Генезис понятий «духовность» и «нравственность»: историко-теоретический аспект в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 26.12.2022

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Потомкина, Ю. Г. Генезис понятий «духовность» и «нравственность»: историко-теоретический аспект в России / Ю. Г. Потомкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98282/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье анализируется содержание понятий «духовность» и «нравственность», раскрывается их смысл, а также исследуется историко-теоретический аспект их генезиса в России.

Ключевые слова: нравственность, духовность, история.

This article analyzes the content of the concepts of «spirituality» and «morality», reveals their meaning, and also explores the historical and theoretical aspect of their genesis in Russia.

Keywords : morality, spirituality, history.

Анализ и изучение содержания понятий «духовность» и «нравственность», а также углубленное рассмотрение проблематики духовно-нравственного воспитания и развития личности практически всегда были в фокусе внимания как научного, так и ненаучного подходов к изучению человеческой личности. Трактовке указанных понятий уделяли повышенное внимание философы, педагоги, психологи и теологи.

Отечественный подход к философии и педагогике в начале XIX века традиционно базировался на восприятии духовности и нравственности как идеалов православной культуры, стремиться к обретению которых должен был каждый благочестивый христианин. Например, по словам Достоевского Ф. М., признаком духовности человека может быть исключительно вера в Бога. По мнению Бердяева Н. А., духовность и её составные части в человеческой личности имеют не только человеческую природу, но ещё и богочеловеческую, а духовность, по его словам, «есть богочеловеческое состояние».

Подход православной традиции развитие духовности в человеке рассматривалось как нечто, что связано с миром трансцендентного, что, по сути своей, существует за рамками человеческого индивидуального бытия. То есть, в православии под духовностью понимается нечто, что имеет божественную природу происхождения, но, вместе с тем, существует в каждом человеке, оставляя право выбора отношения к этому явлению за свободной волей каждого человека [4].

Впрочем, для православных подходов к понятию духовности как нацеленности на участие человека в созидательных процессах, базирующихся на христианских добродетелях, свойственна также трактовка духовности как стремления личности к абсолютным и непостижимым с рациональной точки зрения вещам и состояниям. Именно с такой точки зрения духовность выступает как главный катализатор самосовершенствования личности. Поэтому для русских религиозных философов духовность не могла быть самостоятельной, существуя в обезличенном виде, вместо этого представляясь им своеобразным мерилом соответствия каждого человека определёнными христианством идеалам. Так, например, Зеньковский В. В. считал, что духовность каждого человека является следствием его личностного начала, так как каждый человек сотворён по образу и подобию Бога [3].

Но православная традиция — это не единственный источник, трактующий понятие «духовность» в отечественной истории. В советский период истории России господствовал подход к пониманию человеческой личности с позиции диалектического материализма, что выражалось, преимущественно, в связи с социальной сущностью человека. Например, Энгельс Ф. считал, что духовное начало в человеке остаётся функцией высокоорганизованной материи или же следствием материальной общественной практики людей. Одновременно с этим, полагал он, мыслящий дух — это «высший цвет» цикла смерти и вечного возрождения материи. Диалектический материализм как философия, по сути своей, отрицал существование какой-либо духовной реальности и трансцендентного аспекта человеческого бытия, однако, одновременно с тем, отдельные её элементы толерантно допускались в продуктах культуры и искусства.

Под термином «нравственность», как правило, в широком смысле понимают набор установок и предписаний, которым при определении своей модели поведения должен руководствоваться человек в рамках своей культуры и свойственных ей добродетелей и идеалов. Впрочем, если обратиться к диалектическому материализму, то можно проследить, что для атеистической культуры характерен явный примат морали, «нравственности», над религией, как бы подчёркивающий превосходство рационального подхода к добродетелям над мистическим [6].

Девяностые годы XX века в исследованиях по теме характеризовались подходом к нравственности как логичному взаимодополнению с духовностью, как бы логично утверждая идею, гласящую, что быть духовным человеком — это и значит жить в соответствии с нормами морали. К примеру, Асмолов А. Г. утверждал, что личностная социализация неразрывно связана с уровнем духовно-нравственного развития личности. По мнению Борытко Н. М., например, под нравственностью следует понимать ориентацию на осознаваемы смысл различных жизненных вещей и явлений окружающей среды, тогда как ориентация на какой-либо внешний идеал и на оценку других следовало бы называть термином «моральность» [2].

Современные классики и исследователи XXI тоже сформировали идеи развития общества (П. Ф. Катерева, Н. А. Бердяев, О. В. Рогозина, Е. Шестун и другие), в которых отмечается важность духовно-нравственного воспитания, где воспитанник восходит к вершинам человеческого духа, к высшим проявлениям беззаветности, милосердия, законы о ближнем, переживания чувства прекрасного [1].

Важно понимать, что в истории России наибольшая роль в формировании идеалов гражданского общества, его моральных ориентиров и жизненных ценностей была отведена именно православной традиции, поэтому корректнее всего рассматривать генезис и содержание терминов «духовность» и «нравственность» было бы именно в таком контексте [7]. Нравственность же, согласно христианским учениям, невозможна в принципе без веры в Бога. И если духовности отведена роль мерила степени высших устремлений личности, то нравственность надлежит понимать как степень добродетельности в отношении к другим людям и всему обществу в целом.

Литература:

  1. Бердяев Н. А. Самопознание. / Н. А. Бердяев. — Санкт-Петербург: Азбука, 2021. — 416 с.
  2. Ильин И. А. Путь духовного обновления. / И. А. Ильин. — Москва: Даръ, 2017. — 480 с.
  3. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / В. В. Зеньковский. — Москва: ЁЁ Медиа, 2012. — 260 с.
  4. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты и идентификации. / С. Б. Крымский // Вопросы философии. — 1992. — № 12. — С. 21–28.
  5. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. / В. Н. Лосский. — Москва: Академический проект, 2015. — 543 с.
  6. Маркс К. Сочинения. Издание второе. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 698 с.
  7. Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека. / А. Ф. Никитин // Педагогика. — 1992. — № 1–2. — С. 6–10.
Основные термины (генерируются автоматически): диалектический материализм, духовность, православная традиция, человеческая личность, духовно-нравственное воспитание, нравственность.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

Целью статьи является воспитание и развитие нравственных, духовных, патриотических, эстетических чувств, умение находить надежные нравственные ориентиры на основе приобщения младших школьников к национальному наследию русской православной культуре.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как...

...стремление к духовному идеалу, связанные с высшими ценностями человеческого бытия.

В связи с этим, в педагогике духовность и нравственность понимается нами как «высший

— М., 1996. — 124 с. Кудрявая Н. В. Духовнонравственные основы развития личности в

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро...

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

Библиографическое описание: Алеуова, Р. Ш. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

Моралью также называют непосредственно человеческое поведение.

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность. В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Влияние православных ценностей на формирование...

В данной статье говорится о влиянии православно-духовных ценностей на современную

детских инициатив и влиянию на эволюцию чувств, воли, характера и нравственности [4].

Ключевые слова: православные обычаи и традиции, духовно-нравственные ценности.

Педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания студентов на основе.

Духовно-нравственное воспитание личности | Молодой ученый

Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе... Ключевые слова: православные обычаи и традиции, духовно-нравственные ценности

и вероисповедания, духовных традициях народов России, они осознают ценности человеческой жизни.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

...проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка / Э. В. Тихонова, А. А. Блинова.

Мораль - нормы, основы, принципы действия людей, а также само человеческое поведение.

Сухомлинский, когда утверждал, что нравственность и духовность развиваются в любом

В настоящее время духовно-нравственное воспитание принято в новые стандарты.

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

Одним из главных направлений современной государственной политики РФ является духовно-нравственное воспитание молодежи, путем принятия «Концепции духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка

В работе автор рассматривает как можно формировать духовно-нравственные качества у младших школьников, какую роль играет семья в духовном становлении детей. Ключевые слова: духовное, нравственное, воспитание, ценности, личность.

Нравственное воспитание личности | Статья в журнале...

Но процесс воспитания имеет и другой срез — диалектику связей внешнего и внутреннего, т. е

Диалектическая концепция развития основывается на том, что личность само развивается в

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное...

Понятие и потребность духовно-нравственного воспитания

Духовность человека является структурой духовности нации, государства и общества.

в жизни, в семье приводит в порядок поведение людей и человеческие отношения.

Поэтому оба понятия объединены и носят название – духовно-нравственное воспитание.

И духовно-нравственные представления личности осуществляются благодаря воспитанию.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

Целью статьи является воспитание и развитие нравственных, духовных, патриотических, эстетических чувств, умение находить надежные нравственные ориентиры на основе приобщения младших школьников к национальному наследию русской православной культуре.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как...

...стремление к духовному идеалу, связанные с высшими ценностями человеческого бытия.

В связи с этим, в педагогике духовность и нравственность понимается нами как «высший

— М., 1996. — 124 с. Кудрявая Н. В. Духовнонравственные основы развития личности в

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро...

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

Библиографическое описание: Алеуова, Р. Ш. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

Моралью также называют непосредственно человеческое поведение.

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность. В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Влияние православных ценностей на формирование...

В данной статье говорится о влиянии православно-духовных ценностей на современную

детских инициатив и влиянию на эволюцию чувств, воли, характера и нравственности [4].

Ключевые слова: православные обычаи и традиции, духовно-нравственные ценности.

Педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания студентов на основе.

Духовно-нравственное воспитание личности | Молодой ученый

Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе... Ключевые слова: православные обычаи и традиции, духовно-нравственные ценности

и вероисповедания, духовных традициях народов России, они осознают ценности человеческой жизни.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

...проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка / Э. В. Тихонова, А. А. Блинова.

Мораль - нормы, основы, принципы действия людей, а также само человеческое поведение.

Сухомлинский, когда утверждал, что нравственность и духовность развиваются в любом

В настоящее время духовно-нравственное воспитание принято в новые стандарты.

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

Одним из главных направлений современной государственной политики РФ является духовно-нравственное воспитание молодежи, путем принятия «Концепции духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка

В работе автор рассматривает как можно формировать духовно-нравственные качества у младших школьников, какую роль играет семья в духовном становлении детей. Ключевые слова: духовное, нравственное, воспитание, ценности, личность.

Нравственное воспитание личности | Статья в журнале...

Но процесс воспитания имеет и другой срез — диалектику связей внешнего и внутреннего, т. е

Диалектическая концепция развития основывается на том, что личность само развивается в

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное...

Понятие и потребность духовно-нравственного воспитания

Духовность человека является структурой духовности нации, государства и общества.

в жизни, в семье приводит в порядок поведение людей и человеческие отношения.

Поэтому оба понятия объединены и носят название – духовно-нравственное воспитание.

И духовно-нравственные представления личности осуществляются благодаря воспитанию.

Задать вопрос