Реализация педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности современных школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 13.01.2023

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Калинина, А. А. Реализация педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности современных школьников / А. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98859/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена проблеме исследования уровня духовно-нравственного развития учащихся 10 классов, представлены результаты апробации программы реализации педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников на уроках литературы в 10 классе.

Ключевые слова : духовно-нравственное развитие, исследование.

В современном обществе особую актуальность приобретает воспитание у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств и ценностей личности, обуславливающих подготовленность детей к самостоятельной жизни в социуме. Обучение в школе, подчеркивает Т. И. Власова, является благоприятным периодом для формирования духовно-нравственных качеств у учащихся, т. к. у них закладываются основы нравственных и духовных ценностей, определяющих дальнейшее развитие личности, его место в системе общественных отношений [3].

Духовно-нравственное развитие современного школьника как сложное структурное образование, состоит из следующих компонентов:

1) познавательный компонент (знания) — включает осознание учащимся нравственных идеалов общества, знание принятых норм поведения и встраивание их во внутренний план личности;

2) эмоциональный компонент предполагает принятие школьником моральных идеалов общества на положительном эмоциональном уровне;

3) поведенческий (волевой) компонент подразумевает переживание учеником нравственных идеалов общества как внутренней духовной потребности [2].

Таким образом, важнейшими составляющими духовно-нравственного развития являются знания, эмоции и воля. Также важную роль в духовно-нравственном развитии современного школьника играет эмпатия и сочувствие.

М. Н. Аплетаев считает, что для эффективного воспитания нравственности в процессе духовного становления личности школьников целесообразно изучить уровень и особенности сформированности вышеуказанных компонентов. С этой целью необходимо подобрать ликвидные диагностические методики, позволяющие выявить уровень духовно-нравственного развития школьников [1]. К таким методикам относятся: «Закончи историю» (Р. Р. Калинина), «Диагностика нравственной самооценки» (Л. Г. Матвеева, И. В. Выбойщик), «Диагностика этики поведения» (Р. Р. Калинина) [4].

На основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы по теме было организовано исследование, цель которого –проверка результативности программы реализации педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников на уроках литературы. В эксперименте принимали участие 48 учащихся ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная (школа-интернат № 36 города Ставрополя)»: 24 ребенка 10 «а» класса составили экспериментальную группу и 24 ребенка 10 «б» класса — контрольную группу.

На констатирующем этапе отмечено, что у учащихся 10 класса экспериментальной и контрольной групп преобладают средний и низкий уровни духовно-нравственного развития. На основании полученных данных в ходе констатирующего этапа исследования, с экспериментальной группой на формирующем этапе была апробирована программа реализации педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников на уроках литературы.

Программа апробировалась только с учащимися экспериментальной группы в количестве 24 человек в течение 1,5 месяцев. Всего проведено 8 уроков по литературе по изучению художественных концептов «истина», «правда», «добро»/ «зло», «любовь» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе.

В ходе работы на уроках литературы с произведением Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» решались следующие задачи воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников:

– научить учащихся понимать сущность и воспитывать у них черты нравственности, раскрытые Ф. М. Достоевским;

– воспитать духовность личности школьников через содержание, источники, средства формирования духовно-нравственной личности, получивших обоснование в его произведении;

– сформировать нравственную самооценку и эмоциональное отношение учащихся к нравственным нормам посредством изучения своеобразия концепта «Правда» в романе и его преломление в мировоззрении главных героев;

– активизировать духовно-нравственную направленность поведения личности учащихся с помощью обобщения концепции романа и обозначения основных идей, заложенных в нем писателем.

После реализации программы проведен контрольный этап исследования. Его результаты показали динамику сформированности уровня духовно-нравственного развития в экспериментальной группе, в которой она была реализована. Выявлено, что 13 учащихся (54,2 %) перешли со среднего на высокий уровень духовно-нравственного развития, 5 школьников (20,8 %) с низкого — на средний уровень. 1 ученик (4,2 %) остался на низком уровне духовно-нравственного развития, однако отмечено, что на контрольном этапе исследования он называл некоторые духовно-нравственные нормы.

Исходя из вышеизложенного отметим, что апробация программы реализации педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников на уроках литературы показала свою эффективность и результативность: у учащихся экспериментальной группы сформировалось правильное представление о нравственном понятии взаимодействия с окружающими, они научились обосновывать свои действия, наблюдались адекватные эмоциональные реакции на положительные и отрицательные поступки людей, учащиеся называли духовно-нравственную норму, правильно оценивали поведение окружающих и мотивировали свою оценку.

Учащиеся экспериментальной группы научились понимать сущность нравственности, раскрытые Ф. М. Достоевским; у них сформировались нравственная самооценка и эмоциональное отношение к нравственным нормам после изучения своеобразия концепта «Правда» в романе «Преступление и наказание» и его преломления в мировоззрении главных героев.

Апробированная программа реализации педагогических взглядов Ф. М. Достоевского в воспитании нравственности в процессе духовного становления личности школьников на уроках литературы способствовала воспитанию у учащихся духовности через содержание, источники, средства формирования духовно-нравственной личности, получивших обоснование в романе «Преступление и наказание». Выявлено, что у учеников экспериментальной группы активизировалась духовно-нравственная направленность поведения, чему способствовала работа на уроках литературы по обобщению концепции романа и обозначения основных идей, заложенных в нем писателем.

Таким образом, сущность и черты нравственности, раскрытые Ф. М. Достоевским, а также содержание, источники, средства формирования духовно-нравственной личности, получившие обоснование в его наследии, способствуют воспитанию духовности личности школьников в современных условиях.

Литература:

  1. Аплетаев М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. — Омск: Издательство Ом. ГПУ, 2013. — 256 с.
  2. Архангельский Н. В. Духовно-нравственное воспитание современных школьников. — М.: Просвещение, 2019. — 211 с.
  3. Власова Т. И. Нравственное развитие подрастающего поколения: психологический аспект. — Тюмень: Издательство «Академия», 2006. — 231 с.
  4. Калинина Р. Р. Исследование компонентов духовно-нравственного развития учащихся общеобразовательных школ // Педагогика и психология. — 2013. — № 4. — С.55–59.
  5. Сергеев В. И. Достоевский Ф. М. в контексте оценок XXI века // Научные высказывания. — 2021. — № 4 (4). — С. 7–14.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, духовное становление личности школьников, урок литературы, экспериментальная группа, воспитание нравственности, духовно-нравственная личность, нравственная самооценка, средство формирования, учащийся, контрольная группа.


Похожие статьи

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции

В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу усло...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах

В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Воспитательные возможности проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, раскрыты воспитательный потенциал моделирования педагогических ...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Похожие статьи

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции

В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу усло...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах

В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Воспитательные возможности проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, раскрыты воспитательный потенциал моделирования педагогических ...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Задать вопрос