В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с нарушениями интеллекта.
Ключевые слова: связная речь, семантическое поле, игра, нарушение интеллекта, русский язык, развитие.
Для детей младшего школьного возраста речь — средство усвоения знаний. Развитие у ребенка — младшего школьника осмысленной и грамотной речи — одна их важных задач учителя, ведь именно от того, насколько хорошо развита детская речь, зависят дальнейшие успехи малыша в различных сферах жизни, включая общение со взрослыми, сверстниками и школьное обучения. Должное речевое развитие обуславливает результативное освоение учебных дисциплин.
Специфика овладения связной речью учащимися коррекционных школ проявляется в нарушении логики и последовательности высказывания, его фрагментарности. Детям с нарушениями интеллекта свойственна быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность словаря и однообразие грамматического строя и т. д. Все эти особенности говорят о необходимости специальной работы по ее развитию. В коррекционных школах развитие связной речи у детей с нарушениями интеллекта не является задачей какого-либо одного предмета. Однако особая роль в этом направлении принадлежит урокам русского языка.
Развитие связной речи как средства общения и орудия мышления невозможно без овладения словарем. У детей с нарушениями интеллекта несформированность лексической стороны речи, проявляющаяся в скудности словарного запаса, незнании значения многих слов, выделении в слове лишь конкретного значения без понимания его истинного смысла препятствует успешному формированию навыков связной монологической речи.
Данная взаимосвязь между уровнем развития связной речи и лексики позволяет предположить, что целенаправленная работа по расширению семантических полей слов, развитию осознания смысловой стороны слова как его особого свойства, формирование умения осуществлять семантически точный, в соответствии с контекстом высказывания отбор слов будет способствовать совершенствованию связной речи, ее выразительности и образности.
Семантическое поле представляет собой крупную смысловую парадигму, объединяющую слова различных частей речи, значения которых имеют один общий семантический признак.
Именно правильное понимание смысла слов позволяет ученикам вступать в общение со взрослыми и сверстниками. Поэтому любой вид работы по развитию речи следует проводить с использованием принципа семантической организации речи, который позволит успешно решать речеразвивающие задачи на уроках русского языка.
Подбор речевого материала по типу семантических полей способствует решению целого ряда задач по развитию речи, а именно: у детей расширяется и уточняется словарный запас путем подбора родственных слов к определенному понятию, знакомства с различными способами словообразования; дети лучше усваивают понятия рода, числа, падежа, развиваются умения и навыки связного высказывания, составления коротких рассказов.
Работа по расширению семантических полей значений слов позволяет увидеть те психологические механизмы, которые являются основой для порождения речевого высказывания: слово актуализирует цепь ассоциаций, что помогает строить словосочетание; порождает схему целого высказывания; распространяет простое предложение до сложного на основе словосочетаний.
Первоначально важно ввести модель формирования семантических полей. Важно строить работу от простого к сложному. Сначала предлагаются семантические поля, состоящие из основного слова — ядра и двух концентров — слов-признаков и слов-действий. Однако первоначально важно установить лексическое значение слова, смоделировать семантическое поле, подобрав к «ядру» родственные слова. Далее возможен переход к составлению простых предложений, затем к их распространению и, наконец, к составлению рассказов.
Большую результативность в работу по развитию связной речи привносят словесные игры: семантические нелепицы, ассоциативные игры и другие. Цель семантических нелепиц сводится к тому, что детям предлагается найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему, в содержании речевого высказывания, отыскать в рассказе слова и фразы, которые не подходят по смыслу, и заменить их подходящими.
Ассоциативные игры направлены на актуализацию процесса отбора слов из долговременной памяти в словарь ребенка. Например, ученика просят подобрать к заданному слову слова-синонимы или слова-антонимы.
Существует специальная система лексико-грамматических игр, предложенная Г. А. Ванюхиной. Данная система способствует приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических программ и их гармоничному включению в коммуникативные, познавательные и инструктивные функции речи. Особенностями данной системы являются: алгоритм организации игр аналогичен алгоритму семантического поля; система игр подчиняется эволюционному принципу: последующий лексический материал вырастает из предыдущего.
Система включает в себя разнообразные виды игр. Это, например, игры с однокоренными словами, которые предполагают поиск добавочных значений слова путем добавления к нему приставки или суффикса; символьные игры, которые предполагают представление значения слова с помощью рисунка, аппликации, движениями рук и т. д. Сюда же относятся игры со словами-синонимами, со словами-антонимами, ситуативные игры с введением слова в смоделированную ситуацию с помощью театральных, сюжетно-ролевых игр: игры с однокоренными словами; игры, направленные на поиск истоков словообразования и другие игры.
Проведение словесных игр является важным этапом в коррекции связной речи и имеет особое значение для формирования семантических полей. Они могут проводиться как на материале «свободных» слов, так и на тех, которые были выбраны из текста для пересказа.
Таким образом, работа над расширением семантического поля, упражнения, показывающие школьникам движение многозначного слова от словосочетания к предложению и от него — к связному высказыванию, играет большую роль в ориентировке ребенка на смысл высказывания в целом. Систематические занятия, основой которых является развитие смысловой (семантической) функции речи позволяют обеспечить речевое развитие детей с нарушениями интеллекта.
Литература:
- Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 316 с.
- Ванюхина Г. А. Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля//Логопед. — 2006 — № 4. — С. 4–6.
- Комарова С. В. Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся младших классов школы VIII вида//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2003. — № 6. С. 45–48.
- Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М.: Педагогика, 1975. — С. 65.
- Солдатова Н. А. Использование технологии семантических полей в развитии связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. — № 5. — С. 18–20.
- Шафранская, А. И. Работа по расширению семантических полей слов как одно из направлений развития связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта/А. И. Шафранская. — Текст: электронный// https://www.art-talant.org: [сайт]. — URL: https://www.art-talant.org/publikacii/27919-statyya-na-temu-rabota-po-rasshireniyu semanticheskih-poley-slov-kak-odno-iz-napravleniy-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-mladshih-shkolynikov-s-narusheniyami-intellekta (дата обращения: 06.01.2023).
- Якубовская Э. В. Исследование устной речи учащихся первых классов вспомогательной школы//Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. — М., 1984.