Ключевые слова: проектирование, параметрическая архитектура, параметризм, формообразование.
Объектом исследования данной статьи выступает параметризм. Основные задачи — провести анализ отечественных и зарубежных зданий и сооружений, а также проектов, наиболее полно выражающих принципы параметрической архитектуры, и выявить их основные особенности. Актуальность данной темы обусловлена тем, что это одно из активно развивающихся направлений современной архитектурной практики. Название имеет общий корень с термином «параметрика», что означает способ моделирования архитектурной формы на основе ее математического представления в компьютерных программах.
Эстетика раннего параметризма основывается на идее постепенной трансформации, гибкие формы перетекают друг в друга. Проекты отличаются не временем реализации, а тем, что принципы данного стиля отражены в них лишь частично. К раннему параметризму можно отнести проекты следующих архитекторов: Lars Spuybroek, Farshid Mousavi, Greg Lynn, Zaha Hadid Architects и др.
Отдельного внимания заслуживают проекты Захи Хадид. Музей MAXXI со стороны параметризма — форма подчинена функциональному контексту здания — направлениям уличного движения, формы мягки и податливы.
Рис. 1. MAXXI — Национальный музей искусства XXI века, Zaha Hadid Architects
Культурный центр имени Гейдара Алиева по проекту студии Захи Хадид выполнен по всем канонам параметризма. Изогнутая поверхность здания достигает земли и взлетает обратно вверх, образуя волны, которые плавно ложатся на землю и постепенно распрямляются. Сооружение, стирающее различие между архитектурой и ландшафтом мегаполиса, фасадом здания и городской площадью, рукотворным объектом и землей, интерьером и экстерьером.
Рис. 2. Культурный центр имени Гейдара Алиева по проекту Захи Хадид
Урбанистический параметризм продемонстрирован в генеральных планах Архитектора Заха Хадид. Генеральный план Картал-Пендик подобен ткани. Городская ткань включает и башни и кварталы по периметру. В проекте была задействована передовая методология, позволившая проектировщикам создать проект огромного масштаба, одновременно с достаточно глубоким уровнем проработки и что более важно избежать произвольных, слабо аргументированных проектных решений. В результате был спроектирован район, сочетающий одновременно оптимизированную дорожную сеть, мягкое взаимодействие с существующим контекстом, цельность структуры района и разнообразие внутри выбранных типологий застройки.
Рис. 3. Генеральный план. Kartal Pendik Masterplan (Zaha Hadid Architects, 2006)
Центр Помпиду-Мец — музей современного искусства в городе Мец, филиал парижского Центра Жоржа Помпиду. В центре комплекса располагается огромная структура тентового типа, которая состоит из огромного количества шестиугольных модулей. Три галереи образуют прямоугольный корпус — это основная часть здания (1500 кв. м). Материалы: дерево, металл и матовое стекло, покрытое тефлоном.
Рис. 4. Музей современного искусства в г. Мец, 2010
Офисное здание Media-ICT , спроектированное студией архитектора Энрика Руис Гели с надувным фасадом. Основная концепция Media-ICT — синтез экологичности и современных технологий.
Павильон от ICD и ITKE , повторяющий строение экзоскелета жука, объединены достижения робототехники и биометрики. Модули, из которых собран павильон, состоят из «затканной» волокном стальной рамы. В общей сложности разработка и реализация проекта заняла полтора года, а производство оказалось безотходным.
Концертный зал Зарядье, г. Москва — сложный с точки зрения формообразования и производства объект, но довольно качественно реализованный. Павильоны в парке Зарядье — это, наоборот, очень маленькие объекты, но без Grasshopper реализовать их не получилось бы.
Центр художественной гимнастики Ирины Винер в Москве — крыша этого здания — это наверное самый большой в России объект, сделанный полностью с помощью Grasshopper.
Павильоны Экспо в Астане — их спроектировало бюро Новое и Владимир Васильев. В этих павильонах алгоритмы использовались как для формообразования, так и для производства. В торговом центре Океания в Москве российский архитектор Максим Малеин разработал алгоритм для размещения отверстий на фасаде. Архитекторы бюро Асадова использовали этот скрипт, чтобы получить нужную им архитектуру.
Рис. 5. Концертный зал Зарядье в Москве. Павильон в парке Зарядье
Вывод. Параметрическая архитектура основана на достижениях современных науки и техники. Рассмотренные проекты могут показаться спорными, однако параметризм — это не только гладкие криволинейные поверхности ZHA, а более широкий спектр. Анализируя информативные источники по рассматриваемой теме, можно выделить основные преимущества и особенности параметризма: «особый» внешний вид зданий, инновационные формы; виртуозность решений; сложные компьютерные преобразования и принципы тесселяции; продвижение компьютерных технологий, реализация уникальных творческих и организационных возможностей; городская и архитектурная среда получает возможность повторно формироваться и приспосабливаться в ответ на действия человека.
Литература:
- Патрик Шумахер, Манифест параметризма, http://www.patrikschumacher.com/Texts/Parametricism_Russian %20text.html
- Стессель С. А. Проблемы применения параметризма в архитектурном проектировании. Санкт-Петербург: Архитектура и строительство России, 2015.