Дидактических игры как эффективное средство обучения основам химии на уроках и элективных курсах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Назарова, М. М. Дидактических игры как эффективное средство обучения основам химии на уроках и элективных курсах / М. М. Назарова, А. Ч. Зейналова, Н. Ф. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 208-209. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98177/ (дата обращения: 29.03.2024).



Правильно подобранная дидактическая игра и симуляции позволяют активизировать как сам процесс обучения учащихся химии, так и создать условия для всестороннего развития учащихся. Использование игрового метода на уроках и элективных курсах дает возможность повысить интерес учащихся к химии, сделать активной ориентацию на приобретение знаний и мотивацию успеха.

Ключевые слова: дидактические игры, элективные курсы, познавательный интерес.

В настоящее время во многих странах идут интенсивные процессы модернизации образовательных систем, основывающихся на принципах демократизма, гуманизма, сопровождающиеся поиском передовых образовательных технологий, соответствующих сегодняшним тенденциям развития общества. В настоящее время переход на современные образовательные стандарты предполагает поиск новых, креативных подходов к методике преподавания химии в школе и усовершенствованию способов, методов и форм содержания образовательных действий. Современные образовательные технологии предполагают новый подход к качеству преподавания химии в школе и на элективных курсах. Потребностью сегодняшнего дня в образовательных процессах является смена приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе уроков на активную самостоятельную познавательную деятельность каждого школьника с учетом его способностей навыков и знаний.

Одним из наиболее творческих и эффективных путей развития познавательной активности учащихся является использование дидактических игр в практике работы педагога химии. В настоящей статье рассматриваются способы и возможности использования игровых технологий при обучении химии, как на уроках, так и на элективных курсах.

Многие величайшие умы человечества, такие как Ж. Ж. Руссо и Я. Коменский утверждали [1–3], что наилучший способ познания — игра, так как образовательные игры дают возможность наиболее ярко и всесторонне реализовать такие основные функции обучения, как развивающая, образовательная и воспитывающая. Как писал Л. С. Выготский об игре, несмотря на то, что учащиеся во время игры делают всё то, что им вздумается, в то же время они приучаются следовать логике, условиям и правилам учебной игры

Игровая деятельность в человеческой жизни предполагает различные функции:

– развлекательную (возникновение интереса);

– информативно-коммуникативную (усвоения информации об окружающей действительности, углубление дидактических знаний и освоение межличностного общения);

– самореализации (проявление уверенности и лучших человеческих качеств)

– социализации (облегчение адаптации учащихся к коллективу)

– функцию коррекции (улучшение и привнесение положительных свойств в структуру личностных качеств);

В статье рассматривается влияние метода игр и симуляции на формирование познавательного интереса у учащихся старших классов к углубленному изучению и освоению предмета химии на уроках и элективных курсах. При преподавании химии ожидается, что учащиеся усвоят как концепции, так и навыки изучаемого предмета. При этом некоторые концепции могут быть настолько абстрактными или сложными, что у некоторых учащихся могут возникнуть определенные проблемы с их пониманием. Аналогично, некоторые навыки, в силу определенных причин, не могут быть легко усвоены. Помимо когнитивных и психомоторных аспектов, традиционные методы преподавания химии, в целом, представляются малопригодными для достижения оптимальных дидактических целей. В связи с этим методы игр и симуляции так необходимы и полезны при преподавании химии.

В большинстве игр количество участвующих игроков ограничено. Они должны играть по правилам, установленным педагогом, и иметь определённые цели, которые должны быть достигнуты к концу игры. В зависимости от условий игры победителем может быть либо отдельный игрок, либо команда. В типичных симуляциях, задания обладают основными свойствами симуляции (т. е. они представляют реальную ситуацию), но не имеют основных характеристик игр (соревнования и правил). Таким образом, использование игр и симуляций при преподавании и обучении химии основывается, главным образом, на психологии самой «игры» и на связи с реальными ситуациями в определенных аспектах. Можно сказать, что неформальные игры и симуляции, как отмечали многие авторы [2–4], являются важнейшим компонентом обучения в школе. В результате игры и симуляции могут:

– мотивировать интерес учащихся к обучению;

– заставить учащихся использовать полученные знания в активной форме;

– повысить уровень критического мышления и навыков принятия решений,

– помочь учащимся соотнести информацию с повседневными ситуациями,

– увидеть актуальность изучения конкретной информации;

– улучшить запоминание учащимися пройденного материала;

– привести к личностному росту, например, к общению, сотрудничеству, личностному суждению, принятию решений и решению проблем.

Использование дидактических игр при преподавании химии должно обязательно соответствовать предписаниям учебной программы [5]. При этом учитель сам может решить, какие из тем учебной программы он будет реализовывать с помощью игр. Важно подготовить и сориентировать учеников перед началом игры. Перед началом игры учителю необходимо подробно ознакомить участников с правилами игры и объяснить ключевые понятия темы урока перед игрой.

Используя образовательные игры, учитель может составить карточки и выслушать мысли учеников по изучаемой теме или ключевых понятиях.

Во время игры учитель должен следить за ее ходом выбором, решениями, обсуждениями и другими действиями учащихся, используемыми в игровых группах. Параллельно он осуществляет руководство и поддержку, а также обратную связь с участниками. Иногда учитель может посчитать целесообразным остановить игру на некоторое время. и заострить внимание участников на определенной концепции или некоторых ключевых моментах игры, или приступить к обсуждению изучаемых тем. Иными словами, у учителя много обязанностей при интеграции дидактической игры в процесс обучения химии. Учитель предлагает ученикам возможность увидеть и изучить одну и ту же тем из многих ракурсов и в разных контекстах. Учитель выступает в роли проводника между реальным и искусственным миром игры, задавая соответствующие вопросы во время игры, отвечая на вопросы учеников и укрепляя диалоги между учениками или между учеником и игрой.

Таким образом, можно сказать, что правильно подобранная игра и симуляции при преподавании химии на уроках и элективных курсах позволяют всесторонне активизировать как сам процесс обучения, так и создать условия для многогранного развития познавательного интереса учащихся.

Литература:

  1. Клименченко О. В. Использование игровых технологий при обучении химии. // Вестник магистратуры. 2021. — № 9. — Выпуск-2 (120), — С. 122–124
  2. Chen S., Husnaini J. S., Chen J. J. Effects of games on students’ emotions of learning science and achievement in chemistry. // Int. J. Sci. Educ. -2020. — 42(13). — P. 2224–2245
  3. Алтенова Н. Т., Сергазина С. М. Игрoвыe тexнoлoгии в прoцecce oбучeния xимии. // Евразийский Союз Ученых, -2020., -№ 10(79),- С.56–58
  4. Сафина Л. Г., Шацких Ю. А. Методика использования игровых технологий на уроках химии. // Электронно-научное списание «Парадигма», -2019, -№ 1, -С. 78–81
  5. Сафина Л. Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий //Самарский научный вестник. -2014. -№ 2 (7). -С. 102–104.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, преподавание химии, время игры, симуляция, учитель, интерес учащихся, начало игры, обучение химии, познавательный интерес, учебная программа.


Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Игровые технологии способствуют вовлечению учащихся в активное обучение.

Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра.

40% учащихся указали, что на уроках химии им «нравятся викторины, конкурсы, игры, интересные занятия».

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Дидактическая игра как средство активизации... | Молодой ученый

 В работе рассмотрена практическая роль дидактической игры в качестве средства активизации учебно-познавательной деятельности. Ключевые слова: дидактическая игра, учебно-познавательная деятельность, обучение химии.

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

- Игры или обучение практикой- усвоение 70 %; проигрывание ситуаций.

Например, каждая ролевая игра длится 10 минут, учащиеся выступают в самых различных качествах.

1. Белякова, Н. В. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении

— 111 с. 8. Щукина Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе».

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

Методика обучения химии решает три основные задачи: чему учить, как учить и как учиться.

Химия — наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8-м классе, когда

Поэтому одной из первых уроков по химии должна быть посвящена теме «Химия вокруг нас».

Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) — это синоним учебной мотивации.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

 Ключевые слова: познавательный интерес, синквейн, кластер, тестовые задания, дидактическая игра. Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе.

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

В организации процесса обучения учащихся ориентируюсь на введение трех стандартов

Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии.

Похожие статьи. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии.

По моему мнению, если учитель ставит своей целью развивать познавательный интерес учащихся, он...

Дидактические игры на современном уроке химии

Применяя дидактические игры на уроках, учитель одновременно выступает и как

Многолетний опыт преподавания химии подсказывает, что на начальном этапе обучения

— Москва, 1989 г. 5. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и

— Москва: РПА, 1996 г. 6. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании.

Внеклассная работа по химии - средство развития личности...

- привитие интереса к учебной и внеучебной деятельности старшеклассников

- развитие у учащихся навыков работы по отбору и систематизации материалов. - развитие познавательной мотивации, социальной адаптации учащихся и родителей к вызовам

Данное задание может рассматриваться в курсе химии 8 класса по теме: «Растворы» и в 11 классе.

Особенности применения дидактических игр в обучении химии...

Но, внедрение именно всех педагогических технологий в обучении химии может вызвать своего рода

Именно посредством внедрения дидактических игр в процесс обучения, учащиеся

При проведении этой дидактической игры на уроке химии учитель должен провести

4. Рахимова И. Р., Кулимов А. К. «Использование дидактических игр в обучении химии»...

Внедрение в образовательный процесс активных...

Из диаграммы видно, что обучающиеся в некоторой степени начинают проявлять интерес к предмету.

2. Одним из методов активного обучения является игровой метод — деловая игра, «который был выбран при

3. На химии часто используется из интерактивных методов обучения — групповой метод.

4. На занятиях химии используются разные формы контроля

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Игровые технологии способствуют вовлечению учащихся в активное обучение.

Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра.

40% учащихся указали, что на уроках химии им «нравятся викторины, конкурсы, игры, интересные занятия».

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

Дидактическая игра как средство активизации... | Молодой ученый

 В работе рассмотрена практическая роль дидактической игры в качестве средства активизации учебно-познавательной деятельности. Ключевые слова: дидактическая игра, учебно-познавательная деятельность, обучение химии.

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

- Игры или обучение практикой- усвоение 70 %; проигрывание ситуаций.

Например, каждая ролевая игра длится 10 минут, учащиеся выступают в самых различных качествах.

1. Белякова, Н. В. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении

— 111 с. 8. Щукина Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе».

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

Методика обучения химии решает три основные задачи: чему учить, как учить и как учиться.

Химия — наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8-м классе, когда

Поэтому одной из первых уроков по химии должна быть посвящена теме «Химия вокруг нас».

Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) — это синоним учебной мотивации.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии...

 Ключевые слова: познавательный интерес, синквейн, кластер, тестовые задания, дидактическая игра. Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе.

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

В организации процесса обучения учащихся ориентируюсь на введение трех стандартов

Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии.

Похожие статьи. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии.

По моему мнению, если учитель ставит своей целью развивать познавательный интерес учащихся, он...

Дидактические игры на современном уроке химии

Применяя дидактические игры на уроках, учитель одновременно выступает и как

Многолетний опыт преподавания химии подсказывает, что на начальном этапе обучения

— Москва, 1989 г. 5. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и

— Москва: РПА, 1996 г. 6. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании.

Внеклассная работа по химии - средство развития личности...

- привитие интереса к учебной и внеучебной деятельности старшеклассников

- развитие у учащихся навыков работы по отбору и систематизации материалов. - развитие познавательной мотивации, социальной адаптации учащихся и родителей к вызовам

Данное задание может рассматриваться в курсе химии 8 класса по теме: «Растворы» и в 11 классе.

Особенности применения дидактических игр в обучении химии...

Но, внедрение именно всех педагогических технологий в обучении химии может вызвать своего рода

Именно посредством внедрения дидактических игр в процесс обучения, учащиеся

При проведении этой дидактической игры на уроке химии учитель должен провести

4. Рахимова И. Р., Кулимов А. К. «Использование дидактических игр в обучении химии»...

Внедрение в образовательный процесс активных...

Из диаграммы видно, что обучающиеся в некоторой степени начинают проявлять интерес к предмету.

2. Одним из методов активного обучения является игровой метод — деловая игра, «который был выбран при

3. На химии часто используется из интерактивных методов обучения — групповой метод.

4. На занятиях химии используются разные формы контроля

Задать вопрос