В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также формирование здоровьсберегающих компетенций у учащихся.
Ключевые слова: компетенция, здоровьесбережение, учащиеся, школа, формирование, ФГОС.
Наличие и сохранения здоровья является одним из основных условий развития благосостояния, как отдельной личности, так и общества в целом.
На современном этапе образования осуществляется тенденция движения к понятиям «компетентность» и «компетенция». Одной из основных компетенций, формируемых в процессе обучения, становится здоровьесберегающая. Данная компетенция содержит в себе:
а) круг вопросов здоровья, в которых компетентный обучающийся обладает опытом и знаниями;
б) совокупность умений и навыков;
в) совокупность знаний по осуществлению деятельности в рамках круга вопроса.
Понятие «компетенция» возникло в контексте нового подхода к кадровому потенциалу на Западе, позволившего удовлетворить возникающие потребности человека в адаптации к резким изменениям технологий и требований к работе. Подобный подход позволяет описывать компетенции как способность, которая вырабатывается на основе деятельности, базируется на знаниях и ценностях, а также позволяет индивидууму интегрировать знания и применять их в условиях окружающей действительности, открывать новые пути для преодоления трудностей. Компетенция предполагает наличие опыта самостоятельной деятельности.
И. А. Зимняя рассматривает здоровьесберегающую компетенцию в контексте компетенции, которая соотносится с человеком как с личностью, субъектом деятельности, взаимодействия. Автор включает в состав компетенции знание и соблюдение норм здорового образа жизни, понимание опасности табачного дыма и алкоголизма, знание и соблюдение правил личной гигиены и быта, физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни.
По мнению доктора педагогических наук — А. В. Хуторского, здоровьесберегающие компетенции развиваются во время деятельности школьников и содержат ряд принципов:
— обладать опытом ориентировочной и природоохранной деятельности в природных условиях;
— знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
— положительно относиться к собственному здоровью, владеть методами эмоциональной саморегуляции, физического самосовершенствования, самоконтроля и самоподдержки;
— знать правила личной гигиены и применять их, уметь заботиться о своем здоровье, владеть техникой личной безопасности и способами оказания доврачебной помощи;
— владеть элементами психологической грамотности и полового воспитания;
— обладать двигательным опытом, уметь использовать его в организации активного отдыха и досуга, в массовых формах соревновательной деятельности;
— знать факторы, положительно влияющие на общее физическое состояние;
— уметь отбирать индивидуальные средства и методы для развития своих личностных, физических и психических характеристик.
Современные исследователи выделяют три компонента здоровьесберегающей компетенции. Данные компоненты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные компоненты здоровьесберегающей компетенции
Существует два направления формирования здоровьесберегающих компетенций, отобразим их на рисунке 2.
Рис. 2. Основные направления формирования здоровьесберегающих компетенций у обучающихся
Нами был выявлен ряд педагогических условий формирования здоровьесберегающих компетенций у обучающихся на уроках:
— учет специфики возраста и личностных качеств обучающихся;
— акцент на формировании основных компонентов здоровьесберегающей компетентности обучающихся;
— использование нестандартных форм проведения уроков;
— создание благоприятного психологического климата в классе;
— обеспечение дифференцированного подхода при организации домашнего задания;
— использование на уроке наглядного материала (презентации, видеоматериалы, плакаты, схемы, таблицы, карты, модели, макеты);
— внедрение в урок обучающих, здоровьесберегающих, творческих игр и игровых упражнений;
— обеспечение интеграции учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
— применение здоровьесберегающих технологий и методик;
— актуализация рефлексии обучающихся с целью выявления путей и способов непрерывного саморазвития и самосовершенствования средствами здоровьесберегающей деятельности.
Следование вышеперечисленным условиям гарантирует прогресс в изменении показателей индикаторов здоровья во всех его отношениях, а также формирование здоровьесберегающей компетенции у учащихся.
Литература:
1. Базаров, Т. Ю. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания / Т. Ю. Базаров, А. К. Ерофеев, А. Г. Шмелев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2014. — № 1.
2. Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспересс-контроль в школе и дома / В. Ф. Базарный. — Москва: Аркти, 2005.
3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект / И. А. Зимняя // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования». — 2006. — № 8.