Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 25.12.2022

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Лампарская, Е. В. Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста / Е. В. Лампарская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98176/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурированности и целостности в их логической взаимосвязи.

Ключевые слова: система, системный подход, педагогические условия, методико-технологическое обеспечение, художественно-эстетическое развитие, дети дошкольного возраста.

The article presents the organization of work on the artistic and aesthetic development of preschool children at the level of designing a system representation of the object — the educational process in the preschool educational institution, which includes the components of structuring and integrity in their logical relationship.

Keywords: system approach, pedagogical conditions, methodological and technological support, artistic and aesthetic development, preschool children.

В системе дошкольного образования сегодня наблюдается переориентация со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки целостного развития и становления личности, что ставит педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотра использования традиционных подходов в контексте обновления проектирования образовательного процесса, отвечающего требованиям российских образовательных стандартов.

Необходимость применения системного подхода в педагогике как системообразующего обусловлена ориентированностью педагогики на построение целостного образовательного процесса (основанного на знаниях о закономерностях построения системных образов целостных объектов) и обоснована целостной организацией системного исследования, что отражено в работах П. К. Анохина, Ю. С. Вяткина, К. В. Краевского, В. П. Кузьминой, Г. П. Щедровицкого и др. Различные подходы к построению целостной системы обучения представлены исследованиями Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Т. И. Ильиной, А. С. Мищенко и др. Важной составляющей системного подхода в педагогике являются принципы как исходные положения и правила деятельности по качественному преобразованию системных объектов: принципы целостности и структурности, целенаправленности и управляемости, развития и коммуникативности.

В словаре иноязычных слов Л. П. Крысина понятие «система» (от лат «system» — соединённое, составленное из частей) трактуется как нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных частей, находящихся в определённой взаимосвязи [3, с. 645]. Н. Л. Худякова отмечает, что получение целостного изображения объекта решается через организацию системного исследования, основу которого составляет построение образа исследуемого объекта с применением знаний теории систем [5, с. 53].

В нашем исследовании системный подход используется применительно по отношению к объекту — образовательному процессу по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, построение которого ориентировано на развитие ребёнка как целостной, полноценной личности — субъекта самоизменения, саморазвития и самосозидания в художественно-творческой деятельности. Формирование целостной личности ребёнка обеспечивается педагогическим проектированием модели образовательного процесса на основе ценностно-смысловых ориентиров общества для развития личностных качеств в дошкольном возрасте в художественно-творческой деятельности (любознательность, интерес, активность, инициативность, самостоятельность, творчество).

В рамках проведённого исследования системного подхода к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста рассмотрим порядок построения образов объекта, отражающих его целостность. В нашем исследовании системность включает в себя следующие компоненты: структурированность , которая обеспечивается системообразующим компонентом — педагогическими условиями; целостность образовательного процесса (художественно-эстетическая среда и методико-технологическое обеспечение процесса обучения), взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы , которые рассмотрим более подробно [4].

Основу конструируемой целостности, по-нашему мнению, составляют нормативно заданные цели дошкольного образования в совокупности реализации конструируемых педагогических условий образовательного процесса в ДОО. Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста (Н. В. Бутенко, А. М. Вербенец, В. И. Волынкин, А. Г. Гогоберидзе, И. А. Лыкова и др.) рассматривают в контексте культурных ресурсов как амплификаторов детского развития.

В рамках проведённого исследования выделим педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Содержательные условия включают в себя: творческое проектирование образовательного процесса в условиях интеграции разных видов художественно-творческой деятельности; освоение образовательного пространства музеев в контексте освоения смыслового содержания культуры и искусства как способа чувственно-образного познания мира и социокультурного кода; развитие культурных умений в процессе творческой деятельности, формирующих способность и готовность ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизнедеятельности.

Процессуально-технологические условия реализуются в рамках: использования современных образовательных технологий (развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные и др.), направленных на обновление содержания дошкольного образования; освоения, усвоения и генерирования культурных текстов индивидуальных маршрутов как основы индивидуальной стратегии обучения дошкольников; формирования социального опыта взаимодействия в социокультурной практике саморазвития личности.

Практика работы в ДОО показывает, что целостность образовательного процесса обеспечивается созданием художественно-эстетической среды (в ДОО, в группе) в опоре на принципы: эстетизации детской жизни (Б. Т. Лихачёв), эмоциогенности и психологической комфортности (В. А. Петровский). Н. В. Бутенко указывает, что художественно-эстетическая среда является необходимым условием: формирования у детей проявлений эстетического отношения к миру культуры и искусства; проявлений исследовательского поведения в освоении художественного творчества; развития художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста на всех её уровнях (восприятие, исполнительство, творчество), которая организуется педагогом как «вхождение» ребёнка в общечеловеческую культуру через культуроосвоение, что способствует образованию его личностных и культурных смыслов [2].

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования (п. 3.2.6.-3), качество обучения зависит от организационно-методического и технологического сопровождения образовательного процесса, что предусматривает изменение целевой переориентировки методической работы в ДОО: саморазвитие педагогов при условии активной личностной позиции, готовность педагогов к инновационной деятельности, появление качественно новых ключевых компетенций и профессиональной самоорганизации педагога (С. М. Волкова, Л. М. Волобуева, В. И. Долгова, Е. Б. Кузнецова, А. М. Моисеев, И. В. Никишина, И. А. Урмина и др.).

Реализация содержательных и процессуально-технологических условий обеспечивается вариативностью современных педагогических ресурсов (медиа ресурс, музейный, ресурс накопления представлений о народном и декоративно-прикладном творчестве, ИКТ, художественная-эстетическая среда), дидактических средств (педагогический потенциал искусства, художественно-искусствоведческие средства, художественные изобразительные материалы и др.), форм обучения (искусствоведческие экскурсии, познавательные прогулки, мини-музей в группе и др.) и ориентированностью педагога на социокультурные ресурсы ДОО с возможностью их применения в практике работы с детьми [1].

Методико-технологическое сопровождение процесса обучения по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с точки зрения системного подхода обеспечивает качественное функционирование объекта во взаимосвязи элементов этого объекта (компетентный педагог, продукт педагогической деятельности, семья и др.)

Резюмируя вышеизложенное, отметим следующие моменты. Образовательный процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста представляет собой часть сложной педагогической системы с особенностями её функционирования в ДОО. Конструктивная целостность образовательного процесса обеспечивается совокупностью компонентов системы — педагогическими условиями, художественно-эстетической средой и методико-технологическим обеспечением процесса обучения в взаимосвязи компонентов системы (компетентный педагог, продукт педагогической деятельности, семья и др.). Гарантией целостности педагогической системы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне практики, на наш взгляд, будет являться адекватность реализации проекта образовательного процесса.

Литература:

  1. Бутенко Н. В. Методические рекомендации по курсу «Теория и методика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»: учебно-методическое пособие/ Н. В. Бутенко. — Челябинск: Южно-Уральский научный центр (РАО), 2021. — 122 с.
  2. Бутенко, Н. В. Управление качеством образования: теоретический аспект // Актуальные проблемы дошкольного образования: мат-лы XIX Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 30 апреля 2021 г.) / сост. А. В. Скатарова / отв. ред. Б. А. Артёменко. — Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. — С. 92–97.
  3. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. — Москва: Рус. яз, 2001. — 856 с.
  4. Лампарская, Е. В. К вопросу о функциях управления качеством образования // Актуальные проблемы дошкольного образования: мат-лы XX Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 29 апреля 2022 г.) / сост. А. В. Скатарова / отв. ред. Б. А. Артёменко. — Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. — С. 280–284.
  5. Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования: учеб. пособие / Н. Л. Худякова. — Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. — 230 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие детей, системный подход, художественно-эстетическая среда, дошкольное образование, художественно-творческая деятельность, компетентный педагог, методико-технологическое обеспечение процесса обучения, педагогическая деятельность.


Похожие статьи

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии...

Формирование среды для культурно-эстетического образования

В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образователь...

Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрываются особенности социализации детей и подростков в условиях хореографического коллектива, описываются его преимущества в процессе дальнейшего профессионального и личностного становления обучающихся.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Воспитание и развитие дошкольников в детском саду

В статье проводится теоретический анализ понятий «воспитание» и «развитие», выделяются ключевые аспекты их сущности. Автором определено соотношение воспитательных и развивающих задач, которые ставит перед педагогическим коллективом дошкольной образов...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Похожие статьи

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии...

Формирование среды для культурно-эстетического образования

В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образователь...

Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрываются особенности социализации детей и подростков в условиях хореографического коллектива, описываются его преимущества в процессе дальнейшего профессионального и личностного становления обучающихся.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Воспитание и развитие дошкольников в детском саду

В статье проводится теоретический анализ понятий «воспитание» и «развитие», выделяются ключевые аспекты их сущности. Автором определено соотношение воспитательных и развивающих задач, которые ставит перед педагогическим коллективом дошкольной образов...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Задать вопрос