Арктический регион в последние десятилетия все больше привлекает внимание, из-за таяния ледников и богатства полезными ископаемыми. Несмотря на то, что Канада не является основным актором на международной арене, она — один из главных игроков в Арктическом регионе, важность которого в последние десятилетия возрастает. Канада, вторая из арктических стран по площади территории в Арктике, после России, также не оставляет без внимания этот регион. В этой статье автор рассмотрит особенности канадской дипломатии в отстаивании своих интересов в Арктике, позицию Канады в различных межгосударственных спорах и то, какие аргументы она использует, чтобы отстоять свою точку зрения.
Ключевые слова: Канада, Арктика, дипломатия, внешняя политика, хребет Ломоносова.
Одной из основополагающих целей внешней политики Канады является защита своих арктических территорий. Однако Арктика является регионом межгосударственных споров, которые, прежде всего, разразились из-за разных подходов делимитации границ своих секторов. Хотя существуют разные подходы к решению этого вопроса, особенно сейчас, когда приарктические и неарктические страны все больше заинтересованы в собственном присутствии в регионе, исторически сложилось, что в этом регионе отстаивали секторный метод разделения территорий между пятью арктическими государства. Канада является одним из основных сторонников этого подхода. Секторальный подход можно тоже разделить на два вида. Первый — когда секторы арктических государств начинаются от Северного полюса и, расширяясь, заканчиваются прибрежными территориями этих государств, образуя своеобразный треугольник. И второй — когда секторы арктических стран, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, ограничиваются пределами их исключительной экономической зоны, которая составляет 200 морских миль, таким образом, образуя «серую зону» в центре Арктики. Хотя на деле применяется второй подход, политическое руководство арктических стран, естественно, в своих заявлениях склонны придерживаться первого. Так, Канада была одной из первых стран, которая заявила о своем суверенитете над арктическими территориями. После передачи Великобританией в 1880 году северо-западных территорий Канаде, канадский флаг был поднят на островах Кекертен, Элсмир, Сомерсет. В 1906 году Канада заявила, что Гудзонов залив является территориальным морем Канады, а в 1907 году канадский исследователь Ж. Э. Бернье установил прокламацию, в котором были перечислены 15 закрепленных за Канадой территорий. В том же году сенатор П. Пуарье внес резолюцию, по которой все территории к северу от канадского побережья и простирающиеся до Северного полюса принадлежат Канаде, а в 1909 году Ж. Э. Бернье установил мемориал, в котором также провозглашалось, что Арктический архипелаг принадлежит Канаде [4]. Закрепление арктических территорий Канады продолжалось в течение первой половины XX века и завершилось в 1930 году, когда Норвегия признала канадский суверенитет над группой островов Свердрупа [4].
Хотя Конвенция ООН по морскому праву определяет границы территориального шельфа и исключительной экономической зоны и, тем самым, арктических секторов, это не избавляет от споров за территории. Одной из таких территорий, из-за которой разгорелся широко известный спор между Данией, Россией и Канадой, является хребет Ломоносова. Этот регион привлекает к себе не только из-за полезных ископаемых, а по данным Геологической службы США от 2008 года, там содержится от 6 до 100 триллионов кубических футов или около от 170 млрд до 3трлн кубических метров газа и более чем 10 млрд баррелей нефти, но и стратегического значения [5]. В соответствии с Конвенцией по морскому праву каждое государство вправе претендовать на расширение своего континентального шельфа за счет подводного хребта, если «подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства» [1], то есть если он является продолжением материка, на котором расположено государство. Все три страны считают, что хребет Ломоносова является продолжением их собственной арктической территории. Так, Россия заявляет, что хребет Ломоносова является частью Евразийского континента, Дания утверждает, что хребет — это продолжение Гренландии, а Канада настаивает на том, что он является частью канадского шельфа, являясь продолжением острова Элсмир. В 2013 году Канада подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, которая была отклонена, после в 2019 году была подана итоговая заявка. Следует отметить, что в этот спор вступает и США, которые заявляют, что это океанический хребет, который не является частью чьего-либо континентального шельфа.
Между Канады с Данией существует спор не только из-за хребта Ломоносова, но и из-за небольшой необитаемый остров Ганс, который расположен между Гренландией и канадским островом Элсмир. Этот спор, который также был назван «Войной виски», был довольно мирным и продолжался около 50 лет. Каждая из сторон устанавливала свой флаг и оставляла бутылки с алкоголем, пока военнослужащие другой стороны не прибудет и не поменяет флаг и также оставит алкогольные напитки. Дания аргументировала свою позицию, ссылаясь на факт открытия этого острова датским исследователем Гансом Хендриком, на решение Лиги Наций от 1933 года, а также на то, что гренландские инуиты всегда пользовались этим островом, в то время, как канадские инуиты никогда этого не делали. Канада же в свою очередь опровергала эти аргументы тем, что Ганс Хендрик проводил свою экспедицию от имени США, которые никогда не претендовали на остров, Лига Нация была распущена и ее решение не может быть решающим в данном вопросе, а гренландские инуиты всегда свободно перемещались по региону и это не может давать Дании права претендовать на тот же остров Элсмир [3]. В 2005 году Канада заявила о желании начать переговоры для разрешения этого спора, позже в 2018 году была создана группа по урегулированию конфликта. Однако только в 2022 году спор был разрешен. Стороны подписали соглашение и договорились разделить остров пополам.
Более серьезным является спор Канады и США из-за статуса Северо-Западного прохода (СЗП). Хотя другие страны признают, что Северо-Западный проход является внутренними водами Канады, о чем она заявила еще в 1985 году, США настаивают, что он должен считаться международным. США ссылаются на прецедент в Международном Суде, по которому транспортная артерия считается международным проходом, если соединяет две части открытого моря, в случае с СЗП — это Атлантический и Тихий океаны. Канадская сторона ссылается на положения Конвенции по морскому праву, а также заявляет, что в связи с малой проходимостью через СЗП, которая хотя и возросла в последние годы, все равно остается незначительной, не может считаться международной артерией.
Также спорной территорией между Канадой и США является море Бофорта. Спор ведется с 1825 года, когда было подписано Санкт-Петербургская Конвенция о делимитации границ между российской Аляской и колониями Великобритании, вокруг 13 000 квадратных км акватории из-за границы между Аляской и Юконом. Так, по этой Конвенции граница проходит «по хребту гор, простирающихся в параллельном направлении с берегом до точки пресечения на 141 градус западной долготы» [2]. Соединенные Штаты оспаривают положения этой Конвенции, в то время как Канада признает его условия. После 2004 года спор обострился, из-за лизинга спорных территорий Соединенными Штатами для разработки ресурсов. Правительство Канады недовольно перспективой, что США смогут добывать нефть при случае ее обнаружения.
Таким образом, для Канады наряду с безопасностью стоят и экономические выгоды от развития этого региона, а именно, от разведки и разработки нефтегазовых месторождений. Именно из-за права обладать ресурсами велись и по сей день ведутся споры о принадлежности каких-либо территорий. Канадское правительство планомерно отстаивает свои претензии на арктические территории и ресурсы, которые там находятся. Являясь приверженкой «мягкой силы» и политики решения споров мирными средствами, Канада апеллирует в своих аргументах к международному праву и стремится разрешить все споры посредством переговоров или при содействии международных организаций.
Литература:
- Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций // [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
- Санкт-Петербургская Конвенция с Англией относительно разграничения обоюдных пространств владений России и Англии в Северной Америке (Русско-английская Конвенция 1825г.) // Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3 томах. Российский совет по международным делам // [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/common/upload/Arctic %20Anthology %20Vol %203.pdf (дата обращения: 14.12.2022).
- Белянина А. С. Кому принадлежит остров Ганса: территориальный диспут между Данией и Канадой // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. № 3(2). С. 472–474. // [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/Пользователь/Downloads/komu-prinadlezhit-ostrov-gansa-territorialnyy-disput-mezhdu-daniey-i-kanadoy.pdf (дата обращения: 14.12.2022).
- Теребов О. В. Канадский полярный мореплаватель Жозеф-Эльзеар Бернье // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. № 3. С. 74–90. // [Электронный ресурс]. URL: https://usacanada.jes.su/s268667300000616–7–1-ru-40/ (дата обращения: 09.12.2022).
- Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. // United States Geological Survey. 2008. // [Электронный ресурс]. URL: https://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/fs2008–3049.pdf (дата обращения: 14.12.2022).