Страхи детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях вооруженного конфликта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 09.01.2023

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Убайдов, Д. Т. Страхи детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях вооруженного конфликта / Д. Т. Убайдов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 263-266. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98506/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлен сравнительный анализ страхов детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях вооруженного конфликта и проживающих в мирных условиях. Обнаруживаются и статистически доказываются различия в видах страхов, особенностях переживания страхов и их последствий.

Ключевые слова: вооруженный конфликт, стрессогенная ситуация, страхи, младший школьный возраст.

В течение восьмилетнего периода на долю жителей Донбасса, их семей выпало много тяжелых испытаний. Дети с первых лет жизни сталкиваются с лишениями, несправедливостью, непреходящей тревогой и страхами за свою жизнь и жизнь близких. Многие дети пережили так называемые «прилеты», гибель родных и близких им людей; те же из них, кто не сталкивался со всем этим непосредственно, − близость войны и экзистенциальная угроза, тем не менее, все же имели место. Поэтому любой такой ребенок нуждается в помощи, т. к. хрупкой детской психике особенно непросто преодолеть негативные переживания, что сказывается на их психоэмоциональном состоянии [1]. В настоящее время наблюдается дефицит работ в этой области, стремление восполнить дефицит, а также непосредственное пребывание в зоне вооруженного конфликта с благотворительной миссией, определило выбор темы нашего исследования.

В исследовании принимали участие 30 детей младшего школьного возраста. Выборка состояла из двух подгрупп равных по численному составу, а именно: 15 младших школьников составили группу «дети-войны», проживающие в г. Снежное ДНР, 15 детей младшего школьного возраста составили контрольную группу из числа детей, проживающих на территории г. Самары, никогда ранее не бывших в местах вооруженных конфликтов (т. е. группа не из числа беженцев). Возраст детей 10–11 лет.

Для психологической диагностики психоэмоциональных состояний младших школьников были использованы следующие методики:

  1. Многомерно-функциональная диагностика страха (ДС) (В. П. Прядин, А. Ф. Чернавский, 2013 г.);
  2. Шкала психологического стресса (РSМ-25) (R. Tessier, L. Lemyre, L. Fillion (1990) в адаптации Н. Е. Водопьяновой (2009).

Для статистической обработки данных были использованы два математически критерия: критерий, предназначенный для оценки различий в двух несвязанных группах − U-критерий Манна-Уитни, и критерий, предназначенный для поиска взаимосвязей между исследуемыми явлениями, а именно нами был использован метод непараметрической корреляции Ч. Спирмена.

Участие в исследовании было добровольным. На момент обследования дети Донбасса находились продолжительное время в относительно мирной обстановке. Исследуемые дети Донбасса имеют обоих родителей, где отцы преимущественно (11 человек из 15) участвуют в военных действиях по освобождению территорий от неонацистов. Школьники из города Самары также из полных семей. Их отцы на момент обследование не мобилизованы, ведут обычный гражданский образ жизни.

Исследование было осуществлено в конце сентября-начале октября 2022 года. Диагностика с обеими группами испытуемых была организована в очном формате.

Представим результаты эмпирического исследования психоэмоциональных состояний детей младшего школьного возраста (жителей Донбасса) через сравнение таких характеристик с характеристиками детей г. Самары.

Прежде всего, хотелось обратить внимание на предрасположенность детей к страхам и их специфические проявления (см. рис. 1).

Выраженность интегрального показателя «предрасположенность к страхам» и его компонентов в обеих подгруппах

Рис. 1. Выраженность интегрального показателя «предрасположенность к страхам» и его компонентов в обеих подгруппах

Дети-войны демонстрируют большую предрасположенность к страхам, чем их самарские сверстники. Страхи могут быть надуманными, что характерно не только в ситуации экзистенциального страха, но возможно также в силу возрастных особенностей. При этом в острой кризисной ситуации дети-войны умеют хорошо ориентироваться, прогнозировать возможные последствия, что не наблюдается у их сверстников. У детей из контрольной группы в большей мере преобладают эго-страхи из-за неудач в прошлом, из-за внешнего контроля родителя или учителя, неуверенности в себе, недоверчивости, страха наказания, они часто испытывают угрызения совести, если их поведение отличается от поведения, ожидаемого взрослыми. Несмотря на то, что качественные проявления страхов у детей из двух подгрупп различны, и те, и другие значимы для них, и вызывают определенные парасимпатические реакции. Наши рассуждения подтверждаются статистически значимыми различиями по перечисленным параметрам (см. табл.1).

Таблица 1

Сравнительный анализ данных по интегральному показателю «предрасположенность к страхам» и его компонентов (в контрольной группе и в группе «дети-войны») (непараметрический критерий U -Манна-Уитни)

Критические значения:

56 при p≤0,01

72 при p≤0,05

За пределами 72 зона незначимости

Переменные

Коэффициент U

Фантазии (надуманное)

15 при p≤0,01

Чувство опасности (прогноз)

19,5 при p≤0,01

Физиология

87 вне зоны значимости

Самооценка (эго-страхи)

75,5 вне зоны значимости

Боль эго

31 при p≤0,01

Боль социальная

102,5 вне зоны значимости

Ожидание, предчувствие, предрасположенность к страху

50 при p≤0,01

Таким образом, страхи детей-войны носят как надуманный характер, свойственный возрасту, так и реалистичный в силу угрожающих обстоятельств жизни и здоровью, вызывая соответствующие психофизиологические реакции.

Далее, обращаясь к текущим страхам младших школьников, мы видим, что значительная часть параметров в большей степени выраженаумладших школьников Донбасса (см. рис.2).

Выраженность интегрального показателя «непосредственное переживание эмоции страха» и его компонентов в обеих подгруппах

Рис. 2. Выраженность интегрального показателя «непосредственное переживание эмоции страха» и его компонентов в обеих подгруппах

Они страшатся природных и техногенных катаклизм, их жизнедеятельность ограничена, в ней присутствует страх неминуемой смерти. Страхи детей из Самары носят бытовой характер и являются нормативными для их возраста: они боятся находиться дома без взрослых, бояться врачей, фильмов ужасов и т. п.

Таблица 2

Сравнительный анализ данных по интегральному показателю «непосредственное переживание эмоции страха» и его компонентов в обеих подгруппах (в контрольной группе и в группе «дети-войны») (непараметрический критерий U -Манна-Уитни)

Критические значения:

56 при p≤0,01

72 при p≤0,05

За пределами 72 зона незначимости

Переменные

Коэффициент U

Природный

0 при p≤0,01

Экстремальный

0 при p≤0,01

Деятельности

34 при p≤0,01

Бытовой

0 при p≤0,01

Моральный

62,5 при p≤0,05

Жизнедеятельности

5 пpи ≤0,01

Непосредственное переживание эмоции страха

0 при p≤0,01

Различия между подгруппами обнаружены по всем искомым параметрам (см. табл.2), что указывает на то, что в текущий момент времени дети из разных социально-экономических и политических сред, испытывают разные страхи. Таким образом, дети-войны в большей степени, чем их сверстники, проживающие в мирных условиях, боятся природных катаклизм и экстремальных условий жизни, в то время как страхи их сверстников относятся к бытовым (страх остаться дома, страх врача и т. п.).

Анализируя последствия страхов, отметим, что различия на статистически значимом уровне обнаружены почти по всем показателям, за исключением параметра эго-отрицательные последствия (см.рис.3 и табл.3).

Выраженность интегрального показателя «последствия страха» и его компонентов в обеих подгруппах

Рис. 3. Выраженность интегрального показателя «последствия страха» и его компонентов в обеих подгруппах

Таблица 3

Сравнительный анализ данных по интегральному показателю «последствия страха» и его компонентов в обеих подгруппах в обеих (в контрольной группе и в группе «дети войны») (непараметрический критерий U -Манна-Уитни)

Критические значения:

56 при p≤0,01

72 при p≤0,05

За пределами 72 зона незначимости

Переменные

Коэффициент U

Длительность, постоянство

0 при p≤0,01

Регуляция экстернальная

0 при p≤0,01

Эго отрицательные

98,5 вне зоны значимости

Социальные отрицательные

69,5 при p≤0,05

Эго положительные

12,5 при p≤0,01

Социальные положительные

30 p≤0,01

Последствия страха

30 при p≤0,01

Данное обстоятельство говорит о том, что какие бы ни были страхи у детей, в той или иной степени они способны сказаться на их самооценке, снизить их уверенность в себе. При этом, следует обратить внимание, и на то, что в обеих подгруппах непосредственно сам компонент «последствия страхов» выражен незначительно, хоть и наблюдается некоторое преобладание у детей-войны. В целом, детская психика настолько пластична, что они легко адаптируются к любым условия, в том числе и стрессогенным условиям жизни. Однако, ориентируясь, на предыдущий показатель «эго-отрицательные последствия страхов», нельзя сказать, что страхи проходят для детей бесследно. Особое внимание хотелось бы остановить на компоненте «социально положительные последствия страхов. Данный компонент значительно в большей степени выражен у детей-войны, что характеризует их как детей с повышенной мерой ответственности за совершаемые поступки, пережитый страх смерти сделал более реалистичными их взгляды на жизнь. Такой социально и личностной зрелости в столь юном возрасте мы не отмечаем у детей из г. Самары, напротив, им свойственно винить в своих страхах, проблемах иных людей, за что отвечает выраженный компонент экстернальной регуляции, значение которого превосходит у детей из г. Самары. В целом, данная особенность является возрастной и свойственна большинству детей младшего школьного возраста. Все обозначенное указывает, что отношение к страхам у детей-войны имеет интернальный локус, что указывает на их социальную и эмоциональную зрелость.

Проведенное нами исследование и полученные достоверные данные должны стать основой для разработки коррекционных программ психолого-педагогического сопровождения детей, проживающих в местах вооруженных столкновений.

Литература:

  1. Ершова, И. Б. Влияние условий проживания в зоне военного конфликта на здоровье младших школьников / И. Б. Ершова, Ю. В. Глушко // Российский педиатрический журнал. — 2019. — Т. 22. — № 6. — С. 373–379.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, страх, контрольная группа, самар, зона значимости, интегральный показатель, ребенок, зона незначимости, непараметрический критерий, сравнительный анализ данных.


Похожие статьи

Сравнительная оценка физического развития детей младшего...

Цель исследования: Изучить и оценить показатели физического развития детей младшего

Критерии включения: возраст 6–10 лет, I-II группы здоровья по результатам комплексной оценки

Далее в ходе исследования был проведен сравнительный анализ показателей роста и

Рост был выше во всех исследуемых возрастах на 2,5–5 см, достоверность (р< 0,01–0,001).

Сравнительный анализ зрительных функций дошкольников из...

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Одним из значимых социальных факторов развития ребенка является семья.

В исследовании приняло участие 180 детей в возрасте от 6–7 лет, 46 детей из семей с

В целях обобщенного анализа полученных данных нами была использована специальная процедура...

Критерии учебной успешности детей младшего школьного...

Ключевые слова: учебная успешность детей младшего школьного возраста, критерии учебной успешности

К группе педагогических критериев относятся: − способность ребенка выражать свои

[3, с. 106–108]. В исследовании Е. А. Ширяева, посвященного теоретическому анализу

5. Ширяев, Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е. А...

Психологическая коррекция страхов у детей старшего...

На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами.

Рис. 6. Распределение детей старшего дошкольного возраста по группам восприятия семейного

Рис.7. Ось значимости для непараметрического критерия Манна-Уитни (U).

Различия между показателями до ипосле программы вЭГ иКГ по критерию Манна-Уитни (U).

Изучение психологической безопасности образовательной среды...

...насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды.

В нем принимали участие 26 воспитанников младшего школьникого возраста в возрасте от 7 до 11 лет

Нейтральное отношение зафиксировано у 26 % младших школьников, 22 % у подростков и 27 % у

Рис. 1. Интегральный показатель отношения к образовательной среде [Источник...

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей...

 В статье представлено краткий анализ и описание данных, полученных в ходе опроса, направленного на изучение особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности. Ключевые слова: младший школьный возраст, тревожность.

Теоретический анализ исследования динамики тревожности...

Для профилактики страхов у младших школьников существуют целые комплексы приемов. Страх, младший школьный возраст, ребенок, высокий уровень, умеренный уровень. У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и...

Определение критериев и показателей сформированности...

 В статье рассмотрены критерии и показатели изучения личностных качеств у младших школьников, позволяющие исследовать в определенном аспекте личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Критерии и уровни сформированности социальных навыков...

В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из

Анализ рассмотренных социальных навыков позволил обозначить компоненты

— 175 с. Запятая, О. Ф. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и...

Похожие статьи

Сравнительная оценка физического развития детей младшего...

Цель исследования: Изучить и оценить показатели физического развития детей младшего

Критерии включения: возраст 6–10 лет, I-II группы здоровья по результатам комплексной оценки

Далее в ходе исследования был проведен сравнительный анализ показателей роста и

Рост был выше во всех исследуемых возрастах на 2,5–5 см, достоверность (р< 0,01–0,001).

Сравнительный анализ зрительных функций дошкольников из...

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Одним из значимых социальных факторов развития ребенка является семья.

В исследовании приняло участие 180 детей в возрасте от 6–7 лет, 46 детей из семей с

В целях обобщенного анализа полученных данных нами была использована специальная процедура...

Критерии учебной успешности детей младшего школьного...

Ключевые слова: учебная успешность детей младшего школьного возраста, критерии учебной успешности

К группе педагогических критериев относятся: − способность ребенка выражать свои

[3, с. 106–108]. В исследовании Е. А. Ширяева, посвященного теоретическому анализу

5. Ширяев, Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е. А...

Психологическая коррекция страхов у детей старшего...

На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами.

Рис. 6. Распределение детей старшего дошкольного возраста по группам восприятия семейного

Рис.7. Ось значимости для непараметрического критерия Манна-Уитни (U).

Различия между показателями до ипосле программы вЭГ иКГ по критерию Манна-Уитни (U).

Изучение психологической безопасности образовательной среды...

...насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды.

В нем принимали участие 26 воспитанников младшего школьникого возраста в возрасте от 7 до 11 лет

Нейтральное отношение зафиксировано у 26 % младших школьников, 22 % у подростков и 27 % у

Рис. 1. Интегральный показатель отношения к образовательной среде [Источник...

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей...

 В статье представлено краткий анализ и описание данных, полученных в ходе опроса, направленного на изучение особенностей тревожности младших школьников в учебной деятельности. Ключевые слова: младший школьный возраст, тревожность.

Теоретический анализ исследования динамики тревожности...

Для профилактики страхов у младших школьников существуют целые комплексы приемов. Страх, младший школьный возраст, ребенок, высокий уровень, умеренный уровень. У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и...

Определение критериев и показателей сформированности...

 В статье рассмотрены критерии и показатели изучения личностных качеств у младших школьников, позволяющие исследовать в определенном аспекте личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Критерии и уровни сформированности социальных навыков...

В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из

Анализ рассмотренных социальных навыков позволил обозначить компоненты

— 175 с. Запятая, О. Ф. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной

В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и...

Задать вопрос