над темой проекта выявила социальные, политические, культурные и экономические факторы, оказывающие влияние на динамику ценностей её семьи на примере двух поколений (родителей, её и брата). Работа над данным проектом помогла ей не только лучше понять своих родителей (в частности, гармонизировать отношения между своей системой ценностей и системой ценностей родителей), но и переосмыслить собственные ценности. При этом, как в дальнейшем отметила психолог, работавшая с девушкой – у неё изменились ценностные ориентации: от концентрации на своих собственных интересах к ориентации на терпимость и познание.

В качестве приёмов, стимулирующих оценочную и ценностную деятельность обучающихся на занятиях по истории и обществознанию нами использовались:

  • «диалог личностей» - позволяет сопоставить систему ценностей нескольких личностей, понять и принять ценности другого человека. Данный приём реализуется через следующие механизмы: идентификация, «примеривание» и «перевоплощение».

Например, идентификация подразумевает постановку себя на место другого человека (например, конкретной исторической личности или современного общественного, культурного, научного деятеля), что предусматривает погружение индивидом себя в пространство и обстоятельства другого человека. Для этого на уроках истории обучающимися совместно с педагогом анализируются культурные, бытовые, политические и др. условия, в которых проживала личность и их влияние на её ценностные ориентации и установки.

  • «самокритика» - критическое отношение к своим собственным взглядам и ценностным установкам. Обучающиеся при анализе тех или иных исторических событий или явлений современной действительности должны задавать себе следующие вопросы: Каковы мои взгляды на данную проблему? Почему они именно такие? Действительно ли они адекватны современному динамично развивающемуся миру? и т.д.

С целью оценки эффективности работы по развитию ценностно-смысловой компетентности обучающихся нами были проведены констатирующий (сентябрь 2009) и контрольный (май 2011) срезы, позволяющие замерить исходный и конечный уровень развития компетентности.

Для оценки уровня сформированности ценностно-смысловой компетентности мы отобрали следующие методы:

  1. Творческие сочинения с целью оценивания инструментально-операционального компонента;

  2. Методики «Ориентационная анкета» Б. Баса, «Самоактуализационный тест», «Опросник уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажина и Е.А. Голынкиной – для оценки мотивационного и когнитивного компонентов;

  3. Специальные контрольно-диагностические работы для анализа когнитивного компонента.

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в ценностно-смысловой компетентности. Так, если констатирующий срез выявил, что на совместную деятельность были ориентированы лишь 3.6% обучающихся, то уже контрольный срез показал, что их число увеличилось до 37%.

Независимость и самостоятельность в достижении своих целей, чувство личной ответственности за происходящие с ними события на высоком уровне проявили лишь 3,6% студентов на констатирующем этапе исследования, в мае 2011 года – количество таких студентов увеличилось до 74,5%.

Относительную независимость в своих поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями и принципами проявили на контрольном срезе 62% обучающихся, тогда как на констатирующем срезе таковых вообще не было выявлено.

Положительная динамика прослеживается и по таким показателям, как освоение историко-ценностных знаний, овладение способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, рефлексии собственных действий, поступков и системы ценностей.

На основе проведённой работы и полученных данных, нами были внесены коррективы в методику развития ценностно-смысловой компетентности, в частности:

  • учёт индивидуальных особенностей личности;

  • разработка системы специальных познавательных задач;

  • включение источников аксиологической направленности, их разбор и анализ.


Литература:

  1. Загвязинский, В.И., Строкова, Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 176 с.

  2. Педагогический словарь: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

  3. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

Основные термины (генерируются автоматически): ценностно-смысловой компетентности, ценностно-смысловой компетентности, развития ценностно-смысловой компетентности, развития ценностно-смысловой компетентности, дисциплин гуманитарного цикла, дисциплин гуманитарного цикла, Развитие ценностно-смысловой компетентности, Развитие ценностно-смысловой компетентности, студентов гуманитарного вуза, студентов гуманитарного вуза, конфликтов студентов гуманитарного, конфликтов студентов гуманитарного, современном этапе, современном этапе, способами деятельности, способами деятельности, овладение способами деятельности, овладение способами деятельности, явлений окружающей действительности, явлений окружающей действительности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос