Данная статья посвящена проблемам мирового налогообложения в современное время. Произведен анализ современных способов устранения проблем мирового налогообложения и предложено несколько новых способов, способствующих этому.
Ключевые слова: двойное налогообложение, мировое налогообложение, международное сотрудничество, государство, международная экономика, система
This article is devoted to the problems of world taxation in modern times. The analysis of modern ways of eliminating the problems of global taxation is carried out and several new ways are proposed to contribute to this.
Keywords: double taxation, global taxation, international cooperation, state, international economy, system
Налоги — это наиболее важный инструмент формирования доходной части бюджета любого государства. Государственные доходы и госбюджеты формируются главным образом за счет налогов.
«В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж…Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т. е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи» (1).
Национальные налоговые системы различных стран различны между собой, но в основном они включают в себя такие элементы, как: виды налогов и сборов; субъекты налогообложения; предмет и объект налогообложения, ставки налогов; налоговые льготы; и др.
Актуальностьданной темы объясняется, с одной стороны, необходимостью, улучшения инвестиционного климата и более интенсивного развития международного сотрудничества и при этом, наличием множества проблем мирового налогообложения, необходимостью правового регулирования налоговых взаимоотношений межгосударственного сотрудничества.
Глобализация, — двигатель развития международно-экономических отношений, в современном мире приводит к необходимости создания благоприятных условий международного сотрудничества. Развитие международного предпринимательства сформировало ситуацию, при которой у субъекта предпринимательства есть право выбора страны получателя части налоговых средств .
Каждое государство заинтересовано в увеличении налоговых поступлений и одновременно заинтересовано в расширении экономической деятельности, в том числе и на международном уровне, по этой причине возникают различные проблемы налогообложения в мировой экономике и в том числе проблемы двойного налогообложения и вывод доходов и прибыли из — под налогообложения. Это основные проблемы мирового налогообложения.
Двойное налогообложение —«одновременное удержание различных налогов в разных странах вследствие подчиненности налогоплательщика и объекта» [2]
Различные государства стремятся расширять привлечение инвестиций в свою экономику, но также они стремятся поощрять своих граждан-налогоплательщиков осуществлять инвестирование в своей стране.
А. Смит первым сформулировал и определил принципы налогообложения, к таковым он отнес: справедливость, определённость, удобство для налогоплательщика и экономия на издержках налогообложения. [3]
В этих своих исследованиях он говорил о том, что гражданин-владелец капитала не обязан вести бизнес в государстве, где налоги обременительны, потому что он не связан «необходимостью с какой-либо страной».
Налоговое законодательство распространяется в своем применении на резидентов данной страны (т. е. лиц, постоянно пребывающих или проживающих в данной стране), а не на граждан. Поэтому любые, даже внутренние налоговые нормы, уже имеют международный характер.
Многие проблемы международного налогообложения нашли отражение в Типовой Конвенции ООН (Типовая Конвенция Организаций Объединенных Наций «Об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами 2013 г».)
К числу таких проблем, например, относится уход бизнеса в офшоры. Либо перераспределение налогооблагаемого дохода в пользу компании, находящейся на территории с нулевой, или минимальной ставкой налога. Использование схемы BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) — проблема мирового налогообложения. Это — схема размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения, схема агрессивного налогового планирования, с целью перераспределения доходов и прибыли в компании, находящиеся на территории с льготными условиями налогообложения. Проблема для международного сотрудничества заключается не только в том, что нарушается принцип справедливости налогообложения, но и принцип справедливой конкуренции тоже.
К возникновению проблем мирового налогообложения также относится, например, трансфертное ценообразование (ТЦО). Это установление компаниями в своих сделках, цен с целью распределения доходов (или убытков), что так же позволяет минимизировать доходы и перераспределять их в пользу компаний, находящихся на территориях с более низкими ставками налогообложения.
Развитие цифровой экономики, позволяющей продавать товары и оказывать услуги через интернет-сайты, без создания на территории государства постоянных представительств, также создает условия для ухода от налогообложения.
Государства-участники международно-экономических соглашений двигаются в направлении решения проблем и барьеров в этой сфере.Создаются экономические союзы из нескольких государств, международно-правовые акты регулирующие отношения в этой области и т. д.
Однако совершенствование всей системы протекает несравнимо медленнее необходимого. Международная экономика — живой механизм, который требует более универсальных средств регулирования и поддержки. Существует ряд мер устранения двойного налогообложения, представляющий комплекс совокупных способов, методов и приемов, которые будут направлены на недопущение ситуаций двойного налогообложения, несколько из них описаны в многосторонней конвенции, касающейся вопросов налоговых соглашений и противодействию вывода, прибыли из-под налогообложения. [4]
На мой взгляд, есть несколько иных мер, которые могут быть задействованы уже сейчас.
Самый простой метод — усовершенствование нормативной базы в мировом сообществе. Этим методом мировое сообщество руководствуется уже давно, и этот метод действительно показывает свою состоятельность и значимость. Этот метод очень универсален, и он будет действовать на протяжении всего развития мировой экономики.
Императивный метод заключается в создании одной организации, которая занималась бы регулированием всего мирового экономического процесса. Условный орган, в который бы входило каждое государство, которое является участником мировых экономических отношений. В эту организацию должно входить несколько представителей от каждого государства участника, и принимать решения коллективно, если тематика вопроса касается большинства государств, либо между непосредственными участниками какого-либо спора, при поддержке этого решения всеми участниками.
Третий способ очень экспериментален, но имеет место быть. Дать непосредственным участникам больше прав, свобод и привилегий. То есть, ослабить контроль государств в международно-экономическом пространстве. Наделить субъектов предпринимательства возможностью самостоятельно решать, к примеру, страну, в которой они будут уплачивать налоги. На мой взгляд, мы очень далеки от такой модели, но такая система позволила бы значительно упростить и усовершенствовать всю систему.
Все предложенные методы бесполезны без международного сотрудничества, укреплений партнерских отношений между государствами и интеграций государств в международную экономику.
Целью межгосударственного сотрудничество в сфере налогообложения также должно стать международное налоговое администрирование и обмен налоговой информацией между налоговыми органами разных стран.
В результате такого сотрудничества уже стало возможным формирование нового явления — постепенной конвергенциинациональных налоговых систем. Под этим понимается сближение основных принципов налогообложения и подходов к формированию национальной налоговой политики.
Конвергенция национальных налоговых систем — «сближение на глобальном уровне принципов социально-экономических устройств общественной жизни посредством заимствования идей, налоговых политик различных государств». [5]
По сути своей конвергенция означает положительный итог сотрудничества и взаимодействия, т. е. все действия государственного регулирования в области налогообложения взаимно сочетаются.
Механизмами такой конвергенции, в зависимости от степени развития международных отношений, стали различные формы налоговой адаптации, налоговой координации и налоговой гармонизации.
Налоговая координацияразличных государств производится для того, чтобы вместе успешно взаимодействовать в экономическом развитии. Если такой координации нет, то каждое государство сосредотачивается на обеспечении своих собственных интересов своими силами, а не на совместном развитии.
Координация предполагает обязательный обмен информацией. Она может быть направлена на предвидение предстоящих проблем в экономической и налоговой деятельности.
Для взаимодействия налоговых систем необходима их гармонизация, под этим понимается корректировка налоговых систем различных юрисдикций в целях достижения общей политической цели.
Гармонизация налогообложения — представляет собой устранение налоговых искажений, влияющих на движение товаров и факторов производства, с целью более эффективного распределения ресурсов в рамках интегрированного рынка.
Важнейшим показателем совершенства и качества правовой системы государства является единообразное понимание правил международных налоговых соглашений всеми участниками, на которых эти правила распространяются.
Международные налоговые соглашения, как и налоговые законы, подлежат утверждению в законодательных органах стран-партнеров.
Эти налоговые соглашения не создают новых налоговых законов, они лишь призваны обеспечить взаимодействие национальных налоговых законодательств. Основным правилом международных налоговых соглашений является то, что они не должны давать странам больше прав и преимуществ, чем это предусмотрено ее национальным законодательством.
Международные налоговые соглашения для налогоплательщиков полезны тем, что открывают им возможность рассмотрения своего вопроса на уровне международного спора, т. е. на уровне тех судебных и иных средств защиты, которые предоставляются им по национальному законодательству.
Мировому экономическому развитию необходимо сотрудничество государств и бизнеса. Каждая страна мира, в которой иностранные физические или юридические лица, ведут хозяйственную деятельность на её территории, заинтересована в защите не только своих интересов, но и интересов и этих лиц, если их инвестиционная деятельность привлекательна для данного государства.
Бизнес стремится развиваться там, где обеспечена стабильность и где установлено посильное налоговое бремя.
Экономическая, политическая, социальная, военная безопасность любого государства зависима от наполнения казны. Поэтому вопросам налогообложения, формированию координации налоговых систем в мире, привлечению бизнеса уделяется большое внимание.
Для избежания ошибок при разработке международных налоговых систем необходим правильный подбор и учет особенностей группировки налогов, изучение и анализ налоговых систем других стран, оценка уровня и тяжести налогового бремени, оценка подходов и методов изъятия налогов.
Многие развитые и развивающиеся страны, осознавая значение международного сотрудничества, прилагают значительные усилия по реализации мер устранения проблем мирового налогообложения. Для решения этих задач государства разрабатывают методологии по сбору и анализу данных о BEPS, по оценке масштабов ущерба от этого, разрабатывают меры противодействия с целью устранения налоговой несправедливости. Принимаются меры по деофшоризации, по ужесточению способов избежания двойного налогообложения, развивается и совершенствуется информационный обмен в этой области. Прилагаются меры по повышению эффективности споров по налоговым вопросам, при двойном налогообложении, в рамках соглашений государств.
Литература:
- Перов А. В., Толкушин А. В. — учебное пособие -2005 5-е издание с. 21.
- Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М.: Инфра-М, 2005. — 343 с.
- А. Смит — Исследование о природе и причинах богатства народов 1776 г.
- Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» (Заключена в г. Париже 24.11.2016) — Статья № 5.
- Григорьева А. В., Безгласная Е. А. Конвергенция экономического развития национальных экономик в условиях глобализации // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/6429 (дата обращения: 23.12.2022).