В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурированности и целостности в их логической взаимосвязи.
Ключевые слова: система, системный подход, педагогические условия, методико-технологическое обеспечение, художественно-эстетическое развитие, дети дошкольного возраста.
The article presents the organization of work on the artistic and aesthetic development of preschool children at the level of designing a system representation of the object — the educational process in the preschool educational institution, which includes the components of structuring and integrity in their logical relationship.
Keywords: system approach, pedagogical conditions, methodological and technological support, artistic and aesthetic development, preschool children.
В системе дошкольного образования сегодня наблюдается переориентация со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки целостного развития и становления личности, что ставит педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотра использования традиционных подходов в контексте обновления проектирования образовательного процесса, отвечающего требованиям российских образовательных стандартов.
Необходимость применения системного подхода в педагогике как системообразующего обусловлена ориентированностью педагогики на построение целостного образовательного процесса (основанного на знаниях о закономерностях построения системных образов целостных объектов) и обоснована целостной организацией системного исследования, что отражено в работах П. К. Анохина, Ю. С. Вяткина, К. В. Краевского, В. П. Кузьминой, Г. П. Щедровицкого и др. Различные подходы к построению целостной системы обучения представлены исследованиями Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Т. И. Ильиной, А. С. Мищенко и др. Важной составляющей системного подхода в педагогике являются принципы как исходные положения и правила деятельности по качественному преобразованию системных объектов: принципы целостности и структурности, целенаправленности и управляемости, развития и коммуникативности.
В словаре иноязычных слов Л. П. Крысина понятие «система» (от лат «system» — соединённое, составленное из частей) трактуется как нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных частей, находящихся в определённой взаимосвязи [3, с. 645]. Н. Л. Худякова отмечает, что получение целостного изображения объекта решается через организацию системного исследования, основу которого составляет построение образа исследуемого объекта с применением знаний теории систем [5, с. 53].
В нашем исследовании системный подход используется применительно по отношению к объекту — образовательному процессу по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, построение которого ориентировано на развитие ребёнка как целостной, полноценной личности — субъекта самоизменения, саморазвития и самосозидания в художественно-творческой деятельности. Формирование целостной личности ребёнка обеспечивается педагогическим проектированием модели образовательного процесса на основе ценностно-смысловых ориентиров общества для развития личностных качеств в дошкольном возрасте в художественно-творческой деятельности (любознательность, интерес, активность, инициативность, самостоятельность, творчество).
В рамках проведённого исследования системного подхода к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста рассмотрим порядок построения образов объекта, отражающих его целостность. В нашем исследовании системность включает в себя следующие компоненты: структурированность , которая обеспечивается системообразующим компонентом — педагогическими условиями; целостность образовательного процесса (художественно-эстетическая среда и методико-технологическое обеспечение процесса обучения), взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы , которые рассмотрим более подробно [4].
Основу конструируемой целостности, по-нашему мнению, составляют нормативно заданные цели дошкольного образования в совокупности реализации конструируемых педагогических условий образовательного процесса в ДОО. Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста (Н. В. Бутенко, А. М. Вербенец, В. И. Волынкин, А. Г. Гогоберидзе, И. А. Лыкова и др.) рассматривают в контексте культурных ресурсов как амплификаторов детского развития.
В рамках проведённого исследования выделим педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Содержательные условия включают в себя: творческое проектирование образовательного процесса в условиях интеграции разных видов художественно-творческой деятельности; освоение образовательного пространства музеев в контексте освоения смыслового содержания культуры и искусства как способа чувственно-образного познания мира и социокультурного кода; развитие культурных умений в процессе творческой деятельности, формирующих способность и готовность ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизнедеятельности.
Процессуально-технологические условия реализуются в рамках: использования современных образовательных технологий (развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные и др.), направленных на обновление содержания дошкольного образования; освоения, усвоения и генерирования культурных текстов индивидуальных маршрутов как основы индивидуальной стратегии обучения дошкольников; формирования социального опыта взаимодействия в социокультурной практике саморазвития личности.
Практика работы в ДОО показывает, что целостность образовательного процесса обеспечивается созданием художественно-эстетической среды (в ДОО, в группе) в опоре на принципы: эстетизации детской жизни (Б. Т. Лихачёв), эмоциогенности и психологической комфортности (В. А. Петровский). Н. В. Бутенко указывает, что художественно-эстетическая среда является необходимым условием: формирования у детей проявлений эстетического отношения к миру культуры и искусства; проявлений исследовательского поведения в освоении художественного творчества; развития художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста на всех её уровнях (восприятие, исполнительство, творчество), которая организуется педагогом как «вхождение» ребёнка в общечеловеческую культуру через культуроосвоение, что способствует образованию его личностных и культурных смыслов [2].
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования (п. 3.2.6.-3), качество обучения зависит от организационно-методического и технологического сопровождения образовательного процесса, что предусматривает изменение целевой переориентировки методической работы в ДОО: саморазвитие педагогов при условии активной личностной позиции, готовность педагогов к инновационной деятельности, появление качественно новых ключевых компетенций и профессиональной самоорганизации педагога (С. М. Волкова, Л. М. Волобуева, В. И. Долгова, Е. Б. Кузнецова, А. М. Моисеев, И. В. Никишина, И. А. Урмина и др.).
Реализация содержательных и процессуально-технологических условий обеспечивается вариативностью современных педагогических ресурсов (медиа ресурс, музейный, ресурс накопления представлений о народном и декоративно-прикладном творчестве, ИКТ, художественная-эстетическая среда), дидактических средств (педагогический потенциал искусства, художественно-искусствоведческие средства, художественные изобразительные материалы и др.), форм обучения (искусствоведческие экскурсии, познавательные прогулки, мини-музей в группе и др.) и ориентированностью педагога на социокультурные ресурсы ДОО с возможностью их применения в практике работы с детьми [1].
Методико-технологическое сопровождение процесса обучения по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с точки зрения системного подхода обеспечивает качественное функционирование объекта во взаимосвязи элементов этого объекта (компетентный педагог, продукт педагогической деятельности, семья и др.)
Резюмируя вышеизложенное, отметим следующие моменты. Образовательный процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста представляет собой часть сложной педагогической системы с особенностями её функционирования в ДОО. Конструктивная целостность образовательного процесса обеспечивается совокупностью компонентов системы — педагогическими условиями, художественно-эстетической средой и методико-технологическим обеспечением процесса обучения в взаимосвязи компонентов системы (компетентный педагог, продукт педагогической деятельности, семья и др.). Гарантией целостности педагогической системы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне практики, на наш взгляд, будет являться адекватность реализации проекта образовательного процесса.
Литература:
- Бутенко Н. В. Методические рекомендации по курсу «Теория и методика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»: учебно-методическое пособие/ Н. В. Бутенко. — Челябинск: Южно-Уральский научный центр (РАО), 2021. — 122 с.
- Бутенко, Н. В. Управление качеством образования: теоретический аспект // Актуальные проблемы дошкольного образования: мат-лы XIX Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 30 апреля 2021 г.) / сост. А. В. Скатарова / отв. ред. Б. А. Артёменко. — Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. — С. 92–97.
- Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. — Москва: Рус. яз, 2001. — 856 с.
- Лампарская, Е. В. К вопросу о функциях управления качеством образования // Актуальные проблемы дошкольного образования: мат-лы XX Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 29 апреля 2022 г.) / сост. А. В. Скатарова / отв. ред. Б. А. Артёменко. — Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. — С. 280–284.
- Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования: учеб. пособие / Н. Л. Худякова. — Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. — 230 с.