Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни.
Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования являются занятия художественным и прикладным творчеством, которые обнаруживают способности и интересы ребенка, дают возможность почувствовать свою значимость.
Таким образом, музыкальное воспитание может содействовать достижению ребенком необходимого уровня общего развития, равного или близкого возрастной норме, что позволяет ему адаптироваться в среде нормально развивающихся сверстников, успешнее социализироваться в обществе.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, дополнительное образование.
This article analyzes the problems of socialization and integration of children with disabilities (HIA) in the changing socio-economic and political conditions of life.
It was revealed that one of the conditions for successful socialization of children with HIA in additional education system is class art and applied art, which detect the abilities and interests of the child, provide an opportunity to feel their importance.
Thus, music education can help achieve the required level of general child development at or near age norm, which allows it to adapt to the environment normally developing peers, socialize successfully in society.
Keywords: music education, children with disabilities, socialization, additional education.
Развитие культуры и цивилизации обострили проблему социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к меняющимся социально-экономическим, политическим условиям жизни, к различным формам их обучения и воспитания.
В условиях постоянного изменения социокультурного окружения, стремительно развивающихся новых информационных технологий, которые призваны облегчать и упростить повседневное общение (компьютерная сеть, телевизионные мосты, чаты и т. д.) однако не приводят к желаемому результату, детям с ОВЗ все сложнее получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Все больше детей и молодежи заменяют реальные диалоги в повседневной жизни, игры, занятия и даже друзей на виртуальные, проводя все свободное время в интернете, что затрудняет процесс их социализации.
Опираясь на исследования С. Н. Гаврова, Н. Д. Никандрова, можно процитировать — «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения» [3].
В процессе социализации, безусловно, большую роль играют учреждения дополнительного образования.
Социально-экономические преобразования последнего десятилетия актуализировали необходимость модернизации и реформирования социальных институтов и, в первую очередь, общего и дополнительного образования. Современная ситуация как в мире, так и в стране предъявляет новые требования к качеству современного образования, которое рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность этого процесса в обществе различных социальных групп в том числе и детей с ОВЗ, его соответствие потребностям и их ожиданиям.
Отличительной характеристикой современных моделей управления образованием является вариативность, нормативная основа которой раскрывается в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992, редакции — 1997, 2006 гг.).
Именно вариативность обеспечивает построение более гибкой системы образования и дополнительного образования в том числе, способной адекватно реагировать на любые изменения внешней среды, в частности, на запросы непосредственных потребителей образовательных услуг — детей, родителей, общественности [1]. Статус учреждений дополнительного образования детей (УДО) был утвержден Законом Российской Федерации «Об образовании». В Концепции модернизации российской системы образования указывается на важность и значение дополнительного образования детей, которое в большей степени направлено на развитие склонностей, способностей и интересов, приобретение личностного, социального и профессионального опыта.
Интегративный и вариативный подходы имеют особое значение в деятельности УДО, которое предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, содержание образовательных программ определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Оно характеризуется разнообразием содержательных форм деятельности и образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.). Анализ сложившейся в стране практики деятельности УДО свидетельствует о том, что они имеют гибкую и многофункциональную структуру.
Одной из черт, характеризующей современную систему образования и дополнительного образования в том числе, является изменение взглядов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание образования таких детей — один из факторов экономического и социального прогресса, обеспечивающих формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования является занятия художественным и прикладным творчеством, которые выявляют способности и интересы ребенка, его особую одаренность в той или иной сфере деятельности, дают возможность почувствовать свою значимость.
В подавляющем большинстве занимающиеся в художественно-творческих объединениях дети с ограниченными возможностями здоровья не могут и не становятся профессиональными певцами, художниками или актерами, но их участие в творческой деятельности активизирует личностные ресурсы, является мощным социализирующим и культурно — интегративным фактором жизнедеятельности. Искусство выступает как средство адаптации и социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала.
Возможности использования музыкальных средств, способных позитивно воздействовать на эмоциональное состояние детей с ОВЗ в последние годы начинают привлекать все большее внимание. Одной из основных прерогатив музыкального искусства состоит в том, что оно, в силу своих особенностей, может оказывать влияние на духовную организацию личности, определять систему ее ценностей, формировать мировоззрение и углублять социальный опыт, воспитывать гуманистические идеалы. Музыкальное искусство может содействовать достижению ребенком необходимого уровня общего развития, равного или близкого возрастной норме, что позволяет ему адаптироваться в среде нормально развивающихся сверстников, успешнее социализироваться в обществе.
Музыкальная деятельность способствует формированию и развитию эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни. Раннее включение детей с ограниченными возможностями здоровья в музыкально-коррекционные мероприятия, способствуют активному преодолению имеющихся нарушений, положительному социокультурному изменению личности.
Научно доказано благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную. Выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, мобилизуют резервные силы, снимают психоэмоциональное напряжение, стимулируют творческое начало, получили свое развитие в теории и практике арт-терапии.
Именно эти положения отечественных и зарубежных ученых легли в основу научного обоснования использования музыки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (Ворожцова О. А. [2], Гудина Т. В. [4], Петрушин В. И. [5], Терлецкая О. В., Сысуева В. Ф. [6], Шушарджан С. В. [7] и др.) [3].
Коррекционно-развивающая направленность музыкального искусства по отношению к детям с проблемами в развитии обусловлена тем, что оно является источником позитивных переживаний ребенка с ОВЗ. Музыкальное искусство — один из самых мощных инструментов данных человечеству, способный управлять эмоциями, разумом, настроением, здоровьем, обогащает социальные представления детей об обществе, природе, о быте и традициях. Включенность в музыкально-художественное сотворчество удовлетворяет их креативные потребности, приобщает к музыке как живому искусству.
Основными задачами музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья являются: развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом психофизиологических возможностей каждого ребенка; формирование основ музыкальной культуры личности с помощью различных видов музыкальной деятельности; развитие общей духовной культуры и воспитание ценностных установок; оптимизация образного мышления как важнейшего фактора художественного постижения мира; компенсация недостатков в развитии эмоциональной сферы детей с ОВЗ [3].
Таким образом, музыкальное искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой — средством социализации и воспитания личности.
Вводные занятия в школе искусств в группах эстетического воспитания с обучением на музыкальных инструментах позволяют выявить следующие проблемы у обучающихся с ОВЗ:
— слабо развито метроритмическое чувство, необходимое для гармоничного формирования ребенка в целом;
— недостаточно развито слуховое внимание, которое является базисным фактором для успешного обучения и навыков общей концентрации и сосредоточения ребенка;
— отсутствует либо неудовлетворительно развит интерес к познавательной деятельности;
— диагностируется общее недоразвитие координации (между слухом и голосом, двигательной сферой);
— недостаточно сформированы коммуникативные навыки;
— отмечается внутренняя психологическая и эмоциональная скованность детей.
Предполагается, что обучение может быть рассчитано на семь лет и включает в себя три этапа в становлении и развитии детей.
Начальный этап соответствует двум первым годам обучения, который характеризуется относительно пассивным накоплением умений и впечатлений в социокультурном опыте ребенка, выстраиванием конструктивной деятельности. Первый этап отличается управляемыми репродуктивными действиями. Необходимо было привлечь детей к музыкальным занятиям. Использовалось включение в коллективную разностороннюю музыкальную деятельность (пение, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, музыкальные и развивающие игры, релаксирующие упражнения, игра на музыкальных и музыкально-шумовых инструментах (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка)), а так же знакомство с выбранным музыкальным инструментом.
На этом этапе особое внимание уделяется формированию и развитию слухового внимания, его активизации и концентрации. Благодаря использованию игровых приемов, задействуются различные анализаторы системы: зрительная, осязательная, моторно-кинестетическая.
Не менее важным является формирование метроритмического чувства и представлений, которые развиваются на основе активного использования моторно-кинестетических и зрительно-пространственных методов и приёмов. Особое внимание на первом этапе уделяется развитию мотивационной психической деятельности ребенка.
На втором этапе (3–5 годы обучения) на первый план выходит принципиально иной подход, связанный с обучающими задачами. Шлифуются, оттачиваются, совершенствуются и расширяются базисные навыки и умения. Большую роль играет активное применение социокультурного опыта ребенка, а так же полученные знаний и умений, приветствуются и поощряются попытки сочетать, творчески трансформировать и переносить информацию и навык на другой вид социокультурной деятельности.
На втором этапе обучения наблюдались самостоятельные репродуктивные действия. Нами реализовались задачи формирования музыкальной грамотности детей с акцентом на развитие творческой активности, чему способствовало использование наглядно-образных средств на учебных музыкальных занятиях (рисунки к песням, стихи, подбор репродукций, игрушек, инсценировки песен, сочинительство).
Также на первый план выходят навыки элементарного музицирования и импровизации на выбранном музыкальном инструменте. На этом этапе, как правило, отмечается развитие творческой свободы и психической раскрепощенности детей с ОВЗ.
Третий этап (6–7 годы обучения) предполагает дальнейшее обогащение социокультурного опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья и перенос на другие виды деятельности в обычной жизни, углубление навыков и умений, их активное творческое использование.
На третьем этапе имели место самостоятельные продуктивные действия, проявление инициативы, активности, повышение ответственности. Мы включали детей в творческую музыкальную деятельность (участие в концертах для родителей, праздниках, конкурсно-игровых мероприятиях), а так же как самостоятельное, так и ансамблевое музицирование на обучаемом инструменте.
Таким образом, занятия детей с ограниченными возможностями здоровья в музыкальной школе в группах эстетического воспитания с обучением на музыкальных инструментах способствуют успешному накоплению социокультурного опыта и его переносу в обычную жизнь, личностному становлению, помогают развить коммуникативные навыки, формируют новый круг общения и порой помогают выбрать ребенку профессиональную ориентацию, создают ситуацию успеха.
Учреждения дополнительного образования позволяют дополнить, осуществляемое в образовательном учреждении общее образование и способствуют раскрытию индивидуальных способностей детей с ОВЗ, а так же их самореализации и самовыражению. Дети с ОВЗ, руководствуясь своими способностями, интересами и психофизиологическими возможностями, могут посещать различные по содержанию образовательные объединения (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.) и музыкальные школы в том числе. Активное включение детей с ОВЗ в творческую деятельность, приобщение к музыкальной культуре способствует эффективной их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, способствует более разностороннему и гармоничному развитию личности.
Литература:
- Алиева Э. Ф., Жильцова О. А. Дополнительное образование школьников: диагностика личностных достижений: монография. Москва: Федеральный институт развития образования, 2015. 269 с.
- Ворожцова О. Д. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. 88 с.
- Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности //Вестник УРАО, 2008. № 5. С.21
- Гудина Т. В. Музыкальное воспитание в системе социокультурной адаптации и интеграции детей с задержкой психического развития: автореф.дисс.канд.дисс.: 13.00.05, 13.00.03. Санкт-Петербург, 2005–22 с.
- Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. М.: ВЛАДОС, 2000. 176 с.
- Терлецкая О. В., Сысуева В. Ф. Применение музыкальных средств в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями //Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сборник статей, 2018. С. 472–478
- Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Антидор, 1998. 361с.