Известно, что способность заниматься тем или иным видом спорта и спортивные результаты часто связаны с антропометрическими характеристиками спортсменов. Выявление этих характеристик и их развитие является важной составляющей работы тренера. Наша статья посвящена изучению антропометрических показателей двух групп учащихся среднего и старшего подросткового возраста (средний возраст 14,8 и 17,1 лет соответственно), занимающихся общей физической подготовкой. Были изучены диаметр головы, длина туловища, длина ног. Обнаружено, что учащиеся старшей группы отличаются большей длиной туловища и ног по сравнению со средней группой. Диаметр головы в этих группах различается незначительно. Полученные результаты хорошо согласуются с известными закономерностями ростовых процессов.
Ключевые слова: антропометрические показатели, подростки, возрастные изменения.
Актуальность. Антропометрия — один из основных методов антропологического исследования, заключающийся в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости.
Антропометрические измерения дают возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения, а также уровень улучшения физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.
Так, показано, что спортсмены разной спортивной специализации имеют различия по антропометрическим показателям, например, у баскетболистов преимущественно длинные ноги и узкие плечи, у пловцов более длинные ноги, короткое туловище, относительно узкий таз [1], в некоторых случаях спортивная специализация проявляется морфологическими особенностями, отражающими процессы адаптации спортсмена [2].
Антропометрические показатели также имеют большое значение при работе с детьми и подростками, так как позволяют оценить благополучность и правильность развитийных процессов, протекающих в этом возрасте [3].
Также они позволяют выявить возможное влияние различных факторов на процессы развития детей [4].
При работе с юными спортсменами большое значение приобретает изучение влияния занятий спортом на процессы развития детей и подростков для исключения и минимизации рисков, связанных с ранней спортивной специализацией. Особенно эти риски велики в подростковом возрасте, когда процессы роста происходят наиболее интенсивно [5].
Однако, прежде всего необходимо оценить процессы развития детей и подростков, занятых общеспортивной подготовкой, предполагающей разностороннее развитие физических качеств и исключающей чрезмерное воздействие физических нагрузок на какие-либо отдельные части тела.
В связи с этим, целью нашей работы было изучить антропометрические показатели физического развития подростков среднего и старшего подросткового возраста, посещающих туристический клуб «Синильга» г. Ревда и обучающихся в Екатеринбургском колледже физического воспитания.
Теоретическая значимость: изучение антропометрических показателей развития подростков, занимающихся общефизической подготовкой, позволит создать базу для дальнейших исследований в области спортивной подготовки юных спортсменов.
Практическая значимость: полученные данные могут найти применение при оценке физического развития подростков и проведении спортивного отбора подростков для участия в работе секций или соревнованиях.
Материал и методы исследования. Висследовании приняли участие подростки, занимающиеся общей физической подготовкой на базе туристического клуба «Синильга» города Ревда в количестве 26 человек (16 девочек и 10 мальчиков) и студенты колледжа физического воспитания, также 26 человек (13 девочек и 13 мальчиков). Испытуемые были разделены на две группы: Группа 1 — учащиеся туристического клуба «Синильга»; Группа 2 — студенты колледжа физического воспитания. Средний возраст группы 1 составлял — 14,8 лет, группы 2–17,1 лет.
Все исследования проводились в светлом, теплом помещении при хорошем самочувствии и на основе добровольного информированного согласия в учебное время обследуемых.
Измерение окружности головы проводили через наиболее выступающие точки затылочного бугра и надбровные дуги. Длина ног измерялась сантиметровой лентой от большого вертела бедренной кости до опорной поверхности. Длина туловища — от атланта (первого шейного позвонка) вдоль позвоночника до копчиковой кости.
Результаты исследования и их обсуждение. Втаблице 1 приведены данные антропометрических измерений испытуемых. Видно, что в исследовании участвовали две группы испытуемых — среднего (группа 1) и старшего подросткового возраста (группа 2). Средний возраст испытуемых первой группы 14, 8 лет, второй — 17,1. При этом, и в Группе 1 и в Группе 2 мальчики несколько старше девочек. Средние значения показателей у мальчиков несколько выше соответствующих показателей девочек.
По показателю «обхват головы» группы имеют сходные значения: в целом по группе, соответственно, 55,5 и 56,6 см, то есть по этому показателю группы не отличаются друг от друга.
Таблица 1
Данные антропометрических измерений
№ |
Средний возраст |
Диаметр головы |
Длина туловища |
Длина ног |
||
Группа 1 |
В целом |
26 |
14,8 |
55,5 |
57,4 |
86,5 |
Девочки |
16 |
14,5 |
54,7 |
56,8 |
84,5 |
|
Мальчики |
10 |
15,2 |
56,7 |
58,8 |
90,2 |
|
Группа 2 |
В целом |
26 |
17,1 |
56,6 |
64,3 |
95,1 |
Девочки |
13 |
16,9 |
56,2 |
62 |
94,2 |
|
Мальчики |
13 |
17,3 |
56,8 |
66,6 |
95,8 |
Наиболее значительные различия обнаружены по длине ног: в первой группе этот показатель составил 86, 5, во второй — 95,1. По показателю «длина туловища» также наблюдаются значительные различия: среднее значение для первой группы составило 57,4, для второй — 64,3.
Наши данные по окружности головы в Группе 1 совпадают с данными других авторов, которые приводят значения окружности головы для подростков этого возраста 54–54,3. В Группе 2 этот показатель наших обследуемых оказался несколько больше приведенного в литературе значения 54,4–54,6 [6].
Показатель «длина ног» у наших испытуемых оказался также выше: для юношей средняя длина ног — 88, для девушек — 89,2 [6].
На рис. 1 представлен график распределения показателя «диаметр головы». Распределение Группы 1 слегка ассиметричное, имеет правостороннюю асимметрию, модальный класс 54–56 см, среднее значение 55,5 см, медиана — 55,5. Размах изменчивости: минимальное значение 54, максимальное — 58.
Рис. 1.Распределение показателя Окружность головы у испытуемых по группам
Распределение группы 2 нормальное, колоколообразной формы, модальный класс 56–58, среднее значение — 56,6 см, медиана — 58 см. Размах изменчивости: минимальное значение 52 см, максимальное — 60 см. Испытуемые Группы 2 в большей степени располагаются в левой части распределения.
Известно, что рост и развитие характеризуется гетерохронностью, особенно в подростковом возрасте. Девочки на несколько лет опережают своих сверстников в развитии, поэтому интенсивные ростовые процессы у мальчиков происходят несколько позже [7, 8].
Поэтому некоторую асимметричность распределения Группы 1 можно объяснить еще не завершившимися ростовыми процессами у мальчиков. Это хорошо видно при сравнении распределений групп по показателю «окружность головы» отдельно для мальчиков и девочек. У девочек в обеих группах наиболее представительные классы 54–56 и 56–58. У мальчиков первой группы модальный класс 54–56, а во второй группе — 58–60.
Аналогичную закономерность можно видеть по показателю «длина туловища» (рис. 2). Распределение первой группы по этому показателю также несколько асимметрично. Модальный класс 55–60 см, среднее значение составило 57,4 см, медиана — 56,5 см. Размах изменчивости: минимальное значение составило 46 см, максимальное — 70 см.
Рис. 2. Распределение показателя Длина туловища у испытуемых по группам
Распределение Группы 2 располагается левее, по форме близко к нормальному. Модальный класс 65–70, среднее значение — 64,3 см, медиана — 65 см. Размах изменчивости: минимальное значение 56, максимальное 61.
Таким образом, распределение старшей группы свидетельствует о некотором увеличении длины туловища. При этом модальные классы смещаются на один класс вправо как у девочек, так и у мальчиков.
По длине туловища у девочек группы 1 модальный класс совпадает с модальным классом группы в целом — 55–60. У мальчиков модальный класс смещен правее — 60–65. Среднее значение у девочек 56,8, у мальчиков — 58,8. Минимальное значение, соответственно, 50 и 46, максимальное — 68 и 70.
Рис. 3. Распределение показателя Длина туловища у девочек и мальчиков
(Примечание: А — группа 1; Б — группа 2)
У девочек группы 2 модальный класс 60–65, у мальчиков 65–70. При этом распределение мальчиков группы 2 имеет левостороннюю асимметрию, то есть среди мальчиков преобладают испытуемые, имеющие более длинное туловище. Среднее значение у девочек составило 62 см, у мальчиков — 66,6 см. Минимальное значение, соответственно, 56 и 58 см, максимальное — 69 и 71 см.
Обнаруженные нами различия, очевидно, связаны с особенностями ростовых процессов у подростков: в этих возрастах увеличивается длина конечностей и туловища, размеры головы изменяются в меньшей степени. Это хорошо соответствует данным других авторов [9].
Заключение. Таким образом, при сравнении групп подростков среднего и старшего подросткового возраста обнаружено увеличение антропометрических показателей, скорее всего, связанное с процессами роста испытуемых. При этом по окружности головы наиболее выражены ростовые процессы у лиц мужского пола, а по длине туловища как у лиц мужского, так и у лиц женского пола.
Литература:
- Бунак В. В. Опыт типологии пропорций тела и стандартизации главных антропометрических размеров / В. В. Бунак // Учёные записки МГУ. — 1937. — Вып. 10. — С. 7–102.
- Павлов В. А. Последний ароморфоз: истоки сверхадаптивности человека / В. А. Павлов. — Екатеринбург.: УрГУ, 2013. — 248 с.
- Харрисон Дж. Биология человека / Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Таннер, Н. Барникот. — Москва: Мир, 1979. — 612 с.
- Щеплягина Л. А. Морфофункциональные особенности подросткового возраста / Л. А. Щеплягина, А. Г. Ильин, И. В. Звездина, Ю. А. Ямпольская, О. М. Филькина, Н. Е. Миронов // Российский педиатрический журнал. — 1999. — № 2. — С. 31–36.
- Мартиросов Э. Г. Применение антропологических методов в спорте, спортивной медицине и фитнесе: учебное пособие / Э. Г. Мартиросов, С. Г. Руднев, Д. В. Николаев. — Москва: Физическая культура, 2009. — 144 с.
- Мирзакаримова Д. Б. Показатели возрастных, индивидуальных и половых особенностей изменения антропометрических параметров головы ребенка школьного возраста / Д. Б. Мирзакаримова, Р. М. Якубова, Н. М. Валиева, Л. М. Ибрагимова, Р. А. Дадаханова // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 282–285.
- Негашева М. А. Основы антропометрии: учебное пособие / М. А. Негашева. — Москва: Экон-Информ, 2017. — 216 с.
- Мартиросов Э. Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. — Москва: Наука, 2006. — 248 с.
- Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций / Под ред. К. В. Судакова. — Москва: Медицина, 2000. — 784 с.
- Дорохов Р. Н. Спортивная морфология / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. — Москва: СпортАкадемПресс, 2002. — 236 с.