Психологическая защищенность детей-сирот, определяется как относительно устойчивое и положительное эмоциональное осознание индивидом возможности удовлетворения своих потребностей и обеспечения собственных прав в любой неблагоприятных ситуации. Психологическая защищенность оценивается в таких терминах как чувства защищенности или незащищенности.
Дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей, относятся к категории детей, детей, которые находятся в экстремальных обстоятельствах бытия, которые не обеспечивают удовлетворения основных психологических, социальных, и эмоциональных потребностей. Кроме того, категория детей не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей.
Ключевые слова: психологические исследования, защитные механизмы, проблемы, сироты, образование, социальная защищенность, индивид, бытие, чувства, стабильность, защита.
Psychological protection of children — orphans, is defined as a relatively stable and positive emotional awareness of the individual the ability to meet their needs and ensure their own rights in any adverse situation. Psychological security is evaluated in terms such as feelings of security or insecurity.
Orphans and children who were left without parental care belong to the category of children, children who are in extreme circumstances of life, which do not provide basic psychological, social, and emotional needs. In addition, the category of children cannot develop fully in the social space of rights and obligations.
Keywords: psychological research, defense mechanisms, problems, orphans, education, social security, individual, being, feelings, stability, protection.
В психологических исследованиях зарубежных и отечественных авторов закреплен феномен психологической защищенности практически не является предметом специального рассмотрения, к данному термину возвращаются в связи с изучением проблемы психологической защиты, защитных механизмов и рассматривают защищенность как результат их действия.
Как правило, термин «защищенность» часто встречается в специальной литературе, где он связан с такими понятиями, как доверие, безопасность, уверенность, комфортность и т. д.
Отношение любого государства к детям-сиротам и детям, потерявшим родителей, является серьезным показателем гуманности в рамках современного общества. В Международной практике ООН о правах ребенка сказано, что «ребенок, который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, со стороны государства».
По данным Министерства образования РФ последнее десятилетие держится довольно стойкая тенденция, в соответствии с которой из 120 тысяч ежегодно выявляемых в РФ детей, оставшихся без попечения родителей, 70 % передаются на воспитание в семьи, 30 % — в детские интернатные учреждения.
Рассмотрим основные стратегии помощи детей-сирот.
Результатом пребывания ребенка в детском доме является низкая самооценка, ограниченность социального опыта, неразвитость эмоций, неготовность к самостоятельной жизни. Предоставляемая государством социальная помощь оказывается малоэффективной — выпускники чувствуют себя психологически незащищенными и подавленность.
Каждый ребенок имеет право на семью
В первые за время своего существования, а именно в 2017 году Семейный Кодекс РФ признал право ребенка жить и воспитываться в семье как основное право каждого ребенка. Однако на практике мы наблюдаем существование значительного количества психологических проблем семейной адаптации детей, поэтому первоочередной становится задача обеспечения психологической защищенности не только ребенка, но и семьи в целом, как единый механизм.
Внешние условия и внутренняя позиция
В своем исследовании мы непосредственно ориентируемся на теоретическое толкование тех или иных факторов, определяющих психическое развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформулированное В. С. Мухиной. Внешние условия могут либо содействовать личностному развитию ребенка, либо депривировать возможности его полноценного психического и личностного роста.
Фундаментальная психологическая предпосылка
С момента рождения чувство защищенности проявляется как важный критерий развития ребенка и дальнейшей его личности, возрастает потребность в тактильных контактах, уход за ним и внимание со стороны матери, приводит к сформированию привязанности, чувству глубочайшего доверия, которое Э. Эриксон рассматривал в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни ребенка. Данное чувство формируется на основе опыта первого года жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и ко всему миру. Под доверием он подразумевал доверие к самому себе.
Значение привязанности
Формирование у ребенка базового доверия к миру тесно связано с развитием привязанности. В рамках теории привязанности Дж. Боулби привязанность — это, прежде всего, отношение к себе и людям, которое дает чувство защищенности и безопасности [9].
Причины изъятия детей из семьи
Дети, которые были направлены в детские дома, изымались из семьи из-за жестокого обращения к ним со стороны родителей, пьянства отца или же матери, и т. д. Данная категория детей имеет опыт проживания на улице, подвергаются сексуальному и физическому насилию.
Особую категорию составляют отказные с рождения дети, у которых формируется особый вид нарушения привязанности, а кризис первого года жизни разрешается не в пользу доверия.
Таким образом, чувство защищенности играет важную роль для дальнейшего развития личности детей, потребность в безопасности, включает большую роль для детей. Важно отметить, что дети — это категория людей, особо нуждающаяся в социальной и психологической защите со стороны родителей, будь то отец и мать (или лица, их замещающие). Но все равно инстинкт защиты своего потомства, заложены нам природой и человек не может отрицать того, что инстинкты формировались много миллионов и миллиардов лет нашими далекими предками по палеонтологической летописи Земли.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 2017. С. 228.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2018. С. 336.
- Боулби Дж. Привязанность. М., 2017. С. 228.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2016.