Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к дефектам и сбоям в системе общения, отрицательно сказывается на развитии личности ребенка: формирует психические пласты, специфические черты эмоционально-волевой сферы и вызывает появление нежелательных черт характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Поэтому проблема ранней коррекции заикания у детей младшего дошкольного возраста является чрезвычайно актуальной.
Ключевые слова: заикание, развитие, ограничение речи, ребенок, слова, фразы, ритм.
The research objective is to disclose the subject matter of speech therapy work focused on fluidity speech formation of preschool age children, suffering stutter. Stutter is a difficult disorder of articulation organs such that the tempo-rhythmical organisation of statements is distressed that leads to defects and failures of dialogue system, negatively influences on individual development of the child; more specifically it generates the mental stratifications, specific features of emotional-volitional sphere, and causes undesirable qualities of character such as shyness, indecision, isolation, negativism. The author notes that the problem of early stutter correction among junior preschool-aged children considered as topical and immediate issue
Keywords: stuttering, development, speech restriction, child, words, phrases, rhythm.
1. Режим ограничения речи
Главная цель этого шага — обучить деток простейшим конфигурациям ситуативного языка в критериях их ограниченности. Для этого в группе с начала тренировочного года вводится отчетливый распорядок дня, в следовании которого участвуют и родители. Вводится строгий режим для снижения детской ложной словесной продукции. На логопедических упражнениях и упражнениях с учителем дети ориентируются на общение через невербальное общение. Они кивают либо качают головой в положительном либо отрицательном решении на вопросы старших. Как главное «работает» инструкция «показывает». Пример, изучая тему «Овощи», ученикам предлагаются последующие задания: «Покажи, где помидор?», «Покажи, где дети берут огурцы?», «Он оранжевый, удлиненный, крепкий, сладенький, полезный». Изобрази мне, что это такое? Детки имитируют движения, которые производятся при копании грядки, высадке семян, поливе рассады, рыхлении земли, прополке, сборе урожая и т. д. При ограничении устной речи вся речевая работа ориентирована на формирование слухового интереса, понимания обращенной речи и накопление пассивного словарного запаса.
При потребности речевого общения допускаются лишь весьма простые формы речи, при которых детки не заикаются. Ребенок сможет сообщать шепотом, отвечать односложно либо коротким словом на вопрос взрослого.
Формирование длительного фонационного и речевого выдоха
Этот этап работы предполагает обучение навыкам рационального распределения выдыхаемого воздуха при произнесении отдельных гласных звуков или их сочетаний. Приемами, помогающими детям в протяжном и плавном произношении, являются дирижирование, элементы танцевальных движений (легкие повороты, полуприседания, рукопожатия и др.), легкое хлопанье в ладоши или притопывание, задающее ритм и темп произносимых звуковых последовательностей.
Для формирования речевого выдоха в упражнения включаются специально подобранные слоги, слова и словосочетания. Например, во время прогулки по дорожке дети на плавном выдохе произносят сочетание слогов «топ-топ-топ»; имитируя шум дождя, говорят «кап-кап-кап» и при этом выполняют соответствующие движения руками; имитируя купание утят, стараются говорить «буль-буль-буль» и ритмично взмахивают руками «крыльями».
Обучение ситуативной речи на материале коротких и развернутых фраз
Первые короткие предложения, которым мы начинаем учить заикающихся детей, — это слова, начинающиеся с ударной гласной. С одной стороны, это продолжение работы по формированию речевого выдоха, с другой стороны, начало самостоятельного обучения речи. Закрепляя имеющиеся навыки выдыхательной речи, дети повторяют речевой образец, самостоятельно называют картинки, отвечают на вопросы. В дальнейшем учат мягкому гласному ведущему на материале других слов, при этом объясняя им, что слово следует немного расширить (выделить основной звук — ударный гласный). На уроках и во время специально организованных игр и речевых ситуаций дети сначала отвечают односложно.
Большое внимание уделяется развитию умений не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Так, при проведении лексических занятий на закрепление и активизацию предметного словаря дети учатся спрашивать: «Кто это?» и «Что это?», а также уточняют назначение каждого предмета: «Для чего нужен?»; знакомясь с прилагательными, они упражняются в постановке соответствующих вопросов: «Какой?», «Какая?». Для подобных упражнений используются реальные предметы или картинки и карточки-символы, демонстрирующие величинные, цветовые, вкусовые и другие характеристики предметов, действия с ними, их назначение.
Для постановки развернутых вопросов используются схемы, модели предложений, сюжетные картинки с частичной раскраской. Ориентируясь на заранее составленное предложение и выделенное на схеме ключевое слово (модель, картинку), дети пытаются сформулировать вопросы и задают их друг другу.
Средняя способность говорить без заикания, имевшаяся у 50 % учащихся до начала логопедической пробы, снизилась до 17 % от общего числа детей. В речи дошкольников наблюдались редкие задержки произнесения заученного, отрепетированного речевого материала в сложной ситуации речевого общения (в присутствии посторонних, в непривычной обстановке). Однако вместе с эмоциональным дискомфортом появлялась и нерешительность в привычной для ребенка обстановке. Эпизоды заикания часто регистрировались при произнесении лексически и грамматически сложных предложений, когда речевой материал был незнаком или незнаком.
В заключение охарактеризуем высокую способность к беглому произношению, достигнутую после логопедической работы у 83 % детей, участвовавших в эксперименте. Речь большинства из них можно назвать гладкой, соответствующей возрастной норме. У части детей редкие пароксизмы заикания возникали только в условиях эмоционального дискомфорта или при произнесении лексически и грамматически сложных предложений в связных рассказах и в спонтанной речи.
Формирование плавной речи у дошкольников с дефектом заикания сложный и специфический процесс. Только тесное взаимодействие логопеда с воспитателями и родителями в этом процессе может способствовать эффективности логопедической работы по коррекции речи детей.
Литература:
- Белякова Л. И. Патофизиологические механизмы // Заикание. Москва: Медицина, 1978. С. 59–81.
- Борисова Е. А. Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 4 (83). С. 108–118.
- Борисова Е. А. Формирование плавности речи как качественной характеристики устного высказывания детей дошкольного возраста с заиканием //Образование и наука. 2014 № 9. С.130–143
- Левина Р. Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у дошкольников. Москва: Педагогика, 1975. С. 3–22.
- Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. Москва: Владос, 2000. 208 с. 6.
- Johnson W., Knott J. A systematic approach to the psychology of stuttering in children and adults. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1955.
- Seeman M. Sprachstörungen bie Kindern. Stuttgart. 1973