Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 07.01.2023

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Берко, А. А. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. А. Берко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 258-259. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98656/ (дата обращения: 16.11.2024).



Психологическая защищенность детей-сирот, определяется как относительно устойчивое и положительное эмоциональное осознание индивидом возможности удовлетворения своих потребностей и обеспечения собственных прав в любой неблагоприятных ситуации. Психологическая защищенность оценивается в таких терминах как чувства защищенности или незащищенности.

Дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей, относятся к категории детей, детей, которые находятся в экстремальных обстоятельствах бытия, которые не обеспечивают удовлетворения основных психологических, социальных, и эмоциональных потребностей. Кроме того, категория детей не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей.

Ключевые слова: психологические исследования, защитные механизмы, проблемы, сироты, образование, социальная защищенность, индивид, бытие, чувства, стабильность, защита.

Psychological protection of children — orphans, is defined as a relatively stable and positive emotional awareness of the individual the ability to meet their needs and ensure their own rights in any adverse situation. Psychological security is evaluated in terms such as feelings of security or insecurity.

Orphans and children who were left without parental care belong to the category of children, children who are in extreme circumstances of life, which do not provide basic psychological, social, and emotional needs. In addition, the category of children cannot develop fully in the social space of rights and obligations.

Keywords: psychological research, defense mechanisms, problems, orphans, education, social security, individual, being, feelings, stability, protection.

В психологических исследованиях зарубежных и отечественных авторов закреплен феномен психологической защищенности практически не является предметом специального рассмотрения, к данному термину возвращаются в связи с изучением проблемы психологической защиты, защитных механизмов и рассматривают защищенность как результат их действия.

Как правило, термин «защищенность» часто встречается в специальной литературе, где он связан с такими понятиями, как доверие, безопасность, уверенность, комфортность и т. д.

Отношение любого государства к детям-сиротам и детям, потерявшим родителей, является серьезным показателем гуманности в рамках современного общества. В Международной практике ООН о правах ребенка сказано, что «ребенок, который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, со стороны государства».

По данным Министерства образования РФ последнее десятилетие держится довольно стойкая тенденция, в соответствии с которой из 120 тысяч ежегодно выявляемых в РФ детей, оставшихся без попечения родителей, 70 % передаются на воспитание в семьи, 30 % — в детские интернатные учреждения.

Рассмотрим основные стратегии помощи детей-сирот.

Результатом пребывания ребенка в детском доме является низкая самооценка, ограниченность социального опыта, неразвитость эмоций, неготовность к самостоятельной жизни. Предоставляемая государством социальная помощь оказывается малоэффективной — выпускники чувствуют себя психологически незащищенными и подавленность.

Каждый ребенок имеет право на семью

В первые за время своего существования, а именно в 2017 году Семейный Кодекс РФ признал право ребенка жить и воспитываться в семье как основное право каждого ребенка. Однако на практике мы наблюдаем существование значительного количества психологических проблем семейной адаптации детей, поэтому первоочередной становится задача обеспечения психологической защищенности не только ребенка, но и семьи в целом, как единый механизм.

Внешние условия и внутренняя позиция

В своем исследовании мы непосредственно ориентируемся на теоретическое толкование тех или иных факторов, определяющих психическое развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформулированное В. С. Мухиной. Внешние условия могут либо содействовать личностному развитию ребенка, либо депривировать возможности его полноценного психического и личностного роста.

Фундаментальная психологическая предпосылка

С момента рождения чувство защищенности проявляется как важный критерий развития ребенка и дальнейшей его личности, возрастает потребность в тактильных контактах, уход за ним и внимание со стороны матери, приводит к сформированию привязанности, чувству глубочайшего доверия, которое Э. Эриксон рассматривал в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни ребенка. Данное чувство формируется на основе опыта первого года жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и ко всему миру. Под доверием он подразумевал доверие к самому себе.

Значение привязанности

Формирование у ребенка базового доверия к миру тесно связано с развитием привязанности. В рамках теории привязанности Дж. Боулби привязанность — это, прежде всего, отношение к себе и людям, которое дает чувство защищенности и безопасности [9].

Причины изъятия детей из семьи

Дети, которые были направлены в детские дома, изымались из семьи из-за жестокого обращения к ним со стороны родителей, пьянства отца или же матери, и т. д. Данная категория детей имеет опыт проживания на улице, подвергаются сексуальному и физическому насилию.

Особую категорию составляют отказные с рождения дети, у которых формируется особый вид нарушения привязанности, а кризис первого года жизни разрешается не в пользу доверия.

Таким образом, чувство защищенности играет важную роль для дальнейшего развития личности детей, потребность в безопасности, включает большую роль для детей. Важно отметить, что дети — это категория людей, особо нуждающаяся в социальной и психологической защите со стороны родителей, будь то отец и мать (или лица, их замещающие). Но все равно инстинкт защиты своего потомства, заложены нам природой и человек не может отрицать того, что инстинкты формировались много миллионов и миллиардов лет нашими далекими предками по палеонтологической летописи Земли.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 2017. С. 228.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2018. С. 336.
  3. Боулби Дж. Привязанность. М., 2017. С. 228.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, чувство защищенности, категория детей, попечение родителей, психологическая защищенность, жизнь ребенка, психологическая защита, семья, сторона родителей, фундаментальная психологическая предпосылка.


Похожие статьи

Причины возникновения социального сиротства

Причинами роста в обществе социальных сирот является усиление неравномерности доходов граждан, имущественного расслоения, кризиса института семьи и общественных ценностей [5]. Наличие такой социально-демографической группы как дети-сироты обусловлен...

Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье рассматривается содержание понятия «субъектная позиция», раскрываются сущностные характеристики её компонентов. Автором описаны социально-психологические особенности учащихся со статусом детей-сирот и статусом детей, оставшихся без попечения...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Рассмотрены особенности проявление феномена псих...

Вина как ресурсный комплекс в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

В статье автор обосновывает, что методологической основой психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, должна является ориентация на сотрудничающие формы взаимодействия с семьей и фасилитацию родительской активности. В процессе воспита...

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Защита прав и соблюдение законных интересов несовершеннолетних детей (в рамках родительских взаимоотношений)

Абсолютно каждый ребенок имеет право на достойную семью и воспитание, но далеко не каждый ребенок может похвастаться счастливой и полноценной семьей. Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В правовой интерпретации такая рол...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Похожие статьи

Причины возникновения социального сиротства

Причинами роста в обществе социальных сирот является усиление неравномерности доходов граждан, имущественного расслоения, кризиса института семьи и общественных ценностей [5]. Наличие такой социально-демографической группы как дети-сироты обусловлен...

Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье рассматривается содержание понятия «субъектная позиция», раскрываются сущностные характеристики её компонентов. Автором описаны социально-психологические особенности учащихся со статусом детей-сирот и статусом детей, оставшихся без попечения...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Рассмотрены особенности проявление феномена псих...

Вина как ресурсный комплекс в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

В статье автор обосновывает, что методологической основой психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, должна является ориентация на сотрудничающие формы взаимодействия с семьей и фасилитацию родительской активности. В процессе воспита...

Отношение к родителям у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Для плодотворной жизнедеятельности подростков в современном обществе необходимо, чтобы у них на высоком уровне были сформированы стрессоустойчивость, конкурентоспособность, способность к саморазвитию и самопомощи, которые необходимы для того, чтобы п...

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Защита прав и соблюдение законных интересов несовершеннолетних детей (в рамках родительских взаимоотношений)

Абсолютно каждый ребенок имеет право на достойную семью и воспитание, но далеко не каждый ребенок может похвастаться счастливой и полноценной семьей. Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В правовой интерпретации такая рол...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Задать вопрос