Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Анализ особенностей параметрической архитектуры

Архитектура, дизайн и строительство
06.01.2023
323
Поделиться
Библиографическое описание
Конышева, О. П. Анализ особенностей параметрической архитектуры / О. П. Конышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98604/.


Ключевые слова: проектирование, параметрическая архитектура, параметризм, формообразование.

Объектом исследования данной статьи выступает параметризм. Основные задачи провести анализ отечественных и зарубежных зданий и сооружений, а также проектов, наиболее полно выражающих принципы параметрической архитектуры, и выявить их основные особенности. Актуальность данной темы обусловлена тем, что это одно из активно развивающихся направлений современной архитектурной практики. Название имеет общий корень с термином «параметрика», что означает способ моделирования архитектурной формы на основе ее математического представления в компьютерных программах.

Эстетика раннего параметризма основывается на идее постепенной трансформации, гибкие формы перетекают друг в друга. Проекты отличаются не временем реализации, а тем, что принципы данного стиля отражены в них лишь частично. К раннему параметризму можно отнести проекты следующих архитекторов: Lars Spuybroek, Farshid Mousavi, Greg Lynn, Zaha Hadid Architects и др.

Отдельного внимания заслуживают проекты Захи Хадид. Музей MAXXI со стороны параметризма — форма подчинена функциональному контексту здания — направлениям уличного движения, формы мягки и податливы.

MAXXI — Национальный музей искусства XXI века, Zaha Hadid Architects MAXXI — Национальный музей искусства XXI века, Zaha Hadid Architects

Рис. 1. MAXXI — Национальный музей искусства XXI века, Zaha Hadid Architects

Культурный центр имени Гейдара Алиева по проекту студии Захи Хадид выполнен по всем канонам параметризма. Изогнутая поверхность здания достигает земли и взлетает обратно вверх, образуя волны, которые плавно ложатся на землю и постепенно распрямляются. Сооружение, стирающее различие между архитектурой и ландшафтом мегаполиса, фасадом здания и городской площадью, рукотворным объектом и землей, интерьером и экстерьером.

Культурный центр имени Гейдара Алиева по проекту Захи Хадид

Рис. 2. Культурный центр имени Гейдара Алиева по проекту Захи Хадид

Урбанистический параметризм продемонстрирован в генеральных планах Архитектора Заха Хадид. Генеральный план Картал-Пендик подобен ткани. Городская ткань включает и башни и кварталы по периметру. В проекте была задействована передовая методология, позволившая проектировщикам создать проект огромного масштаба, одновременно с достаточно глубоким уровнем проработки и что более важно избежать произвольных, слабо аргументированных проектных решений. В результате был спроектирован район, сочетающий одновременно оптимизированную дорожную сеть, мягкое взаимодействие с существующим контекстом, цельность структуры района и разнообразие внутри выбранных типологий застройки.

Генеральный план. Kartal Pendik Masterplan (Zaha Hadid Architects, 2006) Генеральный план. Kartal Pendik Masterplan (Zaha Hadid Architects, 2006)

Рис. 3. Генеральный план. Kartal Pendik Masterplan (Zaha Hadid Architects, 2006)

Центр Помпиду-Мец — музей современного искусства в городе Мец, филиал парижского Центра Жоржа Помпиду. В центре комплекса располагается огромная структура тентового типа, которая состоит из огромного количества шестиугольных модулей. Три галереи образуют прямоугольный корпус — это основная часть здания (1500 кв. м). Материалы: дерево, металл и матовое стекло, покрытое тефлоном.

Музей современного искусства в г. Мец, 2010 Музей современного искусства в г. Мец, 2010

Рис. 4. Музей современного искусства в г. Мец, 2010

Офисное здание Media-ICT , спроектированное студией архитектора Энрика Руис Гели с надувным фасадом. Основная концепция Media-ICT — синтез экологичности и современных технологий.

Павильон от ICD и ITKE , повторяющий строение экзоскелета жука, объединены достижения робототехники и биометрики. Модули, из которых собран павильон, состоят из «затканной» волокном стальной рамы. В общей сложности разработка и реализация проекта заняла полтора года, а производство оказалось безотходным.

Концертный зал Зарядье, г. Москва — сложный с точки зрения формообразования и производства объект, но довольно качественно реализованный. Павильоны в парке Зарядье — это, наоборот, очень маленькие объекты, но без Grasshopper реализовать их не получилось бы.

Центр художественной гимнастики Ирины Винер в Москве — крыша этого здания — это наверное самый большой в России объект, сделанный полностью с помощью Grasshopper.

Павильоны Экспо в Астане — их спроектировало бюро Новое и Владимир Васильев. В этих павильонах алгоритмы использовались как для формообразования, так и для производства. В торговом центре Океания в Москве российский архитектор Максим Малеин разработал алгоритм для размещения отверстий на фасаде. Архитекторы бюро Асадова использовали этот скрипт, чтобы получить нужную им архитектуру.

Концертный зал Зарядье в Москве. Павильон в парке Зарядье Концертный зал Зарядье в Москве. Павильон в парке Зарядье

Рис. 5. Концертный зал Зарядье в Москве. Павильон в парке Зарядье

Вывод. Параметрическая архитектура основана на достижениях современных науки и техники. Рассмотренные проекты могут показаться спорными, однако параметризм — это не только гладкие криволинейные поверхности ZHA, а более широкий спектр. Анализируя информативные источники по рассматриваемой теме, можно выделить основные преимущества и особенности параметризма: «особый» внешний вид зданий, инновационные формы; виртуозность решений; сложные компьютерные преобразования и принципы тесселяции; продвижение компьютерных технологий, реализация уникальных творческих и организационных возможностей; городская и архитектурная среда получает возможность повторно формироваться и приспосабливаться в ответ на действия человека.

Литература:

  1. Патрик Шумахер, Манифест параметризма, http://www.patrikschumacher.com/Texts/Parametricism_Russian %20text.html
  2. Стессель С. А. Проблемы применения параметризма в архитектурном проектировании. Санкт-Петербург: Архитектура и строительство России, 2015.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
проектирование
параметрическая архитектура
параметризм
формообразование
Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 17-21):
Часть 1 (стр. 1-61)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 17-21стр. 61

Молодой учёный