В статье отражается формирование интереса к познанию младших школьников, описываются методы исследования.
Ключевые слова: интерес, познание, познавательный интерес.
Проблема формирования познавательных интересов и мотивов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов — потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой.
Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.
Вполне объяснимо поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.
Формирование познавательных интересов исследователи (Беляев М. Ф., Божович Я. И., Щукина Г. И., и др.) связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов учащихся.
Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений и навыков, но и о нацеленности обучения на развитие школьника, на создание такой внутренней среды, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития, воспитания тех морально-трудовых качеств, тех индивидуальных свойств, которые необходимы гармонично развитой личности.
Особенности современного движения педагогической и психологической науки создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь развития их познавательных интересов.
Основы формирования познавательного интереса подробно разработаны педагогами, в частности Г. И. Щукиной [3]. Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы детей младшего школьного возраста характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью педагога над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов детей раннего подросткового возраста, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от педагога.
В учебно-познавательной деятельности интересы школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой педагогом, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся.
Таким образом, ведущим познавательным мотивом школьников признавался интерес к учебному предмету, которому свойственно три этапа развития:
а) эпизодическое переживание (любопытство, проявленное к занимательному факту, драматическому сюжету);
б) устойчивое эмоционально-познавательное отношение к предмету, обусловленное его эмоциональной и интеллектуальной привлекательностью для ученика;
в) личностный стойкий интерес, независящий от внешних обстоятельств.
Цель опытно-педагогического исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития познавательных интересов к познанию младших школьников на основе наглядных методов и средств обучения. Исследование проводилось в СОШ № 5 р.п. Приютово.
Нами были подобраны 3 методики для исследования познавательного интереса младших школьников:
- Анкета «Изучение познавательных интересов» (Юркевич В. С.);
- Диагностика уровней сформированности познавательного интереса младших школьников (Щукина Г. И.);
- «Определение познавательной активности» (Чебыкина М. В.).
Результаты диагностики познавательного интереса показали, что потребность в познаниях выражена сильно у больше чем половины детей, а предмет «Окружающий мир» любят и интересуются им только 47 % школьников, чем предмет «Математика». В основном у обучающихся средние и низкие показатели познавательного интереса, поэтому было решено провести уроки и проекты.
Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, поскольку под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Исходя из этого исследователи обнаруживают в интересе определенную личностную направленность. В частности, Г. И. Щукина [3] определяет интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.
Литература:
- Поздняк, С. Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов [Текст]/ С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2016. — № 3. — С. 52–56.-12
- Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: метод. пособие / А. И. Савенков. — М.: Просвещение, 2016. — 512 с.-14
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.