В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством прокуроры наделены полномочиями по обращению в суды с исками о лишении (ограничении) родителей родительских прав, а также по обеспечению участия по аналогичным делам, инициированным другими лицами, путем дачи мотивированного заключения. Соответственно, законодатель выделяет две формы участия прокурора при рассмотрении дел о лишении (ограничении) родительских прав.
В силу требований пункта 1 статьи 70 Семейного Кодекса Российской Федерации дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других) [1].
При этом, в отличии от вышеперечисленных лиц, прокурор, имея все процессуальные права и обязанности истца, освобожден об обязанности по уплате судебных расходов и неправомочен на заключение мирового соглашения, что следует из требований части 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [2].
Согласно официальной статистике за первое полугодие 2022 года на рассмотрение в суды поступило свыше 21 тыс. заявлений о лишении родительских прав, из которых прокурорами предъявлено 197, что составляет 0,93 % от общего количество всех поданных заявлений [3].
Исходя из мониторинга официальной статистики за последние три года установлено, что с каждым годом растет количество предъявляемых требований о лишении родительских прав. К примеру, по сравнению с 2020 годом, в 2021 году количеству поданных заявленных выросло на,67 % (с 37343 на 42449), соответственно и выросло количество поданных заявлений прокурорами, но тем не менее удельный вес поданных прокурорами исков от общего количества дел данной категории остается на прежнем уровне 0, 94 %.
Статистика свидетельствует о том, что прокуроры не подменяют других лиц, уполномоченных на предъявление исков. При этом, поводом для обращения прокуроров в суды являются поступившие обращения граждан, которые в силу своего возраста, состояния здоровья и по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В других случаях, иски предъявляются по результатам прокурорских проверок по поступившим сообщениям от субъектов профилактики правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Семейного Кодекса Российской Федерации дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.
Правовой статус прокурора, вступившего в процесс с целью дачи заключения, отличается своеобразием: он не представляет доказательств, не дает объяснений по делу.
Но бесспорно, что прокурор в этой форме выступает в роли лица, гарантирующего дополнительную защиту со стороны государства.
Перед окончанием судебного следствия, прокурор дает заключение об исходе процесса, основывая его на изученных в ходе судебного заседания доказательствах, дает свою оценку обоснованности принятия того или иного решения.
По мнению Е. Ц. Дугарон [4], заключение прокурора, как и заключение других государственных органов и органов местного самоуправления, не является доказательством и для суда не обязательно, но требует оценки. При этом автор акцентирует внимание на неясности цели такого не оцениваемого судом заключения.
Между тем, в действующем законодательстве и ведомственных приказах Генерального прокурора Российской Федерации отсутствуют положения, раскрывающие сущность заключения прокурора, его формы и структуры, что еще больше вызывает дискуссии в научной литературе.
В связи с чем изменения действующего законодательства путем уточнения требований к заключению прокурора позволили бы решить это вопрос.
Кроме того, вне зависимости от формы участия прокурора в деле о лишении родительских прав, прокуроры наделены полномочиями о постановке перед судом вопроса о вынесении частного постановления в адрес органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на которых в силу закона обязаны в пределах компетенции обеспечивать защиту прав несовершеннолетних.
Согласно Обзору практики вынесения судами частных определений по инициативе прокуроров, участвующих в делах об ограничении (отмене ограничения), о лишении родительских прав, в 2020 году по ходатайствам прокуроров судами в адрес органов опеки и попечительства вынесено свыше 150 частных определений [5]. Поводом к их вынесению явились факты несвоевременного предъявления исков о лишении родительских прав при наличии к тому оснований, отсутствия надлежащей профилактической работы с семьями, состоящими на учете, что не позволило оперативно защитить интересы детей, оказавшихся в социально-опасном положении, невыполнения требований процессуального законодательства, регулирующего участие органов опеки и попечительства в делах анализируемой категории.
Таким образом, прокурор по делам рассматриваемой категории имеет особое процессуальное положение. Участие прокурора по таким делам — эта важная гарантия эффективной охраны и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего.
Литература:
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // CЗ РФ.1996. № 1, ст.16. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // CЗ РФ.2002. № 46, ст.4532. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
- Официальный сайт Судебного департамента Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5896. Дата обращения: 12.01.2023.
- Дугарон Е. Ц. Проблемы заключения как формы выражения позиции прокурора в гражданском процессе // Законность. 2018. № 4. С. 33, 35.
- Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28.04.2021 N 8–12–2021 «Обзор практики вынесения судами частных определений по инициативе прокуроров, участвующих в делах об ограничении (отмене ограничения), о лишении родительских прав»// Доступ из СПС «Консультант Плюс».