Термин «функция государства» считается одним из фундаментальных в общей теории государства и права. В связи с этим он отличается сложностью, поскольку связанные с ним вопросы характеризуются неопределенностью и вызывают научные дискуссии.
Функции государства — это те основные направления деятельности, которые государство должно осуществлять в специальных формах и особыми методами с целью управления обществом в интересах отдельного слоя (класса) или общества в целом.
К наиболее важным признакам функций государства относятся следующие.
— Функции государства выражают и предметно конкретизируют социальную и политико-правовую сущность государства.
При выполнении функций реализуется роль государства в качестве субъекта политической системы, осуществляется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене.
— Функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций отдельных государственных и негосударственных органов). Общеобязательный характер функций государства закрепляется в понятии государственного суверенитета, исходящего из прерогативы государственной власти перед всеми остальными видами власти.
— Государственные функции имеют комплексный и всеобъемлющий характер. На их содержание и характер реализации оказывают существенное влияние особенности и закономерности исторического развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Методы выполнения государственных функций — это способы, которые государство использует для осуществления своих задач.
Существует несколько способов осуществления функций.
Убеждение представляет собой один из методов осуществления функций, когда государство воздействует на сознание общества или индивида путем обоснования проводимых мероприятий общественной полезной необходимостью и их соответствием интересам всех слоев населения в целом.
Принуждение — это процесс достижения желаемого поведения со стороны социального субъекта (группы, общества) путем угрозы применения государственных мер силового воздействия или фактическим применением таких средств.
Стимулирование — это способ реализации функции, состоящий в обеспечении необходимой деятельности государством путем наделения субъектов материальными или моральными благами.
Если говорить о способах реализации государственных функций, то их можно поделить на правовые и неправовые: к правовым относятся формы осуществления законодательной (законодательной), исполнительно-распорядительной и правоохранительной деятельности. Неправовые — это методы насильственного принуждения граждан к реализации целей государства (директивы, формы прямого подавление общественного мнения).
В зависимости от целей государства функции подразделяют на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относятся:
— экономическая (защита и развитие экономики, в том числе путем охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);
— политическая, или функция безопасности (Осуществление государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, защита суверенитета от внешнего вторжения и т. п.;
— социальная — защита прав человека или его части, принятие мер для удовлетворения социальных потребностей людей и обеспечения надлежащего уровня жизни населения и др.;
— идеологическая — укрепление определенной идеологии в том числе религиозной, организация образования, науки и культуры;
— экологическая — охрана окружающей среды.
К внешним функциям относятся:
— функция обороны, выражающаяся в противодействии внешней угрозе вооруженными средствами;
— функция обеспечения мирового порядка, выражающаяся в недопущении актов агрессии в отношении независимых государств, распространения ядерного, химического, бактериологического оружия
— функция сотрудничества с другими странами в плане решения глобальных проблем, таких как экологическая проблема, проблема бедности, безопасности и т. д.
По времени действия функции государства подразделяют на постоянные и временные. Если первые присущи государству на всех этапах его существования, то вторые характеризуются непродолжительностью существования. Временные функции обусловлены спецификой задач государства на отдельных этапах его функционирования.
По социальной значимости функции государства подразделяются на основные и неосновные. Функции, которые осуществляются всеми органами во взаимодействии, называются общими, одинаково присущими каждому звену государства. Функции, выполняемые лишь конкретными государственными органами, называются отдельными. Отдельные функции государственных органов могут быть четко и правильно определены только на базе общих функций государства.
Представляя собой динамическую (деятельностную) характеристику государства, его функции, выступают как сложные политико-правовые конструкции, объединяющие в своем составе такие системные элементы, как объект, субъект, содержание.
В качестве объекта выступает общественные отношения, на которые государство оказывает регулятивно-охранительное воздействие. С помощью объекта задается целевая установка, определяющая направление и содержание государственной деятельности.
На различных этапах государственного развития объект функций государства может изменяться. Государство, в зависимости от обстоятельств, либо расширяет свое участие в общественной жизни, либо напротив, ограничивает его, отдавая определенные виды деятельности общественному самоуправлению.
Субъектом является лицо, наделенное правом на осуществление полномочий (юрисдикции) в той или иной области общественных отношений. Субъектом государственного функционирования выступает государство в целом.
Часть государственных органов и должностных лиц — представителей государственной власти, участвуют в реализации функций государства, но при этом не отождествляются с государством.
Суверенитет — это признак, который определяет право государства быть единственным субъектом государственного управления.
Содержание функции государства определяет цель государственной деятельности в заданном функцией направлении, а также задачи, с решением которых связывается достижение поставленной цели.
Литература:
- Гавриков, В. П. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 461 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–15146–6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516964 (дата обращения: 11.01.2023).
- Жуковская, Н. Ю. Теория государства и права: учебное пособие / Н. Ю. Жуковская. — Липецк: Липецкий ГПУ, 2021. — 100 с. — ISBN 978–5–907335–72–1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193698 (дата обращения: 11.01.2023).
- Макаров, И. И. Теория государства и права: учебное пособие / И. И. Макаров. — Москва: МУБиНТ, 2022. — 108 с. — ISBN 978–5–93002–391–6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/284681 (дата обращения: 11.01.2023).
- Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 455 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–15123–7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510831 (дата обращения: 11.01.2023).
- Ромашов, Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / Р. А. Ромашов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 443 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–06486–5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516207 (дата обращения: 11.01.2023).