Оценка правового статуса турагента как субъекта туристской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 27.12.2022

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Хан, Д. Е. Оценка правового статуса турагента как субъекта туристской деятельности / Д. Е. Хан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 299-300. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98317/ (дата обращения: 25.04.2024).



В настоящее время в связи с активным развитием сферы туризма, происходит усложнение системы правоотношений между субъектами туристской деятельности, что напрямую сказывается на возникновении отношений зависимости турагентов от туроператоров. Сформулирован вывод о необходимости установления обязательного саморегулирования в указанной сфере.

Ключевые слова: туроператор, турагент, условия сотрудничества, туристский договор, туристский продукт.

Право на занятие предпринимательской деятельностью вытекает из конституционной нормы статьи 34 Конституции РФ, в силу которой за каждым признается право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. [1] Следует подчеркнуть, что право на осуществление предпринимательской деятельности относится к экономической группе конституционных прав. В России развитие норм о защите прав и интересов предпринимателей носит динамический характер, что свидетельствует о постоянном внимании законодателя к данному вопросу, о необходимости чёткой регламентации отношений в сфере защиты их прав и законных интересов.

Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», даётся легальное определение понятию туристская деятельность. Туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. [2]

Исходя из данного определения, можно выделить, что будет являться туроператорской деятельностью, турагентской деятельностью.

Туроператор, турагент и турист — основные субъекты тех правоотношений, которые складываются на рынке туризма. [5] Что касается основных субъектов данных правоотношений, которые непосредственно складываются на рынке туризма, следует отметить, что таких субъектов три: туроператор, турагент и турист соответственно. Туроператор и турагент являются субъектами, которые непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность.

Однако турагент это своего рода посредник в туристской деятельности. Действия турагентов зависят от реализации туристского продукта, за которые они впоследствии получают вознаграждения от туроператоров. Но только туроператор может формировать туристский продукт, из чего следует, что туроператор — это тот субъект, который использует все составляющие туристской деятельности.

Существует ряд характерных особенностей между туроператорами и турагентами в договорных взаимоотношениях. Данные взаимоотношения ставят турагентов в крайне уязвимое положение. Как пример можно привести отказ туриста от совершения путешествия, иначе говоря, турист, являющийся потребителем туристского продукта, который предлагается турагентом, по определенным причинам отказывается от него, и в этом случае для турагента это становится финансовой задолженностью перед туроператором. Что приводит к возникновению обязанности по возмещению понесенных затрат за неиспользуемый туристский продукт. В подобной ситуации турагентам придётся выплачивать штрафные санкции, поскольку считается, что агент нарушает условия договора и реализацию туристского продукта.

Однако в случае, если турист приобрел страховку от невыезда, то это является гарантией от возмещения штрафных санкций. Также в качестве страхового случая предусматривается ещё ряд причин, такие как болезнь туриста, смерть, госпитализация туриста, его повестка из военкомата, либо же отказ в выдаче визы. Но все остальные причины, из-за которых у туриста происходит невозможность осуществления путешествия, не являются «спасательным плотом» для турагентов.

Но это не единственная особенность, дискриминационным условием является и изменение стоимости туристского продукта, даже в том случае, когда бронирование уже подтверждено. Как правило, причиной такого увеличения служит изменение курса валют, либо рост транспортных тарифов. Конечно, порой данные изменения могут не устраивать туриста, из-за чего происходит аннулирование тура, что опять-таки приводит турагента к возмещению понесенных затрат туроператору. Турагенты будут вынуждены оплачивать разницу из собственных средств, так как не имеет права требовать доплату с туриста в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» [3].

Отдельного рассмотрения требуют случаи, когда в силу определенных технических ошибок туроператоров страдают турагенты. Такими примерами могут быть ситуации, когда происходит размещение недостоверной информации на сайтах туроператоров, либо же такого рода информация, получаемая турагентами, исходит от менеджеров туроператорской фирмы.

Существуют и иные отрицательные особенности, возникающие между турагентами и туроператорами.

Следует добавить, что множественность отрицательных фактов не исключает положительных сторон. И таким фактом является то, что турагенты обладают возможностью самостоятельно решать вопрос того, с каким из туроператоров могут быть построены выгодные взаимоотношения.

Для наиболее точной оценки построения выгодных взаимоотношений следует сравнить правоспособность, дееспособности, а также платежеспособность.

Во-первых, это определение правоспособности, которое показывает наличие юридического основания для занятия туристской деятельностью. Данное право подтверждается благодаря свидетельству о регистрации в Едином федеральном реестре туроператоров.

Во-вторых, дееспособность заключается в возможности выполнения всех обязанностей, которые подтверждаются опытом работы, уровнем специализации, ассортиментом туристского продукта, которые предлагаются турагентами и т. д.

В-третьих, это платежеспособность, в данном случае она демонстрирует наличие финансовых средств, которые направлены на заключение сделок путем полных и своевременных расчетов, что подтверждается финансовыми обеспечениями.

Как правило, для налаживания сотрудничества турагенты обращаются к официальным сайтам туроператоров в целях проверки именно качества работы. Помимо этого, профессионализм работы туроператоров можно определить на основе телефонных звонков. Но что касается финансовой стабильности, то в этом случае можно судить исходя из вознаграждений турагентов. Фактическое вознаграждение варьируется в пределах 9–12 % от стоимости тура. В купе с этими данными при выборе туроператора турагенты руководствуются мнениями иных агентов, отзывами туристов и т. д.

«Туризм на современном этапе развития экономики России занимает все более значимое место». На рынке туризма, в настоящее время, существует зависимость турагентов от туроператоров. И пока законодатель не определил, какие способы можно изменить данную ситуацию и предать ей другую форму. [4]

Подводя итог, можно сказать, что назрела необходимая потребность во внесении изменений в туристское законодательство, относительно правового статуса турагента. Кроме этого для наиболее полной и существенной защиты турагентов, предлагается рассмотреть возможность передачи туристской деятельности в сферу обязательного саморегулирования, что поможет турагентам повысить эффективность в установлении дополнительных стандартов качества и безопасности, что несомненно будет направлено на устранение их уязвимости как субъектов этих правоотношений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.05.2022) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей»
  4. Гольц Т. В. Проблемы регулирования защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания в России // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2010. — № 1. — С.53–60.
  5. Правовое обеспечение туризма: учебник. / коллектив авторов; под общ. ред. Е. Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): туристская деятельность, туристский продукт, туроператор, предпринимательская деятельность, рынок туризма, обязательное саморегулирование, субъект, турист.


Похожие статьи

туристская деятельность, сфера туризма, туристская...

Ключевые слова: Российская Федерация, Брянская область, туристическая деятельность

В России до 2019 года классификация гостиниц была частично обязательного характера.

Российская Федерация, Брянская область, туристическая деятельность, сфера туризма

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская...

Проблемы и особенности регулирования предпринимательской...

Туроператорская деятельность (туроператор) — деятельность по формированию

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 17 декабря 1997 г. (ред. 2016).

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия.

Современные аспекты управления предпринимательской...

Ключевые слова: туристический бизнес, предпринимательская деятельность

субъект, обладающий правами юридического лица, который производит и реализует туристскую продукцию [1, с. 18].

Рынок предложения туристских услуг представлен деятельностью

В сфере туризма, как объекте предпринимательской деятельности, эффективность...

Проблемы правового регулирования в сфере туризма

В настоящей статье автор определяет проблемы правового регулирования в сфере туризма

Проще говоря, туроператор создает продукт и назначает цену, а турагент продает.

Если учесть, что туроператор является производителем туристского продукта, то можно

Другой важный партнер и субъект туристских правоотношений это гостиница, отель или иное...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

Туризм как сфера экономической деятельности — это система взаимодействия различных отраслей

Таким образом, туристский продукт целенаправленная совокупность услуг, работ и иных товаров

туристская деятельность — это предпринимательская деятельность

Тур, комплексная туристская услуга. Тур, предлагаемый фирмами, туроператорами...

туристская деятельность — это предпринимательская...

Российская Федерация, туристская деятельность, государственное регулирование, Федеральное агентство, Россия, сфера туризма, туризм, туристическая деятельность, Республика Коми, внутренний туризм.

Проблемы правового регулирования туристской деятельности...

В статье представлены основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, а также выявлены основные проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации.

Правовое регулирование туристической деятельности...

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» в ст. 1 закрепляет в качестве основного понятия «туристическую деятельность», определяя ее как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.

Источники правового регулирования туристской деятельности

Одним из главных документов является ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». В нем указаны такие определения как: туристская деятельность, турист, туроператорская деятельность, турагентская деятельность и другие.

Регулирование защиты прав туриста | Статья в журнале...

туристская деятельность, туристский продукт, туроператор, агентский договор. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации. – защиты прав и интересов туристов, в том числе...

Похожие статьи

туристская деятельность, сфера туризма, туристская...

Ключевые слова: Российская Федерация, Брянская область, туристическая деятельность

В России до 2019 года классификация гостиниц была частично обязательного характера.

Российская Федерация, Брянская область, туристическая деятельность, сфера туризма

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская...

Проблемы и особенности регулирования предпринимательской...

Туроператорская деятельность (туроператор) — деятельность по формированию

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 17 декабря 1997 г. (ред. 2016).

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия.

Современные аспекты управления предпринимательской...

Ключевые слова: туристический бизнес, предпринимательская деятельность

субъект, обладающий правами юридического лица, который производит и реализует туристскую продукцию [1, с. 18].

Рынок предложения туристских услуг представлен деятельностью

В сфере туризма, как объекте предпринимательской деятельности, эффективность...

Проблемы правового регулирования в сфере туризма

В настоящей статье автор определяет проблемы правового регулирования в сфере туризма

Проще говоря, туроператор создает продукт и назначает цену, а турагент продает.

Если учесть, что туроператор является производителем туристского продукта, то можно

Другой важный партнер и субъект туристских правоотношений это гостиница, отель или иное...

Понятие туризма как сферы экономической деятельности

Туризм как сфера экономической деятельности — это система взаимодействия различных отраслей

Таким образом, туристский продукт целенаправленная совокупность услуг, работ и иных товаров

туристская деятельность — это предпринимательская деятельность

Тур, комплексная туристская услуга. Тур, предлагаемый фирмами, туроператорами...

туристская деятельность — это предпринимательская...

Российская Федерация, туристская деятельность, государственное регулирование, Федеральное агентство, Россия, сфера туризма, туризм, туристическая деятельность, Республика Коми, внутренний туризм.

Проблемы правового регулирования туристской деятельности...

В статье представлены основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, а также выявлены основные проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации.

Правовое регулирование туристической деятельности...

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» в ст. 1 закрепляет в качестве основного понятия «туристическую деятельность», определяя ее как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.

Источники правового регулирования туристской деятельности

Одним из главных документов является ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». В нем указаны такие определения как: туристская деятельность, турист, туроператорская деятельность, турагентская деятельность и другие.

Регулирование защиты прав туриста | Статья в журнале...

туристская деятельность, туристский продукт, туроператор, агентский договор. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации. – защиты прав и интересов туристов, в том числе...

Задать вопрос